2lingual

Category:

Развитие речи у двойни

Соберу все-таки в пост мысли и выводы по итогам наших с двойней двух лет. Впереди еще много открытий и трудностей, но если не запишу сейчас, то через год, скорее всего, уже ничего не вспомню. Кстати, вам совет! Не слушайте тех, кто пишет: “Есть смысл читать про опыт мам уже выросших детей”. Это не так, мамы выросших детей часто мало что помнят из повседневных сложностей и успехов, а мамы малышей пишут о текущем процессе и фиксируют много интересного :) 

Про нашу маленькую победу и переход к регулярному чтению я писала здесь. А теперь про трудности, с которыми столкнулась. Уверена, что у многих мам близнецов, двойняшек и погодок очень похожая история.

Много сил уходит на быт и обеспечение безопасности

И это время, отобранное у общения с детьми, игр, чтения, прогулок. Казалось бы, какая разница, один малыш или два, если потребности у них одинаковые. Но в итоге времени уходит даже не в 2 раза, а намного больше. И очень жалко этого времени! 

Самый насущный вопрос – вопрос ресурса

Больше дел, больше общения, одновременное комментирование происходящего в две стороны, одновременные реакции на “мама, мама, мама!”, одновременное чтение двух книжек, улаживание конфликтов и прекращение драк, вытирание слез и обнимашки, умноженные на два, и в итоге - дикая усталость к вечеру. И с утра. И днем. 

Если мама не восполняет ресурс вовремя, то все рушится. Остаются одни действия, которые просто помогают всем выжить - покормить, поменять подгузники, искупать, переодеть. Включенности в игру, заботы о развитии речи и пополнении словарного  запаса не будет. Не будет сил на наблюдения: что нового научились говорить дети, появились ли у них новые слоги-слова-фразы, нет ли регресса? Очень легко пропустить сигналы о том, что что-то не в порядке.

Сейчас я бы сказала, что забота о русском языке у двойни начинается с пополнения ресурса родителей: вовремя восстанавливаться, не сливать силы зря, отдыхать, если есть возможность, делиться наболевшим. На втором месте будет получение информации о развитии речи и воспитания билингва. Со вторым пунктом мне легче, чем мамам-неспециалистам. Сразу скажу, что ничего сверх того, о чем я говорю в рамках курса “Билингвы-дошкольники” я не делаю.  

Мало речи, направленной на каждого в отдельности

Это огромная проблема. Ребенку очень важно слышать направленную на него речь, комментарии о том, что именно он в данный момент делает. Не условное “вы”, обращенное к двум, нескольким детям одновременно. Поэтому совет разделять детей, проводить хотя бы недолгое время с каждым отдельно повторяется из одной книжки в другую. Если это возможно - разделяйте, играйте хотя бы полчаса в день с каждым. Если у детей проблемы с речью, начните с возможности их разделить и обеспечить направленную речь.

У нас с этим огромные проблемы, и удается такой фокус за редким исключением только тогда, когда один спит, а второй бодрствует. Они пока не очень понимают, где заканчивается один и начинается другой, ходят друг за другом, их даже в разных концах комнаты по одному увидеть удается редко.          

Разные уровни овладения речью

И главная проблема здесь заключается в том, что мы неосознанно подстраиваемся под отстающего, стягивая на этот уровень второго ребенка. Я здесь вижу два варианта:

  1. Анализировать ситуацию. Что происходит, в чем есть проблемы, как развиваются дети, что им мешает. Дальше: что обеспечивает нам сейчас хороший прогресс? Есть множество приемов, но они работают у одних детей, а у других - нет. Надо наблюдать за своими детьми и отмечать то, что работает. Это поможет отстающему ребенку догнать своего близнеца, поможет точечно и адресно решать какие-то конкретные проблемы. 
  2. Определить дальнейшее направление развития языка для обоих детей. И если с первым мы еще выходим на слова, то со вторым можем развивать фразы. Наши наблюдения и выводы из первого пункта помогут отстающему догонять второго малыша. 

Разные предпочтения и увлечения

 Даже дети, которые растут одновременно в одинаковых условиях и смотрят одинаковые мультики, имеют разные предпочтения. Тем более, как в нашем случае, когда дети разнополые, и мальчика не интересует ничего, кроме машин и строительной техники.  Получается, что мы выбираем то, что нравится обоим, и упускаем возможности для индивидуального развития. Получается, что часто идем на поводу у того, кто громче требует…

Я пока не знаю, как решить эту проблему. Надеюсь, что со временем варианты появятся сами. Всё так быстро меняется! Пока же дети одновременно несут разные книжки, разные игрушки, дерутся и обижаются. А я выбираю общие интересы и в те редкие минуты, когда дети сосредоточены на своем, стараюсь поиграть с одним “в машинки”, с другой “в животных”.

Конкуренция за родительское внимание

Здесь всё понятно, даже комментировать нечего, можно только нам всем тут собраться и обняться.

Нет эгоцентрической речи

Часто читала о том, что у близнецов и двойняшек отсутствует этап эгоцентрической речи (ребенок во время игры сопровождает свои действия ни к кому не обращенными высказываниями, “для самого себя”). Там, где другой ребенок будет во время своей самостоятельной игры комментировать свои действия (“Биби-и-ип, ба-бах! Упал!”) малыш из двойни, скорее всего, будет играть молча.  

А Алисы в этом возрасте эгоцентрическая речь была, у двойняшек - нет. Я попробовала следующий прием: занимаясь своими собственными делами, начала, ни к кому не обращаясь, комментировать свои же действия. То есть воспроизвожу эту самую “эгоцентрическую речь”, даю образец. Очень быстро появились результаты, и сейчас оба малыша комментируют свои действия. Не в таком объеме, как Алиса в их возрасте (или даже раньше), но все же.

Вот такие заметки по ходу нашего движения! Жду, что будет дальше! Буду рада, если мамы двойняшек и погодок поделятся своими наблюдениями и воспоминаниями. 


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.