2lingual

Category:

Понять всё?

Я напишу о том, что в некоторых семьях и у некоторых учителей оказывает очень сильное влияние на процесс изучения языка и желание делать это дальше. Речь идет о понятном желании взрослого: "Надо, чтобы ребенок всё понял".

Понял всё. Вообще всё. Мы читаем книжку, и нам не дает покоя тот факт, что ребенок может не понять всё. Тот факт, что может остаться что-то непонятное, неохваченное. Что ребенок промолчит, услышав незнакомое слово, а мы не догадаемся о том, что оно было незнакомым, и пропустим, упустим. Оно останется незнакомым и дальше! Мы прочитаем книжку, а ребенок не всё поймет!

"Зачем читать русские народные сказки, ребенок там 100% не все поймет".
"Зачем читать Простоквашино, ребенок не поймет все шутки".

Какие у желания "понять всё" последствия? Очень подробные, дотошные уроки, когда мы стремимся дойти до этого абсолюта, до идеального понимания каждой запятой и каждой изнанки каждой шутки. Когда мы после каждого абзаца останавливаемся. Когда часто выдергиваем ребенка из истории для того, чтобы объяснить и научить. Когда не доверяем естественному процессу понимания и восприятия текста, а заменяем его объяснением и научением.

А какие там естественные процессы понимания? Вспомните, как вы читали сказки в детстве. Вы не понимали многих слов, но со временем их становилось все меньше. Если вы плюс-минус моего возраста, то как читали "Простоквашино"? Многие шутки понимали ваши родители, а вы их вообще не замечали, и только спустя несколько лет, перечитывая, находили их и - внимание! - в некоторых местах понимали, что тут есть шутка, но не понимали смысла, а в некоторых местах уже просто смеялись. Спустя еще какое-то время вам было уже все понятно. Аллюзии на другие произведения, ирония, крылатые фразы, пародии - это все вы присваивали постепенно, со временем, с опытом, с возрастом и т.д. 

И вам также попадалось много непонятных слов. Что вы с ними делали?
Во-первых, часть понимали из контекста. Я много пишу о том, что в процессе обучения языковая догадка куда важнее, чем объяснения, а тренируется она только так, сталкиваясь с незнакомым и непонятным. Тщательно объясняя каждую букву, мы лишаем ребенка возможности развивать то, что необходимо развивать для нормального освоения языка.
Во-вторых, некоторые слова все равно оставались непонятным. А потом вы их встречали в других книжках, в разговорах, в передачах, и там контекст был уже понятнее. В конце концов смысл становился ясным. И, возможно, сначала слово или выражение было понятно только приблизительно, но со временем, встретившись вам в разных контекстах и ситуациях, оно становилось понятным до малейших нюансов и оттенков.

Ваши дети проходят похожий путь. Да, у них в наличии меньше языкового материала, у них нет полноценной языковой среды, но процессы остаются те же. Поэтому, помимо чтения, у нас есть еще работа с текстом и вокруг текста. Мы не оставляем ребенка один на один со всеми задачами, мы что-то обязательно объясняем, но не добиваемся полного и абсолютного понимания.
Не бойтесь. Не понимать "всё" - это нормально. Не объяснять "всё" - это хорошо. Дать ребёнку погрузиться в историю и не выдёргивать его постоянно вопросами на понимание - это правильно. Даже в медленном и подробном чтении хорошо бы оставить место "просто чтению".
Успехов вам!

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.