2lingual

Category:

СМОТРЕТЬ КИНО ПО-РУССКИ...

...писать на него рецензии и публиковать их на новом сайте www.detfilm.ru

Сегодня у нас гостевой пост от Татьяны Асакура. Поговорим о личном опыте и интересном проекте. Поговорим о просмотре фильмов и написании рецензии. Родители подростков и учителя, записывайте идеи! А я передаю слово автору. 

Такой интересный проект настиг нас в каникулы, и полтора месяца дочь смотрела кино, обсуждала в группе и писала на сайт. Мне вначале казалось: чего проще, мы же давно смотрим, любим, говорим даже. Можно и написать. 

Первый блин вышел таким ужасным, что хотелось все бросить. Смотрим фильм «Ура! Каникулы!»: «Их объединяет праздник и загадочная пропажа колье из музея, что приводит к находке, подарку, согласию возлюбленной и — хэппи-энду. И Паша получил уважение Тамары, и Катя сблизилась с ним». 

Не читается и не пишется. Если не пересказывать сюжет, то о чем и как писать, если мы говорим иным,  разговорным языком и простыми словами, дополняем их жестами и интонацией. Как это все передать на письме, как объяснить почему понравилось и не понравилось? Чем? Насколько?

Смотрю на эволюцию требований австралийской школы к умениям «реакция на визуальный стимул - текст содержит суждение».. Если в 1-3 классе должно быть вступление с описанием объекта, его категоризацией и чувствами к нему, затем минимум 2 предложения с суждением (мне нравится, потому что...), то к 7 и 8 классу суждение о том, что понравилось или не понравилось должно быть в одной теме, начинаться с контекста: что за работа, кто создатель, когда создана, для кого, частью или элементом чего является. Потом еще обобщение оценок, подтверждение каждого высказывания о сюжете, персонажах и структуре повествования.

И не спойлерить фильм. 

Дочь на русском оказалась где-то на уровне 4 или 5 класса, когда, вроде, вступление есть, слова одобрения или осуждения понятны, суждение подтверждено примерами, даже может быть заключение. Но читать невозможно.

Как сказать то, что думаешь, чувствуешь? Как написать сказанное и не потерять мысль? Как эту мысль донести до читателя, не расплескав, не уходя в описание - мы об этом говорили всю первую неделю. Поговорили, а письмо все там же...

Поэтому, стали работать по алгоритму. 

Шаг 1 . Просто посмореть фильм доброжелательным взглядом.

Обычно мы смотрим от начала до конца, чтобы понять сюжет и разобраться в персонажах. До просмотра полезно прочитать содержание или отзыв. Посмотреть и послушать свои чувства, согласиться или не согласиться с чужой оценкой. Руковоитель проекта всегда дополняет фильм ссылками на рецензии и обсуждения фильма.  

Шаг 2. Пересмотреть фильм критическим взглядом.

Теперь ставим на паузу каждую сцену. На планшете лист бумаги, в руках карандаш. Записываем: тема сцены, цитаты, образы или приемы. Свет, звук, намеки, аллюзии.

Шаг 3. На ключевые сцены заполнить лог - табличку.

Сцена — вводные кадры. Техники — приближение и замедленное движение персонажа. Анализ — зрителя приглашают почувствовать, как мальчик наслаждается движением. Переход к широкому обзору — мы видим, какой он неуклюжий по сравнению с танцовщицами ( Билли Эллиот).

Шаг 4. Какие темы в сцене, о чем она, о чем фильм.

С первого раза не получается сформулировать, о чем фильм. Анализ сцен подскажет куда смотреть, но обобщить мысль трудно. Проще прочитать комментарии к фильму, обсуждения и интервью с режиссером. 

Кино, как и текст, зависит от интерпретации цитат, так что цитаты поймать,   выписать, проанализировать — это путь к темам. Нет, фильм не о мальчике и дяденьке. Нет, он не о краже. Нет, не о путешествиии. Тогда о чем?

О чем ты подумала, когда смотрела эту сцену? А ту? Что он или она сказала? Что сделали люди? Как сделали? Это пишется простыми словами.

