?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мне часто задают вопрос, который я очень не люблю. Я этот пост откладываю уже несколько лет, потому что у меня нет никакого желания спорить на эту тему или доказывать кому-то свою точку зрения, а без споров не получается. При этом вопросов по-прежнему много, а краткий ответ «Я считаю это нерациональной тратой времени» обычно не устраивает, всем хочется подробностей. Поэтому пост я все-таки напишу, а спорить все равно не буду. Свою точку зрения аргументирую, но вы вполне можете остаться при своей.

Итак, мой нелюбимый вопрос)

Стоит ли отдавать ребенка в экстернат или дистанционную школу и идти по русской общеобразовательной программе параллельно с местной школой.
И ответ у меня такой: «Стоит только в том случае, если вы планируете возвращаться в Россию. В остальных случаях я считаю это нерациональной тратой времени».

С первой же недели работы в Японии я занималась репетиторством, помогая детям, которые учатся в экстернате при посольской школе. Видела, какая уйма усилий просто сливается в бездну: подготовиться к контрольным, которые ничего не дают ребенку, потратить уйму времени на зубрежку теории, при том, что ребенку надо развивать речь, его надо учить писать тексты, учить осмысленному чтению. На всё это можно потратить половину времени, которое уходит на экстернат, но этого времени уже нет, его просто не хватает. Аттестация съела всё, что было, времени на действительно важное не осталось, а в итоге мы имеем просто оценку и какие-то минимальные навыки в активе.

И я сотни раз советовала бросить экстернат, предлагала разные варианты, которые помогли бы потратить освободившееся время куда интереснее и полезнее. Но это бесполезно, потому что есть психологический эффект: мы цепляемся за то, во что уже вложили уйму усилий. А если в школу еще и попасть сложно, то бросить почти никто не решается до последнего. После очередной истории я просто закончила репетиторство, потому что стало очень жалко своих усилий, которые снова проваливаются в бездну. Ещё один ребенок, который вставляет пропущенные безударные в бесконечных упражнениях, но при этом не может написать текст из связных десяти предложений. И у нас просто нет лишних 15 минут, чтобы заняться чем-то актуальным. Он приходит в мою группу для отработки пропущенного занятия, в группе дети младше него и тратят на уроки куда меньше часов в неделю, но он не может справиться с половиной заданий.



А почему?
Потому что одновременно тянуть 2 школьные программы можно, но сложно, энергозатратно, нужны огромные ресурсы. Какие ресурсы? Психологические (самого ребенка и родителей), информационные (дополнительные пособия, сайты, задания, которые можно дать ВМЕСТО учебников и закрыть тему иным способом), финансовые. Плюс очень много времени. Или же родитель-методист, который может подготовить ребенка к аттестации малой кровью и с хорошим результатом, правильно расставив приоритеты, часть программы быстро пройти для галочки, а часть – хорошо отработать и действительно дать ребенку нужное и важное. То есть в идеале это полноценный и качественный хоумскулинг, который в России пока только-только развивается. Соответственно, у родителей сейчас почти нет нормальной поддержки, пособий, программ. У меня очень много знакомых детей на СО в России, и даже там с одной школьной программой далеко не у всех все складывается благополучно.

И еще одно важное «потому что». В российской программе русский язык – это объект исследования, предполагается, что ребенок уже владеет самим языком в совершенстве. Развивать речь дополнительно ему не нужно, грамматических ошибок тоже нет, со словарным запасом порядок. И мы тратим драгоценные часы начальной школы на то, чтобы проверять безударную, когда надо работать над грамматическими ошибками, добирать недостающие речевые навыки. И мы зубрим то, что глаголы бывают изъявительного, повелительного и условного наклонения, при том, что ребенок по-прежнему в прошлом году «ходил в Россию», «делает спорт», «ездиет» и не понимает половины глаголов в художественных произведениях, которые читает. Да, кстати о литературе, большинству детей за границей (не всем, конечно, но про особенно талантливых мы сейчас не говорим) требуется куда больше времени для прочтения и понимания художественного произведения, чем учитывает школьная программа. А читать медленно, спокойно, без спешки, с нормальным обсуждением и какой-то минимальной лексической работой родители, как правило, не могут себе позволить. Время подгоняет.

Про качество самих учебников я говорить не буду. Плохо то, что выбора нет, учебники выбираете не вы. И если у вас «Школа России», то учиться придется по тому, что предложили.



А зачем идут в экстернат и дистанционные школы?

Повторю, что единственная причина, которую я считаю разумной – высокая вероятность возвращения на родину.

Но у большинства причина, конечно, другая. Есть идеальное представление о школьной программе – той, какой она должна быть. Школа дает системные знания, есть понятный и видимый прогресс (закончили первый класс – перешли во второй), есть понятная система оценок (пять – отлично выучил, молодец; два – всё плохо, не молодец), есть преемственность, путь от простого к сложному, есть множество дисциплин (и если в русской школе может быть только русский, то здесь нам дают историю, географию, химию, физику), есть профессиональные педагоги, а не просто "хорошие люди" из русской школы.

И я тоже обеими руками за многие из этих пунктов. Идеальная школа хороша. И русские школы часто не могут закрыть все потребности. Наша, например, не может. Но если есть желание дать образование на русском языке, а не просто русский язык, то оптимальный путь – альтернативное планирование. Вы ставите актуальные вам цели, но выбираете не один обязательный школьный учебник, а более интересные и современные пособия, курсы, индивидуальные и групповые уроки с разными преподавателями. Сейчас и пособий, и онлайн-курсов, и самых разных интересных проектов куда больше, чем 10 лет назад.



Вам хочется, чтобы ребенок знал историю? Есть научно-популярные книги, инфографики, документальные фильмы и передачи, онлайн-проекты и подкасты. Они помогут создать объемную и красочную картинку, со своими взаимосвязями. Подготовка к аттестации не требует от ребенка объемной картинки, надо вызубрить «Причины и поводы Первой мировой войны». Если в учебнике 4 причины, то на контрольной написать надо именно их. Желательно, теми же словами.

«Что мешает параллельно с зубрежкой учебника смотреть фильмы, участвовать в онлайн-проектах, читать интересные книги по теме?» Обычно мешают 24 часа в сутках, из которых 8-10 надо спать и еще 8 посвятить местной школе, 2 часа уделить завтраку, обеду и ужину. А есть еще гигиенические процедуры, спортивные кружки, увлечения, желание почитать книжку, пообщаться с друзьями, время на дорогу и так далее.

В итоге в большинстве случаев у нас 2 варианта: бежать от контрольной до контрольной, снимая верхний пласт информации, достаточный для сдачи; или же расставлять приоритеты, подбирать под свои цели ресурсы и идти в своем темпе, независимо от требований школы. Повторю, что я не говорю про одаренных детей, которым по силу две школы, они даже не устанут, поэтому приводить такие примеры не нужно, я их сама могу привести)

Поэтому родителям своих маленьких учеников я рекомендую подумать дважды, прежде, чем идти в экстернат или дистанционную школу, но «главная причина» - то самое представление об идеальной школе – сильнее меня, и многие дети пройдут начальную школу, чтобы потом вернуться в предподростковом возрасте, когда совмещать две школы уже не получается совсем. Вернутся с «делать спорт», неумением написать те самые 10 предложений связного текста, подробно пересказать услышанное, сократить услышанное и донести главную мысль и многое другое...

Решайте сами. Поставьте цели, и вы увидите, что прийти к ним можно разными путями. И прохождение полной школьной программы вряд ли самый короткий и интересный из них.

Recent Posts from This Journal

  • Школьник начал ошибаться

    У ребенка-школьника вдруг «поплыла» грамматика. Вроде бы все было нормально, но потом он начал ошибаться - в окончаниях, согласованиях…

  • Классическая поэзия: главное и второстепенное

    В прошлом месяце я рассказывала о нашей программе литературного чтения, показала основные направления работы на примере моей части пособий.…

  • Подготовишки: за год до школы

    С сентября в начальной школе для билингвов будет работать группа подготовишек для тех, кто планирует пойти в первый класс через год. Раньше такой…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
vit_r
May. 21st, 2019 07:58 am (UTC)
Желание закрыть пробелы местной школы хорошим обучением вполне понятно, но современная российская программа для этого не подходит. Основная её проблема в деградации. По некоторым предметам - в жуткой деградации.
2lingual
May. 21st, 2019 11:56 am (UTC)
Мне эта цель понятна, и если определить сами пробелы, то и альтернативные варианты будет легче подобрать.
Проблема ещё в том, что часто по школьной программе идут исключительно ради языка, и здесь может ждать разочарование.
vit_r
May. 21st, 2019 12:10 pm (UTC)
Определять пробелы - это достаточно сложная задача. Хочется взять нормальный курс на удобном языке и просто пройти по нему, перескакивая через то, что оказалось не нужным. Это кажется гораздо более надёжным. Подозреваю, что память о собственном обучении играет тут значительную роль, а трудности при переносе в другие условия не берутся во внимание.
nadyuzhik
May. 21st, 2019 09:46 pm (UTC)
Спасибо Вам, я подумывала про экстернат, но теперь даже не буду тратить моё время на сбор информации, лучше поищу педагога или несколько, которые будут решать нужные и интересные мне и дочке задачи.
asakura_sama
May. 23rd, 2019 09:33 am (UTC)
Если экстернат сравнивать с " другими путями", то можно посчитать затраты примерно.

Русская воскресная школа 50 евроХ 10 мес = 500
К ней материалы- книги 40
Имеем: три раза в месяц групповые занятия по 3 часа. Домашняя работа - 2 раза в неделю, всего около 20 час в месяц.
Если взять норму 18 час в неделю экспозиции русского, то надо добирать ровно столько же.

Добирать : репетитор российский ( школьный учебник)-80 за четыре раза в месяц
Преподаватель " поговорить"- 80 -100 в месяц, два раза в год

Посмотреть кино и почитать- пассивные навыки. Покупка книг- 100 евро в год. ( за 10 лет 120 тыс рублей бумажные книги, 25 тыс электронные и 100 тыс игры и пособия, основные покупки в возрасте 6-9 лет возвращается чуть меньше половины стоимости)
Диски аудио и компьютерные - 50 евро в год

Коррекционные материалы, логопедия, CLIL, русский как неродной- 40 евро в год

Эти материалы поддерживали в основном требования школы, экстерната. Русскую субботнюю поддерживать почти совсем не требовалось, дети три года сидели на " рамзаевой 2 класс". Через третий класс к 11 годам не перешли.

Выход из русской субботней школы = стоимость экстерната. Те же 540 евро в год.
Экстернат на СО может быть бесплатным, если ребенок прописан в российском городе и есть школа, берущая его. Может быть дешевле, если оформление идет как в питерской 277 школе- через коммерческую структуру при школе.

Но расход на материалы не изменится. Если найден бесплатный экстернат, то надо минимум раз в год приехать в школу- сдать тесты очно. Если экстерн школа в доступном пространстве, то очные посещения большой плюс. Это лучшая альтернатива " субботней", которая " идет по 2 классу", но худшая, если ребенок не готов к школе, речь слабо развита, письма нет. Если не готовы заниматься 11 разными направлениями и хотим " русский язык". Просто "идти по программе" российской школы скучно безумно и отнимает много времени. И аттестации бывают очень разными по уровню. Некоторые вообще бессмысленно построены , под них учиться- напрасный труд. Под ФГОС учиться трудно. Много чисто школьных формулировок, непонятных вне российской школы. Много противоречий с местной школой. Если хочется учить на противоречиях- на постоянном сравнении, исключении, поправках и дополнениях, то окей. Меня этот процесс развлекает, детку настраивает на родителей.
Много возникает разговоров о реалиях российских, если нет связи с россией, понятия не укладываются. А проговорить и прописать нужно, у ребенка возникает когнитивный диссонанс. Это касается решения задач, обществоведения, истории и окружающего мира. Математика в начальной школе мучительно дается с " уменьшаемое- вычитаемое- произведение- множитель- делимое и делитель" , мы с японцами иначе видим отрезок, окружность и периметр. Возникают сложности организационного порядка при написании всероссийских проверочных работ. Иногда надо встать в пять утра и писать контрольную онлайн. Без контакта с обучающими взрослыми экстернат не дается. Нужен живой учитель- контакт с проверяющими аттестации- объяснения и пояснения как что делать. Команда " читайте учебник- там все написано" от экстерната- сигнал бежать прочь.
Школа в России не знает реалий вашей заграничной жизни и " наказывает" за лингвокультурные особенности. Не помогая откорректировать речь. Коррекция- это не к экстернату. Сочинения тоже часто не принимаются.

При этом, очень полезны параллели с зарубежной жизнью, вопросы " охарактеризуй местность в которой ты живешь", дай понятие- характеристику- поясни- объясни- прокомментируй- обоснуй позицию; на русском языке. Не сам язык объект исследования, а твои мысли, чувства, окружение. Это бесценно.







