2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Путешествуем во времени: первобытные люди

Заканчивается первый месяц нашей работы по новому курсу «Путешествие во времени». Первый месяц, посвященный эволюции и первобытным людям. Программа у нас метапредметная, в которой соединяются русский язык, история, география, математика и искусство. Мы познаём мир на русском языке + отрабатываем конкретные языковые задачи, знакомимся с историей через быт и перемены в жизни человека.

Начали мы с первобытного человека, продолжим Древним Египтом, и впереди нас ждет долгая история. Присоединиться к нам можно мысленно :) Зато заниматься можно по нашим материалам. Многие из вас уже видели рабочую тетрадь «Путешествие во времени: первобытные люди». Купить ее можно в магазине, а затем распечатать, приготовить дополнительные материалы, достать с полок ваши детские энциклопедии и приготовиться – учиться и играть.

Мы учимся воспроизводить последовательную цепочку событий и действий. И тема эволюции отлично для этого подходит. У нас есть огромная лента времени, по которой в начале каждого урока дети ходят, ищут фрагменты, проговаривают всю цепочку, отвечают на вопросы и так далее. Затем у нас идет «эволюционная пантомима», и это всегда очень смешно.








На каждом уроке читаем и пишем диктанты на прочитанные слова. У меня они идут в контексте истории: садимся в кружок, я рассказываю историю, делаю паузу и показываю карточку со словом, которое должно завершить мое предложение. Дети читают слово, потом я убираю карточку, и они пишут его под диктовку. Сейчас перешли к йотированным гласным в начале слова, потом будет мягкий знак, мягкие согласные и так далее. Иногда им надо выбрать 1 карточку из 2 предложенных. Пример для одного из будущих занятий: «В руках он держал...» и две карточки – «копьё» и «ружьё». Надо выбрать «копьё», потому что ружья у первобытного человека точно не было. Диктанты в такой форме – это интересно и совсем не сложно, если у ребенка нет проблем с восприятием на слух.

Класс разделён на несколько зон, и в каждой своя работа. За столом мы занимаемся по рабочим листам, диктанты пишем в кругу на коврике.





Учимся сравнивать и анализировать. Чем жизнь первобытного человека похожа на нашу, а чем отличается? А еще для этого у нас есть домашние тексты из детских энциклопедий. Чем отличались друг друга «мужская» и «женская» работа и так далее.



Много читаем, и в каждом таком задании своя «читательская» работа. Мы говорим о доме-пещере и тренируемся в чтении слов с мягким знаком, разделительным или на конце слова.

Читаем слова и выбираем те предметы, которые могли быть в пещере и те, которых там точно не было. Читаем прилагательные и выбираем только те, которыми можно описать древний мир. Заодно практикуемся в слитном чтении окончаний прилагательных. Читаем глаголы и выбираем те действия, которые мог совершить первобытный человек. Заодно практикуемся в беспроблемном чтении «-ться».

Затем переходим к фразам и предложениям. Чтение в рамках этой программы – не самоцель, оно всегда лишь инструмент достижения какой-то другой цели. Мы читаем не для того, чтобы прочитать, а для того, чтобы что-то сделать дальше. Все эти задания на чтение я беру из нашей рабочей тетради.





Составляем «семейства слов» - работа, которая потом, в школьные годы, поможет с подбором однокоренных слов. Дети читают слова на карточках и распределяют их по «семействам».

Есть раздел с математикой, и она нам нужна опять-таки для русского. Мы учимся понимать и решать первые элементарные текстовые задачи. Это грамматика + смысловое чтение. На первом уроке оказалось, что с составом числа дети не очень знакомы, поэтому будем решать эту задачу постепенно в течение года.

Учимся задавать дополнительные вопросы. Это очень важный коммуникативный навык. Читаем факты о жизни древних людей и просим к каждому из них задать по одному вопросу для того, чтобы что-то уточнить или получить дополнительную информацию. Параллельно, конечно, учимся давать развёрнутые ответы на вопросы, и тут моим только-только-пятилеткам нужны особые условия, чтобы сосредоточиться и не разбегаться. Я их собираю в узком пространстве) Например, прячемся в пещере под столом от дождя, и тут самое время задавать вопросы.

А еще мы что-то обязательно делаем руками и много рисуем. Рисование нам помогает и с темой познакомиться поближе (ожерелье первобытного модника), и воссоздать атмосферу (наскальная живопись), подготовиться к дальнейшему письму и потренировать разные умелки (симметричный рисунок и так далее). В Египте тему симметрии еще раскроем, но я решила начать немного заранее.









Заодно пробуем разные смешные идеи типа рисования на прозрачных папках для бумаги (один держит папку перед своим лицом, второй обводит черты лица, которые увидел сквозь папку).



В конце сделаем небольшую проектную работу, плакат. В нашей детской свободных сантиметров стены уже очень мало, но Алиса уже собирается выкроить место.

Такие вот занятия. А если вы решите заниматься параллельно с нами, по материалам наших рабочих тетрадей, то я советую в процессе побольше играть с ребёнком. Вы можете строить пещеру под столом, мастерить шалаши, «охотиться» на мамонта, тренируя меткость в стрельбе из игрушечного лука (мы с Алисой бросаем фломастеры в большую звонку кастрюлю), проживать в игре жизнь первобытного человека. Делайте поделки. В рабочей тетради есть материал для изготовления ожерелья. А также изображения пещерных людей, в которые можно вклеить фотографию ребёнка, а затем наклеить на картон и вырезать. Украсьте поделками комнату ребёнка! Я за создание интересной обучающей среды в комнате маленького ученика.

Успехов вам и интересных историй в рамках изучения истории)
Tags: дошкольники, наши материалы, письмо, рабочие листы, развитие речи, фотопост, чтение, школа "Росинка. Токио"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…