2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

В школе или дома?

У меня есть замечательная возможность наблюдать детей в школе и помогать на консультациях тем, кто занимается с детьми дома. И вот к каким выводам пришла. Уточню сразу, что под «школой» я подразумеваю групповые уроки 1-2 раза в неделю с учителем. Я никогда не работала в воскресных школах при церкви, в кружках, организованных исключительно для проведения досуга и уроков по настроению, без тематического планирования и т.д. И ничего не знаю об их работе и эффективности.

Когда и почему лучше учиться в школе?

1. У школы есть одно самое главное преимущество: система. В хорошей школе есть отработанная программа, которая позволяет и изучать новое, и повторять пройденное, и учиться, и играть. Поэтому ребенка лучше отдать в школу, если вы сами не можете составить полноценную программу, а потом ее придерживаться.

2. В обучении важен баланс и одновременное развитие нескольких навыков: чтение, письмо, речь (термин «говорение» мне все-таки не нравится :)) и восприятие на слух. У почти всех детей с домашним обучением, которых я встречала, были перегибы в какую-то одну сторону. То же самое касается многих и многих взрослых, которые самостоятельно, без преподавателя, учат иностранный язык. Что чаще всего можно услышать от таких взрослых, годами покоряющих английский язык, например? «Я читаю книги, многое понимаю, но говорить не могу». Это одна и та же проблема — отсутствие баланса. Если у вас не получается составлять хорошо сбалансированные планы уроков, то лучше пойти в школу.

3. Главное правило изучения любого языка в любом возрасте — это регулярность. Идеальный вариант — уроки 2 раза в неделю и 1-2 домашних задания. Дома придерживаться такого расписания непросто.

4. Родитель не всегда может быть хорошим учителем, хотя бы потому, что его проще уговорить, отвлечь и т.д. Конечно, из этого правила есть замечательные исключения, но если перед каждым уроком дома вам приходится прилагать уйму усилий только для того, чтобы усадить ребенка, если занятия проходят «из-под палки», если раз в 5 минут ребенку нужно в туалет, попить, поесть, то лучше не мучить друг друга и пойти в школу.


5. Групповые занятия хороши особенно в том случае, когда ребенку для повышения мотивации нужна конкуренция. Такие дети любят игры, в которых обязательно есть проигравший и победитель. Они прекрасно учатся в классе, а дома им скучно.

6. Дети легко запоминают, но быстро забывают. Не умеют концентрироваться на чем-то больше нескольких минут. Им скучно выполнять однообразные задания, им не нравится учить то, в чем они не видят смысла. Если у вас не хватает терпения на то, чтобы в сотый раз объяснять одно и то же, да еще разными способами с попутным повышением мотивации, то лучше все-таки пойти в школу. Мне кажется, отношения в семье от этого только улучшатся.

7. В русском языке много правил и много исключений, причем некоторые из них не поддаются никакой логике. Если вам не хватает теоретической подготовки для того, чтобы объяснять грамматические премудрости, то лучше доверить такую работу учителю.

8. Чем больше собеседников, тем больше мотивации учить русский язык. В школе по-русски можно разговаривать с преподавателем, одноклассниками и их мамами. Это уже языковая среда, хотя бы на пару дней в неделю. Если семья интернациональная, родители говорят на разных языках, а русских родственников и друзей не так уж и много, то языковую среду придется расширять собственными силами. Школа — самый простой способ.

А может быть ребенку лучше заниматься дома?..

1. Если ребенок остро не любит конкуренции. Я не говорю про интровертов, потому что интровертам как раз обычно остро не хватает общения, на которое им самим решится сложно. Я говорю именно о неприязни к конкуренции. Такие дети, как правило, не любят заниматься спортом, не любят играть в групповые игры, потому что боятся проиграть. Хотя бы на первом этапе им лучше заниматься дома, а в группу приходить тогда, когда они смогут хотя бы немножко быть уверенными в своих силах.

2. Если ребенку требуется особая программа, если есть проблемы с усвоением информации, концентрацией и т.д. Понятно, что «проблемы» с концентрацией у многих детей, я же имею в виду действительно особые случаи. Такие дети чувствуют себя лучше, если их не подгоняет программа.

3. Если вы прочитали все аргументы в пользу школы и поняли, что прекрасно справитесь с поставленной задачей самостоятельно. У вас есть желание, время, возможности, материалы и необходимые знания. С таким настроем у вас есть все шансы на успех!


Картинка: www.omg-facts.com
Tags: преподавательская кухня, русский язык дома, уроки РКИ
Subscribe

  • До и после сказки

    В этом году у нас прошли очередные « Весенние чтения» . На этот раз мы прочитали три русские волшебные сказки: «Марья Моревна». «Поди туда – не…

  • Древние греки: отправляемся в гости

    Мы закончили еще один месяц наших занятий курса «Путешествие во времени», и в этот раз путешествовали к древним грекам. В основе занятий – рабочая…

  • Как работать в разноуровневой группе?

    Вы учитель. Приходите в класс на урок, а там вас ждет новая группа. Один ребенок полгода назад переехал из России, второй «понимает, но не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments