2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

О том, как всё начиналось и как продолжалось

С каждым годом всё больше преподавателей русского языка переходят на онлайн-преподавание. Кто-то ведет уроки по школьной программе, кто-то разрабатывает авторские курсы. Мы прошли очень интересный путь, и кое-что посоветовать начинающим преподавателям можем. В этом посте, с разрешения редакции, я покажу статью, которую написала для сборника статей по следам конференции в Парме. Здесь вся наша онлайн-история.


История первая. Как мы "пришли в интернет"

Я приехала в Россию на три месяца с совсем маленькой первой дочкой. Поездки у меня случались нечасто, поэтому каждый приезд сопровождался лавиной впечатлений. В России все иначе, такое ощущение, что из Японии я перемещалась на другую планету, или наоборот. О многом хотелось рассказать ученикам, а заодно я думала о том, что буду рассказывать о России своей собственной дочке, когда она подрастет.

Мне пришла в голову идея – написать курс с виртуальным путешествием по российским городам, и в каждом городе отрабатывать с детьми конкретные навыки. Я набросала табличку, разбила темы и задачи на 12 уроков. Получалось очень интересно: работа с пересказом, подражательным сочинительством, пиктограммами, навыками интервьюирования и многое другое. Вот только одно НО. В токийской школе этот курс большинству наших учеников просто не интересен. Их родители приехали из самых разных бывших республик СССР, и русскоговорящих родителей из России на тот момент было не больше трети. «Путешествие по России» преподавать было просто некому.

Тем не менее, я продолжала обдумывать курс, мысленно наполняла его содержанием. Потом написала и сверстала уроки – в обычном «Ворде». И предложила уроки онлайн, по скайпу, для читателей моего блога «Русский язык для детей-билингвов». Именно там, среди постоянных читателей, я нашла первых учеников.


История вторая. Пионером быть непросто

У нас был совершенно новый для рунета «продукт». Тематический краткосрочный онлайн-курс, всего 12 уроков. С четкими, прописанными задачами, с экзаменом в конце курса. С подробным фидбеком. Вокруг были учителя, которые вели обычные уроки, шли по учебникам, и только этот формат был понятен родителям потенциальных учеников.

И тут я предлагаю свои 12 уроков. Что это? Зачем? Почему?
«Невозможно ничего успеть за три месяца!»
«А почему дети занимаются в паре, можно нам занятия для троих?»
«А почему надо распечатывать материал для уроков, можете все делать виртуально?»
«Почему только эти темы, можете еще захватить орфографию?»

И началась большая, долгая работа, о которой сейчас даже рассказывать странно – настолько привычными стали онлайн-курсы. Я писала посты и статьи, показывала материалы и уроки, отчитывалась о промежуточных и итоговых результатах, подробно объясняла, как мы ставим цели и каким образом их достигаем. Десятки статей, сотни постов и комментариев. Шаг за шагом знакомила родителей с новым форматом и прокладывала себе дорогу.



Мои «путешественники»-выпускники просили следующий курс, и появилась трехмесячная программа о русской поэзии от Тредиаковского до современников – «Русский язык в рифму». У этих детей были младшие братья и сестры. Они тоже хотели заниматься, и я написала курс «Однажды в городе» для детей с 6 лет. К этому времени выпускники поэтического курса уже подросли и ждали новых занятий, я написала «Другую школу», самый непростой и самый любимый мой курс. В процессе занятий мы с учителями поняли, что между «Однажды в городе» и «Путешествием по России» слишком большое расстояние, надо вставить туда промежуточный курс. Так в прошлом году появился «Главный на Острове».

И параллельно с этим выстраиванием «линейки» я продолжала рассказывать, писать, объяснять – зачем курсы, почему в таком формате, каких результатов можем добиться, как удачная организация процесса поможет эти результаты улучшить и закрепить.

Сейчас «прокладывать дорогу» уже не нужно. Формат понятен и знаком родителям. Десятки учителей из разных стран присоединились к онлайн-преподаванию русского языка. У нас появились первые конкуренты, и это логичный и закономерный процесс.



История третья. Занимаемся всем миром

Онлайн-курсы – это недёшево. Плюс ребенок занимается интенсивно на протяжении трех месяцев, пропускать уроки крайне не рекомендуется. Нам нужен был еще один формат, который поможет родителям и преподавателям заниматься с детьми в удобном темпе, но при этом получая, при необходимости, обратную связь. И, желательно, по доступной цене.

Так появились «Весенние чтения». В нашей токийской школе каждую весну мы читали литературные произведения и работали с текстом. Я перенесла эти уроки и в онлайн-пространство: участники «чтений» получали материалы, инструкции к ним, а потом я проводила уроки в нашей токийской школе и рассказывала о том, что у нас получилось. Другие участники, учителя и родители, делились своими фото и идеями. У нас получился интересный и насыщенный формат, с обменом опытом и идеями.

