2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Древние шумеры и маленькие историки

Каждый учитель сражается со своими ветряными мельницами. Постоянные читатели блога в курсе того, что моя персональная головная боль – это программа русской школы и тот факт, что мы работаем с дошкольниками, которые с первого класса уходят учиться по русским учебникам и приходят обратно через 4 года, осознав, что дальше пробираться некуда. Приходят, зная, что такое наклонения глагола, но не умея глаголами пользоваться. Вставляют пропущенную безударную, но не в состоянии написать связный текст из 15 предложений.

В какой-то момент я опустила руки: пусть все будет как есть, группы дошкольников, а после них уже группы вернувшихся детей 9-10 лет, которые пойдут дальше. И дальше бы так, только у меня как-то быстро подросла будущая школьница, моя собственная. Она не будет учиться по русской программе, а значит самое время задуматься об альтернативе.

Мы закончили очередной месяц наших занятий курса «Путешествие во времени» - путешествовали к древним шумерам. И сейчас я уже точно могу сказать, что этот курс – как раз та ступенечка, которая подведет детей к альтернативной программе начальной школы. Содержательной, интересной, непростой, метапредметной.

В основе занятий – рабочая тетрадь «Древние шумеры». О двух предыдущих темах я писала здесь: «Первобытные люди» и «Древние египтяне». Концепция остается та же, но содержание прирастает с каждой новой темой: для нашего будущего маршрута нужны хороший багаж и прочная база.

Вот из чего состояла наша шумерская тема.

Сами шумеры, их изобретения и символы эпохи.



История письменности. Вернулись на несколько шагов назад, вспомнили каменный век (и привязали к нему рисуночное письмо), вспомнили египтян (и добавили тему иероглифов). На практике, через руки, дошли до простой мысли: рисуночное письмо ненадежно и может давать неверные трактовки, иероглифы писать замучаешься (а учить тем более).
Месили глину, выдавливали палочками и ложечками шумерские цифры – осваивали клинопись. Убедились, что придумывать свой алфавит сложнее, чем казалось в самом начале. И это при том, что мы всего лишь выдумали альтернативные символы для русского алфавита. На практике пришли к пониманию того, какие должны быть символы – простые, которые легко написать и много раз повторить. Это тоже один из кирпичиков базы для работы в школьном возрасте, потому что к символам, алфавитам и письменности мы вернемся на куда более сложном уровне.







География: материки (и слово «континенты» сюда же). Стороны света: показываем, пропрыгиваем, проползаем, делаем живой компас и т.д.
Определение времени по часам: полный час и половина часа. Развиваем чувство времени: сколько мы успеем пробежать за минуту, успеем ли отдохнуть, не упадем ли, стоя на одной ножке? Замеряем время выполнения домашнего задания, приготовления завтрака, подготовки ко сну и т.д.




Календарь, времена года и месяцы. В начале каждого урока дети ищут заданную карточку с месяцами, потом сами выстраиваются по порядку, в зависимости от карточек в руках. На протяжении всего урока я зову учеников то по именам, то по названиям их месяцев: господин Сентябрь, госпожа Ноябрь... С января мы будем вести наш общий большой самодельный календарь (календарище). А на ноябрь – декабрь будут тренировочные календари на месяц.


Продолжаем собирать семейства слов, теперь уже без опор на рабочем листе – всё придумываем сами.
"Водород" - привет Чевостику? Что ты делаешь в этом семействе?



Играем «в рынок», расхваливаем свой товар, описываем все его достоинства.

В математической части учимся считать парами и десятками, продолжаем решать задачки и закреплять состав числа. Продолжаем изучать плоские и объёмные фигуры. Со следующей темы задача усложнится, и мы начнём разговаривать об архитектуре. Мне хотелось, чтобы архитектурные сооружения воспринимались не плоским изображением на листе бумаги, чтобы дети начали представлять их объёмными – составленными из объёмных же фигур.




У нас новый ученик, поэтому притормозили с диктантами и чтением, успеваем меньше. Но скоро вернемся к прежнему ритму! Только с приходом нового ребенка я поняла, как много мы, оказывается, сделали за предыдущие 4 месяца занятий. Столько, сколько в предыдущих группах мы, наверное, за год не делали.

Что дальше?
А вот это интересный вопрос. Следующая тетрадь про древних греков у меня уже готова. Она появится в продаже в ноябре. Если вы уже работали по материалам этого курса, то заметили, что мы в каждой новой теме делаем один маленький шаг вперед, только шаги эти в разных направлениях, и их много. В «древних греках» такие шаги будут в рамках каждой подтемы + большой разговор о богах и заимствованиях в русском языке. И потом уже, после «греков», мы начнём углубляться в структуру русского языка. Впереди много интересного!

Вот такая история с шумерами и компанией. Мне кажется, что и дома повторить наше занятия не очень сложно. Из дополнительных материалов потребуется минимум – карта мира, деревянные кубики, глина и подручные материалы для счёта и состава числа. Хороших вам путешествий во времени!





Tags: дошкольники, купить, наши материалы, подведение итогов, проекты, рабочие листы, русский язык дома, страноведение, школа "Росинка. Токио"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…

  • Занятия с двойней: 2 года 9 месяцев

    Отвечаю на вопрос о том, чем и как мы с двойняшками сейчас занимаемся. Я уже писала о том, как мы с Юной и Юки начали наконец регулярно читать…

  • Начальная школа для билингва: о бегунах и их страхе

    В магазине появилась седьмая тетрадь за первый класс “Начальной школы для билингва”. У нас там новые алгоритмы проверки безударной гласной в корне,…

  • БЕСПЛАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Всем хорошего дня! Если вы читаете мой личный профиль ФБ, то уже знаете, что есть находчивые люди, которые умудряются продать(!) мои…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…

  • Занятия с двойней: 2 года 9 месяцев

    Отвечаю на вопрос о том, чем и как мы с двойняшками сейчас занимаемся. Я уже писала о том, как мы с Юной и Юки начали наконец регулярно читать…

  • Начальная школа для билингва: о бегунах и их страхе

    В магазине появилась седьмая тетрадь за первый класс “Начальной школы для билингва”. У нас там новые алгоритмы проверки безударной гласной в корне,…

  • БЕСПЛАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Всем хорошего дня! Если вы читаете мой личный профиль ФБ, то уже знаете, что есть находчивые люди, которые умудряются продать(!) мои…