2lingual

Categories:

Карта года: 8 часов, потраченные с пользой

Очень и очень давно обещанный пост! Сегодня мы наконец поговорим о карте года. Многие из вас с ним уже немного знакомы после коротенького поста в ФБ и эфира в инстаграм, а новеньким напомню, что он больше всего актуален детям, которые учатся по программе российской общеобразовательной школы. То есть детям, которым в течение года надо усвоить большой объем информации.

Что это? 

Карта года - это раскрытие перед ребенком его будущего маршрута на текущий учебный год. Такой схематичный разбор самых главных и самых сложных тем. У меня, например, на составление такой карты уходит восемь занятий в августе, до начала учебного года. Кто-то может сказать, что в начале года не стоит тратить 8 часов на темы, которые будут в дальнейшем по программе. Создается впечатление, что ребенок и так усвоит материал и будет тот же результат. Но такого же результата не будет. Например, если ребенок обучается по программе русской школы, то ситуация у очень многих детей примерно одинаковая: дети не успевают проходить программу глубоко, идут по верхам и пытаются успеть к полугодовой и годовой контрольным. При таком подходе нет возможности углубиться в тему: программа слишком объемная. И если первый класс - это довольно просто, то чем дальше, тем сложнее успевать за программой. 

Когда мы даем детям в начале учебного года карту, которая нас сопровождает в течение всего года, нам удается углубиться в программу. Удается пройти то, что могло быть пропущено, добавить практики к тем темам, на которые в обычном расписании нет времени. Карта даёт возможность потратить больше времени на запоминание и отработку каких-то сложных тем: одно дело усвоить проверку безударной за месяц, другой - за целый год. Поэтому я очень рекомендую потратить эти условные 8 часов на составление карты, чтобы в дальнейшем сэкономить время и унести из программы то, что в противном случае ребенок взять бы не смог. 

Карту несложно построить, если у вас на руках есть учебник. 

Я делаю ее из склеенных скотчем листов А4. Если вы занимаетесь дома с ребенком, то можете взять ватман и работать с ним. Но мне больше нравится формат А4, потому что он имеет ограничения. На огромном листе бумаги мы не понимаем, откуда начать и сколько можем уделить места той или иной теме. На одном листе А4 у нас может поместиться 1 крупная тема. Кроме того, склеенные гармошкой А4 удобно складывать. 

Как составляется программа уроков, и как определить, что записывать на вашу карту года?

  1. Мы берем учебник и сначала выписываем словарные слова на картонные карточки. Выделяем сложные буквы. Я делю весь список словарных слов на 8 занятий, на каждом уроке мы пишем диктант. Когда 8 уроков пройдены, задача на ближайший год - продолжать работать со словарными словами на карточках таким образом: берем две коробочки, все карточки складываем в одну, а вторая остаётся пустой. Ребенок перед выполнением домашнего задания вытягивает 10 карточек наугад. Не по алфавиту, а наугад. По этим карточкам пишем диктант. Карточки, по которым диктант написан без ошибок, перекладываем в другую коробочку. Карточки, на слова из которых в диктанте были сделаны ошибки, возвращаем в первую коробку. Когда все слова перемещены во вторую коробочку, меняем коробки местами и начинаем по новой. Таким образом, дети пишут диктанты, на которые уходит 3 минуты, но в конце года у ребенка нет проблем со словарными словами. 
  2. Пишем список. Для примера возьмем учебник за 4-й класс «Школа России». На форзац вынесена вся важная информация: таблицы, схемы, классификации. Всю эта информация вам пригодится. Далее - просматриваете учебник, выписываете ключевые темы, которые ребенок должен изучить: грамматика, орфография и пунктуация. У вас получится небольшой список. Обязательно посмотрите, с какими частями речи предстоит работать. 
  3. Посмотрите полугодовую и годовую контрольные за ваш год. Если вы учитесь в экстернате, то экстернат дает образцы. Если система обучения не предоставляет образцы, то можно погуглить, что дают русские школы: в интернете тоже есть образцы контрольных работ. Посмотрите, что требуется от ребенка в рамках этих контрольных, какие компетенции у него уже должны быть. Проверьте, если ли темы контрольных в вашем списке из пункта 2. Если какой-то темы там еще нет, допишите и выделите цветом. Если эта тема уже есть в списке, то тоже выделите ее цветом, чтобы вы знали: она встретится в контрольной. Вы увидите, что в контрольных работах затронуты самые ключевые темы и компетенции. Контрольная работа не предполагает глубокого изучения темы.
  4. Далее мы выделяем те темы, которые потребуют, на ваш взгляд, много времени на понимание и освоение. Например, определение падежа - сложное задание даже для монолингвов. Но если знать, что такая задача у ребенка будет стоять, то можно начать заранее учиться задавать вопросы к выделенному слову, а затем определять падеж. Можно в процессе выполнения домашних заданий давать “задание со звездочкой”: подчеркивать отдельные слова и просить задавать к ним вопросы. То есть искать возможности для практики в процессе ваших регулярных заданий, и когда по программе ребёнок дойдет до определения падежа, он уже будет знать, что нужно делать.   
  5. Для карты стоит взять 6-8, максимум 10 тем. Не старайтесь сейчас объять необъятное и выучить всю программу за 8 занятий. 
  6. В карту стоит добавить и предмет «Окружающий мир»: там огромный объем лексики. Хватит 2-4 самых объемных темы. Если мы говорим про 4 класс «Окружающего мира» по школе России, то это история России от славянских племен до распада СССР. Это огромный пласт информации, который, на моей памяти, без подготовки не смог переварить еще ни один ребенок. В 4 классе также есть блок с полезными ископаемыми, его стоит выписать в карту, потому что там много терминологии и сложной лексики, которую мы в повседневной жизни не используем. 

Приступаем к составлению карты!

По русскому языку мы сначала пишем карты для частей речи. Если это 4 класс, то это глагол. Пишем вверху страницы крупными красивыми буквами: ГЛАГОЛ. И дальше характеристики этой части речи: время (прошедшее, настоящее, будущее), лицо  (первое, второе, третье), спряжение (первое, второе). У спряжения первого такие-то окончания, у спряжения второго - такие-то. К каждой характеристике приводим примеры, записываем исключения

Получается своеобразный паспорт этой части речи. Все это поместится на лист А4, для исключений можно приклеить дополнительное окошко. Благодаря этой карте ребенок и знакомится с основными признаками, и видит, что лицо у глагола, а не у существительного, что у глагола - спряжение, а у существительного - склонение. В дальнейшем, когда ребенок будет проходить глагол по ученику, по карте можно наблюдать, где мы находимся. Например, мы пока еще на этапе времени, но заодно сразу можем вспомнить и про лицо, и про спряжение. 

По орфографии и пунктуации самое главное - практика. Я советую в течение года регулярно писать небольшие, на 2-4 предложения диктанты на ключевые темы года. Детям, которые учат русский язык вне языковой среды и вне регулярной русской школы, требуется гораздо больше времени на практику.  

Что делать с «Окружающим миром»? 

Например, для темы «полезные ископаемые» выписываем названия со свойствами и способами добычи. После того огромного блока по истории от ребенка требуется понимание, в какой последовательности какие исторические события происходили и в какой последовательности какие исторические личности правили нашей страной. Поэтому мы делаем рисунок или пишем ключевое слово/фразу, ставим стрелочку в сторону, затем снова рисунок - слово/фразу и так далее, чтобы была понятна последовательность.

Что делать с картой после составления? 

Вешаем карту возле учебного места ребенка. Когда в течение года будем проходить новую тему по учебнику, возвращаемся к карте, чтобы посмотреть и вспомнить: где мы сейчас находимся, как связывается текущая тема с предыдущей и той, которая будет после неё, что нам еще стоит вспомнить и повторить. 

NB

В учебниках очень много таблиц, есть соблазн просто сделать копию на принтере и вклеить их в карту. Но намного лучше всё начертить и записать самим, попросить ребенка придумать свои собственные примеры, а не те, которые дает учебник.

Если в процессе составления карты что-то дается ребенку тяжело - сразу делайте себе пометки. Во время выполнения домашнего задания давайте упражнения по теме, с которой возникли трудности, почаще о неё вспоминайте. Таким образом, к моменту, когда эта тема появится в учебнике, ребенок будет к ней готов, а к концу учебного года он точно ее освоит и присвоит.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.