2lingual

Categories:

“Эмоциональная” лексика

Многие мои ученики, которые отлично говорили по-русски, не могли при этом выразить свои эмоции и сносно прокомментировать эмоции героев книг. Ребёнок с очень и очень приличным русским часто с трудом ориентировался в оттенках эмоций: что выбрать между растерянностью и неуверенностью в себе, грустью и плохим настроением? Каким спектром эмоций можно описать переживания героев, кроме “ей грустно”, “ей радостно”, “она боится”. Словарный запас на уровне дошкольника даже в подростковом возрасте и на фоне приличного запаса во многих других областях. 

С эмоциональной лексикой такая проблема, что сама собой она не особенно набирается, а если набирается, то очень медленно. Какие инструменты могут нам помочь?

1. Обычный разговор. По дорогу в сад, школу, магазин. Перед сном и за ужином. Задавая вопросы поинтереснее, чем “как ты провел день”: «Чувствовал ли ты себя сегодня “не в своей тарелке”?» «Хотелось бы тебе вернуться в сегодняшний день и что-то изменить?» «Было ли что-то, о чем ты пожалел?» «Вспомнил ли сегодня какие-то старые события?» Сначала ребенок отвечает односложно, и вы своими речевыми образцами показываете, как можно сказать иначе и точнее, потому что “эмоциональная лексика” - это как про «точнее» . Чем лучше мы подберем оттенок, тем понятнее и нам, и собеседнику будут наши переживания. 

2. Ваши образцы. Ваши ответы на ваши же вопросы, разговоры о том, как прошел ваш день, что заставило переживать, что в какой-то момент переключило настроение, из-за чего волновались и как справились с волнением, что вспомнилось и о чем мечталось. 

3. Чтение. Чем старше ребенок, тем больше возможностей для разговоров предлагает литература. И это вовсе не обязательно какой-то продуманный долгий монолог на тему: на что-то мы можем просто обратить внимание ребенка по ходу чтения, о чем-то можем вспомнить, что-то из прочитанного можем связать с опытом ребенка. На прошедшем марафоне я как раз рассказывала о том, сколько возможностей поговорить предлагают нам с Алисой сейчас книги о муми-троллях. Вот содержание всего нескольких страниц одного рассказа, благодаря которым мы успели многое обсудить:

  • Снусмумрик возвращается в долину. Он одиночка, ему не нужны друзья круглые сутки и круглый год. Хотя он очень дружит с муми-троллем, ему необходимо иногда оставаться одному. 
  • Снусмумрик встречает в лесу существо, которое всегда мечтало его увидеть и коллекционировало истории о нём. Снусмумрик придумывает ему имя, и существо полностью теряет к бывшему кумиру интерес: теперь у него есть свое имя, своя собственная жизнь, и ему больше некогда жить историями о чужой жизни. 
  • Другое маленькое существо придумывает страшные события и монстров, да придумывает так здорово, что начинает полностью в это верить. 

4.  Игры на развитие эмоционального интеллекта. Их много для разного возраста, и в них используется много хорошей, нужной лексики.

Если у вас дошкольник, то подробнее и с разными приёмами я рассказываю об этом в уроке курса “Билингвы-дошкольники”. Но, в любом случае, одно внимание к этому вопросу уже очень многое меняет!

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.