Позже к «Весенним чтениям» добавился «Осенний интенсив» - всё то же самое, только мы не читаем литературное произведение, а работаем над какой-то конкретной темой (сначала это была «Школа дикторов», потом – риторика для младшего школьного возраста). Темы «Весенних чтений» и «Осеннего интенсива» не повторяются, в новом году будет новая программа. И при этом стоимость участия во всём курсе – в два раза меньше, чем стоимость одного урока в нашей токийской школе. Это позволило сделать «чтения» и «интенсив» очень доступными, расширить географию и познакомить намного больше детей с нашими материалами. Для некоторых из этих детей другие варианты занятий вообще не доступны.



Когда меня спрашивают о том, чем мы занимаемся в нашей «Росинка. Токио», мне приходится отвечать очень кратко и абстрактно.
Что-то вроде: «Разными проектами для детей от 6 до 15 лет». Потому что полный ответ выглядел бы так:

«Росинка. Токио» -это:
1. Школа для детей в Токио
2. 5 онлайн-курсов для детей от 6 до 15 лет
3. «Весенние чтения»
4. «Осенние интенсивы»
5. Онлайн-магазин авторских учебных пособий
6. «Пятничная рассылка» бесплатных авторских материалов
7. Онлайн-курс для родителей билингвов-дошкольников
8. Онлайн-консультации для родителей
9. Бесплатный онлайн-журнал «Дети всей планеты»
10. Группа обмена опытом для учителей «Я преподаю билингвам»
11. Блог «Русский язык для детей-билингвов»

История четвёртая. Все секреты

Мои странички читают не только родители детей-билингвов, но и учителя, издатели, редакторы журналов, авторы учебников. Я чувствую огромную ответственность, потому что за нашей работой наблюдает очень много подписчиков. Не боюсь конкуренции и отношусь спокойно ко всему, что не нарушает моих авторских прав и находится в рамках этичного. Поэтому честно делюсь опытом: чем больше интересных, качественных, профессиональных материалов будет в нашей области, тем больше выиграют все участники процесса. И дети, и учителя, и родители.



Что бы я посоветовала учителю, который планирует заняться развитием своего собственного проекта?

1. Определиться со своими ценностями: почему вы преподаете, почему работаете именно с детьми, что для вас важно и что вы никогда не будете делать. Это самый главный пункт, на мой взгляд. И его же чаще всего игнорируют. Без трансляции ценностей все ваши проекты будут просто еще одним способом заработка.

2. Искать как можно больше возможностей для практики, нарабатывать часы практики в том, в чем хотите расти и развиваться. И онлайн-формат здесь не исключение.

3. Искать свой стиль и свой подход. Нет никакого смысла в повторении того, что уже кто-то успешно реализует.

4. Учиться у коллег, изучать смежные области, смотреть, какие пособия и курсы выпускают специалисты других направлений.

5. Интересоваться чем-то, помимо работы. На стыке разных областей, дисциплин и наук иногда рождаются отличные идеи.

6. Честно анализировать свои уроки, материалы, программы. Отключить на какое-то время автора и включить критика. Искать слабые стороны и избегать их в последующих материалах. Искать точки роста и дать им «прорасти» в дальнейшей работе.

7. Разобраться с авторскими правами, покупкой или заказом клипарта и иллюстраций, с налогами и прочими вопросами, которые необходимо решить для легальной и этичной работы.

8. Начать разговаривать с потенциальными учениками и их родителями. Как? Через ваш сайт, блог, соцсети. Внимательно слушать то, что вам рассказывают, узнавать, «что болит» и чем они обеспокоены. Без полноценного общения может оказаться так, что вы создаете продукт для «сферического коня в вакууме», создаете то, что мало кому пригодится, не решаете настоящих проблем учеников.

Я желаю всем успехов!
Глубоко убеждена в том, что преподавание – самая увлекательная работа.
Вдохновения вам и энергии!



Subscribe

  • Когда на общение с ребёнком полгода в году

    На курсе «Билингвы-дошкольники» за год побывало много родителей с самыми разными историями. Как правило, на занятия приходят не от скуки, и самая…

  • Читаем "Повести Белкина"

    Уже лето наступило, а я только собралась подводить итоги наших «весенних чтений». Читали мы три «повести Белкина», и с…

  • Главный на Острове

    Всем хорошего дня! Я сегодня пришла не с пустыми руками, у меня с собой новый курс «Главный на Острове». Расскажу, чем будем заниматься,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments