?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каждый учитель сражается со своими ветряными мельницами. Постоянные читатели блога в курсе того, что моя персональная головная боль – это программа русской школы и тот факт, что мы работаем с дошкольниками, которые с первого класса уходят учиться по русским учебникам и приходят обратно через 4 года, осознав, что дальше пробираться некуда. Приходят, зная, что такое наклонения глагола, но не умея глаголами пользоваться. Вставляют пропущенную безударную, но не в состоянии написать связный текст из 15 предложений.

В какой-то момент я опустила руки: пусть все будет как есть, группы дошкольников, а после них уже группы вернувшихся детей 9-10 лет, которые пойдут дальше. И дальше бы так, только у меня как-то быстро подросла будущая школьница, моя собственная. Она не будет учиться по русской программе, а значит самое время задуматься об альтернативе.

Мы закончили очередной месяц наших занятий курса «Путешествие во времени» - путешествовали к древним шумерам. И сейчас я уже точно могу сказать, что этот курс – как раз та ступенечка, которая подведет детей к альтернативной программе начальной школы. Содержательной, интересной, непростой, метапредметной.

В основе занятий – рабочая тетрадь «Древние шумеры». О двух предыдущих темах я писала здесь: «Первобытные люди» и «Древние египтяне». Концепция остается та же, но содержание прирастает с каждой новой темой: для нашего будущего маршрута нужны хороший багаж и прочная база.

Вот из чего состояла наша шумерская тема.

Сами шумеры, их изобретения и символы эпохи.



История письменности. Вернулись на несколько шагов назад, вспомнили каменный век (и привязали к нему рисуночное письмо), вспомнили египтян (и добавили тему иероглифов). На практике, через руки, дошли до простой мысли: рисуночное письмо ненадежно и может давать неверные трактовки, иероглифы писать замучаешься (а учить тем более).
Месили глину, выдавливали палочками и ложечками шумерские цифры – осваивали клинопись. Убедились, что придумывать свой алфавит сложнее, чем казалось в самом начале. И это при том, что мы всего лишь выдумали альтернативные символы для русского алфавита. На практике пришли к пониманию того, какие должны быть символы – простые, которые легко написать и много раз повторить. Это тоже один из кирпичиков базы для работы в школьном возрасте, потому что к символам, алфавитам и письменности мы вернемся на куда более сложном уровне.







География: материки (и слово «континенты» сюда же). Стороны света: показываем, пропрыгиваем, проползаем, делаем живой компас и т.д.
Определение времени по часам: полный час и половина часа. Развиваем чувство времени: сколько мы успеем пробежать за минуту, успеем ли отдохнуть, не упадем ли, стоя на одной ножке? Замеряем время выполнения домашнего задания, приготовления завтрака, подготовки ко сну и т.д.




Календарь, времена года и месяцы. В начале каждого урока дети ищут заданную карточку с месяцами, потом сами выстраиваются по порядку, в зависимости от карточек в руках. На протяжении всего урока я зову учеников то по именам, то по названиям их месяцев: господин Сентябрь, госпожа Ноябрь... С января мы будем вести наш общий большой самодельный календарь (календарище). А на ноябрь – декабрь будут тренировочные календари на месяц.


Продолжаем собирать семейства слов, теперь уже без опор на рабочем листе – всё придумываем сами.
"Водород" - привет Чевостику? Что ты делаешь в этом семействе?



Играем «в рынок», расхваливаем свой товар, описываем все его достоинства.

В математической части учимся считать парами и десятками, продолжаем решать задачки и закреплять состав числа. Продолжаем изучать плоские и объёмные фигуры. Со следующей темы задача усложнится, и мы начнём разговаривать об архитектуре. Мне хотелось, чтобы архитектурные сооружения воспринимались не плоским изображением на листе бумаги, чтобы дети начали представлять их объёмными – составленными из объёмных же фигур.




У нас новый ученик, поэтому притормозили с диктантами и чтением, успеваем меньше. Но скоро вернемся к прежнему ритму! Только с приходом нового ребенка я поняла, как много мы, оказывается, сделали за предыдущие 4 месяца занятий. Столько, сколько в предыдущих группах мы, наверное, за год не делали.

Что дальше?
А вот это интересный вопрос. Следующая тетрадь про древних греков у меня уже готова. Она появится в продаже в ноябре. Если вы уже работали по материалам этого курса, то заметили, что мы в каждой новой теме делаем один маленький шаг вперед, только шаги эти в разных направлениях, и их много. В «древних греках» такие шаги будут в рамках каждой подтемы + большой разговор о богах и заимствованиях в русском языке. И потом уже, после «греков», мы начнём углубляться в структуру русского языка. Впереди много интересного!

Вот такая история с шумерами и компанией. Мне кажется, что и дома повторить наше занятия не очень сложно. Из дополнительных материалов потребуется минимум – карта мира, деревянные кубики, глина и подручные материалы для счёта и состава числа. Хороших вам путешествий во времени!





Recent Posts from This Journal

  • Школьник начал ошибаться

    У ребенка-школьника вдруг «поплыла» грамматика. Вроде бы все было нормально, но потом он начал ошибаться - в окончаниях, согласованиях…

  • Классическая поэзия: главное и второстепенное

    В прошлом месяце я рассказывала о нашей программе литературного чтения, показала основные направления работы на примере моей части пособий.…

  • Подготовишки: за год до школы

    С сентября в начальной школе для билингвов будет работать группа подготовишек для тех, кто планирует пойти в первый класс через год. Раньше такой…

  • Один месяц в "Начальной школе для билингва"

    У нас открылся набор в “Начальную школу для билингва”. Основной формат, в рамках которого занимается большая часть учеников - подписка на закрытую…

  • Экскурсия на уроки литературы

    Скоро начнется новый учебный год, чуть больше недели осталось до начала записи в «Начальную школу для билингва». И я возвращаюсь в блог с новыми…

  • Русский с двойняшками

    Расскажу о том, как я сейчас занимаюсь русским языком со своими младшими детьми, двойняшками, которым только-только исполнилось 4 года. Напомню, что…

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Oct. 15th, 2019 01:52 am (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Дети, Образование.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
russkij_deti
Oct. 15th, 2019 04:32 am (UTC)
Дарья, спасибо за пост.
Скажите пжл, а что вы думаете по поводу переноса навыков из одного языка в другой ? Я имею в виду тот же навык написания связного текста. Возможно дети с РКИ не могут его использовать в полной мере во втором языке, не хватает уровня языка. Но вот с русским как вторым родным, я наблюдаю у детей, что происходит миграция навыков в обоих направлениях. Так же у взрослых с хорошим уровнем языка. естественно , если человек не знает правил орфографии, то будет писать с ошибками, но навыки пересказа и изложения как в устной так и в письменной речи похожи в обоих языках. Возможно это больше подходит Европейским языкам, так как языки ближе. Хотелось бы узнать ваше мнение.
Спасибо.
2lingual
Oct. 16th, 2019 04:01 am (UTC)
Что-то переносится, что-то нет. Писать эссе на английском я училась специально с преподавателем, который специализируется на эссе, при том, что за спиной был огромный опыт их написания на русском, был журфак и постоянная практика. Но вот когда мы учим детей писать связные тексты, они говорят, что в японской школе с сочинениями стало легче.
(Anonymous)
Oct. 15th, 2019 05:01 am (UTC)
Дарья, заметила прописные буквы в семействах слов. А что дети уже ими владеют? Мы только в начале пути, прошли Вместо букваря, Путешествие во времени: Каменный век, но сыну сложно, сложно именно чтение. Он пока с усилием складывает три слога вместе, поэтому задание ему прочитать просто не под силу, как видит несколько предложений подряд, прям паника. А вот с самим заданием (прочитать разрозненные слова, соединить, выбрать) он справляется. Правильно ли я делаю, что читаю само задание ему сама? Может стоит подождать пока он расчитается на другом материале?
2lingual
Oct. 15th, 2019 05:38 am (UTC)
Я тоже задания читаю сама примерно в половине случаев. В первой тетрадке задания читала все, задачи (математика) тоже я читала. В Египте половину задач читала дочка, половину - я. Задания я продолжала читать все. На шумерах дочка читает половину математических задач, плюс половину заданий к рабочим листам. То есть мы постепенно к этому пришли.
dgilman
Oct. 15th, 2019 12:50 pm (UTC)
Спасибо!
2lingual
Oct. 15th, 2019 05:41 am (UTC)
Прописи мы пока не пишем, но Алиса часть букв запомнила и пишет их пока без соединений.
nat_nat
Oct. 15th, 2019 05:35 am (UTC)
Очень впечатляет. Скажите, пожалуйста, курс «Путешествия во времени» от какого возраста детей или какие умения требуются (писать? читать?)
Я правильно поняла, что курс представлен несколькими тетрадками, сложность которых нарастает? Скажите, какая тетрадка первая?
2lingual
Oct. 15th, 2019 05:40 am (UTC)
Да, верно, сложность постепенно нарастает. Ссылки на первые 2 тетради есть в посте: https://www.teacherspayteachers.com/Product/--4527077 и https://www.teacherspayteachers.com/Product/--4640699

Я занимаюсь с пятилетками, но можно брать для детей постарше. Читают дети по-разному. Кто-то хорошо, кто-то пока не очень, но в процессе над этим работаем.
janemouse
Oct. 15th, 2019 06:13 am (UTC)
Про древние письменности и вообще про древние цивилизации, мне кажется, можно много раз обсуждать, возвращаясь и углубляя эту тему.
Очень люблю с детьми играть в клинопись,
в греческие числа и тп...
2lingual
Oct. 16th, 2019 04:04 am (UTC)
Очень интересно уже с сознательными детьми лет 10, там уже можно далеко уйти от примитивного уровня :)
janemouse
Oct. 16th, 2019 08:07 am (UTC)
Да, мы обычно про клинопись говорим в 7-8 лет
k_to_k
Oct. 16th, 2019 03:43 am (UTC)
Где, говорите, в ЖЖ лайки ставить? :)
Водород откровенно впечатлил!
2lingual
Oct. 16th, 2019 04:02 am (UTC)
Водород - это такой род воды, видимо))
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com