Шаг 5 и последний. Назвать и проанализировать техники съемки.

На 2-3 ключевые сцены рассмотреть технику и обсудить, как она помогает передать смысл.

Хорошие вопросы

Мы посмотрели фильм, сделали пометки. Со своими идеями дочь подключается к скайпу, и сценарист Татьяна Мирошник задает им вопросы, предлагает обсудить фильм. Чтобы выйти за рамки «понравилось — не понравилось», надо задавать вопросы

Про сюжетную линию: о чем был фильм, что лежало в основе сюжета? Какие персонажи главные, сколько их? Чем они особенны, какие у них принципы, черты характера, манера поведения? Каковы отношения между героями? Приходилось ли вам сталкивать ся с подобными ситуациями?

Про личное восприятие: кто был тебе симпатичен, кто вызвал неприязнь? Кто вызывает: сочувствие, злость, презрение зависть? Почему? 

Как бы ты поступил на месте героя? Что сделал бы иначе? (сверяем нравственные оиентиры, проясняем свое отношение к поступкам — тут дети ругались, спорили, и очень важно не переходить на критику чужого мнения)

Какие эмоции вызвал фильм, что рассмешило, расстроило или рассердило? Кому бы порекомендовали фильм посмотреть, для кого он?

Какие в фильме встретились символы?

Какова основная проблема или конфликт? Почему такое название дали, как оно раскрывает главную тему фильма?

Какие фильмы освещают похожие проблемы?

Дети не хотят говорить про себя лично, потому что «это слишком глубоко», потому что непонятны чувства, потому что задумалась — и не вышла из мысли в слова. Оказалось, трудно думать словами. Слова не складываются в предложения и абзацы. Вот, написала она красивую мысль: «Не воспоминания светлые, а жизнь серая». С ней надо что-то делать, а опыта нет. Давно были «письменные практики», когда писались свои мысли. Потом годы школьных упражнений не создали библиотеки своих образцов, а дали понять, что свое дурное, ничего не стоящее, а вот переписывание и дополнение пробелов — это самое необходимое в умении писать. Еще , наверное, создает иллюзию того, что все хорошо, «комплексный анализ текста», где надо определить тему текста, подчеркнуть предложение, в котором выражена главная мысль. С таким опытом сесть и написать рецензию — задача титаническая. Поэтому, пишет дитя тезисами, короткими предложениями, как второклассник. И получается «рыба».

Пробовали писать план, как учили. Вместо него, проще набросать список – о чем хочу сказать. Потом «рыба». А потом по предложению: у нас есть основа. Допиши существительные, прилагательные чтобы уточнить детали и расширить мысль. Затем, возьми свое предложение и начни его с обстоятельства: где, каким образом. Потом возьми все это, и соедини с пояснением словами потому что, для того, чтобы, если бы не, несмотря на....

Было: это не воспоминания у Лели и Миньки цветные, это жизнь в 1932 году серая.

Стало: В экранизации рассказов Зощенко о детстве до революции и гражданской войны режиссер играет с цветом кадра, чтобы показать какие теплые воспоминания вызывают предметы из детства о родном доме и семье.

В финале мысль вообще может поменяться, но нам важно поговорить. 

Дочери сейчас 14 лет, и русская школа уже три года как брошена. Мы переехали, и занятия родными языками прекратились совсем. Недавно обсуждали: что делать, если ушли из русской школы. Как продолжать читать и писать на русском. Вот, эти рецензии дали нам шанс. 

У дочери совсем не осталось мотивации писать на русском. На японском вообще навык забыт, те «уроки», которые предлагают, не стоят потраченного времени и сил: заполнение клеточек по образцу — это не письмо. «Как спланировать свой текст, написать его, отредактировать и дать кому-то почитать» стало почти неразрешимой задачей. А через три года придет экзамен «русский как родной», и там попросят написать свои впечатления от текста, картины или иного «визуального стимула». Мы продолжим смотреть и писать. Присоединяйтесь!

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.