Edited at 2019-05-23 09:48 am (UTC)
asakura_sama
May. 24th, 2019 07:58 am (UTC)
Что привлекательно в экстернате: курсы окружайки, географии, истории древнего мира, литературы. Именно курс. Не учебник. У экстерн- офиса курс разбит на блоки вопросов- даны примеры ответов, тренажеры. Чистый CLIL- с уровня слова до уровня " характеристики явления". Все понятия , которые пригодятся вплоть до старшей школы.
Ничего этого нет ни в каких курсах" позаниматься".
У меня дочь при переходе в международную среднюю школу пользуется литературой- географией- историей школьными- экстернатными. Теми схемами, лэпбуками, плакатами- шпаргалками, которые готовила к сдаче. Госаттестации были пустым занятием, смехотворные ВПР. Если учиться на ВПР, то лучше покупать курсы и ходить раз в неделю учить жи- ши в русской субботней школе. Но я не знаю ни одного экстерна, учащегося на уровень ВПР, каждый раз учителя - руководители экстерната перерабатывают программу и дают - требуют гораздо выше и объемнее. Поганый экстернат в Бонне или в Антверпене или в Токио при посольствах- это не экстернат, это профанация идеи обучения по российской программе. Это торговля идеей " померяться", идея годная, хорошо продается. Если отказаться от нее, останется ли желание учить и учиться?
Если бы я могла купить куррикулум и иметь набор контрольно- измерительных материалов не с малтипл чойс, кто- тотпроверил бы деткины сочинения , ответы по приняттым критериям. Мне было бы достаточно. Без контроля дочь не собирается ничего доводить до ума- ни писать аккуратно, ни проверять написанное, ни править. У нее нет еще сформированных внутри критериев качества- школа сейчас интенсивно этим занимается, и года через два все будет сформировано. А пока нужен внешний контроль, поэтому никак не работают курсы " давайте почитаем классику". Она просто терпит и отсиживает лекцию. Или заполняет бумажки на " отцепись"- самой потом стыдно, пересматривая через год. Я верю, чтотнекоторым детям внешний контроль не нужен, но у нас это необходимост еще лет до 14-15 будет. Она разбирала " Косцы" Бунина на аттестацию- через год все помнит, помнит " Хирургию " Чехова по программе. А что я ей читала - не помнит.
janemouse
May. 24th, 2019 09:19 pm (UTC)
Совершенно с вами согласна.
Многие родители, живущие вне России, вспоминают свою учёбу в школе с налётом "ах, юность, детство, всё было прекрасно" и ждут от школы узнаваемых каких-то фраз,
и думают, что если они писали диктанты и контрольные,
то и их детям это нужно.
А детям, живущим вне языковой среды, нужны игры, общение, понимание на слух, понимание текстов,
написание текстов, а не названия спряжений и склонений!
asakura_sama
May. 25th, 2019 03:02 pm (UTC)
Женя, но там ведь этих названий спряжений и склонений минимум по времени, а еще 11 предметов- тем, на которые есть достаточно материала поговорить- описать- написать- обсудить- оформить презентацию. Не было ни одного пустого и бессмысленного занятия, а в тестах разбор слова грамматический- это одно задание из двадцати. Кроме них- и чтение с пониманием, и сочинения- рассуждения и описания, и много разной педметной терминологии. Все равно, к11-12 годам все дети во всех школах должны сдать минимум теорграмматики- все эти названия; все равно, к 12 годам идут литературоведческие термины для анализов текстов. Все равно, это учится. И мне было очень выгодно научить видеть форму и вид глагола русского до того, как пришли английские. А о ни все равно, пришли. Разбор предложения - очень полезная вещь когда начинаешь писать на третьем и четвертом языке. Этотне пустое знание. Так же как Вы с Вашими играми математическими не впустую время проводите. И кстати, про игры и играть на русском. Раз или лва в год разве достаточно для" русского"? А больше компании для игр не появляется. В лучшем случае, вокруг русской воскресной школы будет на полчасика. Разве этого хватит для развития речи? Вы рекомендуете какую - то илеальную среду, а в реальности расстояния меж друзьями по 40 км.
russkij_deti
May. 28th, 2019 08:24 pm (UTC)
Хорошо, Дарья, что вы об этом написали. Я думаю поможет многим мамам принять решение и сохранить силы.

К старшему дошкольному возрасту многие мамы выдыхаются и рады переложить ответственность на такие школы с уверенностью , что языку там научат.
Или не зная с чего начать , следуют школьной программе. У меня в своё время тоже был порыв , но быстро прошёл.

Я думаю, что нам , мамам , живущим за границей, даже в чем-то повезло. Нам НЕ НАДО следовать школьной программе , она для нас НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА. Можно заниматься тем , что нравится или чем позволяют обстоятельства.

Вы правильно говорите про приоритеты, я бы ещё добавила , что надо научиться взвешивать свои силы и силы ребёнка .
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com