?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Заканчивается первый месяц нашей работы по новому курсу «Путешествие во времени». Первый месяц, посвященный эволюции и первобытным людям. Программа у нас метапредметная, в которой соединяются русский язык, история, география, математика и искусство. Мы познаём мир на русском языке + отрабатываем конкретные языковые задачи, знакомимся с историей через быт и перемены в жизни человека.

Начали мы с первобытного человека, продолжим Древним Египтом, и впереди нас ждет долгая история. Присоединиться к нам можно мысленно :) Зато заниматься можно по нашим материалам. Многие из вас уже видели рабочую тетрадь «Путешествие во времени: первобытные люди». Купить ее можно в магазине, а затем распечатать, приготовить дополнительные материалы, достать с полок ваши детские энциклопедии и приготовиться – учиться и играть.

Мы учимся воспроизводить последовательную цепочку событий и действий. И тема эволюции отлично для этого подходит. У нас есть огромная лента времени, по которой в начале каждого урока дети ходят, ищут фрагменты, проговаривают всю цепочку, отвечают на вопросы и так далее. Затем у нас идет «эволюционная пантомима», и это всегда очень смешно.








На каждом уроке читаем и пишем диктанты на прочитанные слова. У меня они идут в контексте истории: садимся в кружок, я рассказываю историю, делаю паузу и показываю карточку со словом, которое должно завершить мое предложение. Дети читают слово, потом я убираю карточку, и они пишут его под диктовку. Сейчас перешли к йотированным гласным в начале слова, потом будет мягкий знак, мягкие согласные и так далее. Иногда им надо выбрать 1 карточку из 2 предложенных. Пример для одного из будущих занятий: «В руках он держал...» и две карточки – «копьё» и «ружьё». Надо выбрать «копьё», потому что ружья у первобытного человека точно не было. Диктанты в такой форме – это интересно и совсем не сложно, если у ребенка нет проблем с восприятием на слух.

Класс разделён на несколько зон, и в каждой своя работа. За столом мы занимаемся по рабочим листам, диктанты пишем в кругу на коврике.





Учимся сравнивать и анализировать. Чем жизнь первобытного человека похожа на нашу, а чем отличается? А еще для этого у нас есть домашние тексты из детских энциклопедий. Чем отличались друг друга «мужская» и «женская» работа и так далее.



Много читаем, и в каждом таком задании своя «читательская» работа. Мы говорим о доме-пещере и тренируемся в чтении слов с мягким знаком, разделительным или на конце слова.

Читаем слова и выбираем те предметы, которые могли быть в пещере и те, которых там точно не было. Читаем прилагательные и выбираем только те, которыми можно описать древний мир. Заодно практикуемся в слитном чтении окончаний прилагательных. Читаем глаголы и выбираем те действия, которые мог совершить первобытный человек. Заодно практикуемся в беспроблемном чтении «-ться».

Затем переходим к фразам и предложениям. Чтение в рамках этой программы – не самоцель, оно всегда лишь инструмент достижения какой-то другой цели. Мы читаем не для того, чтобы прочитать, а для того, чтобы что-то сделать дальше. Все эти задания на чтение я беру из нашей рабочей тетради.





Составляем «семейства слов» - работа, которая потом, в школьные годы, поможет с подбором однокоренных слов. Дети читают слова на карточках и распределяют их по «семействам».

Есть раздел с математикой, и она нам нужна опять-таки для русского. Мы учимся понимать и решать первые элементарные текстовые задачи. Это грамматика + смысловое чтение. На первом уроке оказалось, что с составом числа дети не очень знакомы, поэтому будем решать эту задачу постепенно в течение года.

Учимся задавать дополнительные вопросы. Это очень важный коммуникативный навык. Читаем факты о жизни древних людей и просим к каждому из них задать по одному вопросу для того, чтобы что-то уточнить или получить дополнительную информацию. Параллельно, конечно, учимся давать развёрнутые ответы на вопросы, и тут моим только-только-пятилеткам нужны особые условия, чтобы сосредоточиться и не разбегаться. Я их собираю в узком пространстве) Например, прячемся в пещере под столом от дождя, и тут самое время задавать вопросы.

А еще мы что-то обязательно делаем руками и много рисуем. Рисование нам помогает и с темой познакомиться поближе (ожерелье первобытного модника), и воссоздать атмосферу (наскальная живопись), подготовиться к дальнейшему письму и потренировать разные умелки (симметричный рисунок и так далее). В Египте тему симметрии еще раскроем, но я решила начать немного заранее.









Заодно пробуем разные смешные идеи типа рисования на прозрачных папках для бумаги (один держит папку перед своим лицом, второй обводит черты лица, которые увидел сквозь папку).



В конце сделаем небольшую проектную работу, плакат. В нашей детской свободных сантиметров стены уже очень мало, но Алиса уже собирается выкроить место.

Такие вот занятия. А если вы решите заниматься параллельно с нами, по материалам наших рабочих тетрадей, то я советую в процессе побольше играть с ребёнком. Вы можете строить пещеру под столом, мастерить шалаши, «охотиться» на мамонта, тренируя меткость в стрельбе из игрушечного лука (мы с Алисой бросаем фломастеры в большую звонку кастрюлю), проживать в игре жизнь первобытного человека. Делайте поделки. В рабочей тетради есть материал для изготовления ожерелья. А также изображения пещерных людей, в которые можно вклеить фотографию ребёнка, а затем наклеить на картон и вырезать. Украсьте поделками комнату ребёнка! Я за создание интересной обучающей среды в комнате маленького ученика.

Успехов вам и интересных историй в рамках изучения истории)

Recent Posts from This Journal

  • Школьник начал ошибаться

    У ребенка-школьника вдруг «поплыла» грамматика. Вроде бы все было нормально, но потом он начал ошибаться - в окончаниях, согласованиях…

  • Классическая поэзия: главное и второстепенное

    В прошлом месяце я рассказывала о нашей программе литературного чтения, показала основные направления работы на примере моей части пособий.…

  • Подготовишки: за год до школы

    С сентября в начальной школе для билингвов будет работать группа подготовишек для тех, кто планирует пойти в первый класс через год. Раньше такой…

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
May. 9th, 2019 07:02 am (UTC)
Спасибо Вам за такой чудесный пост!!! Очень интересно и познавательно!
2lingual
May. 9th, 2019 09:32 am (UTC)
Не за что! Пишите, если будут вопросы. Путешествия во времени мы ещё продолжим.
(Anonymous)
May. 9th, 2019 07:31 am (UTC)
Дарья, спасибо за статью! А почему вы работы разделяете по зонам? Чтобы дети меньше уставали и двигались в процессе?
2lingual
May. 9th, 2019 09:33 am (UTC)
Чтобы легче было переходить от одной работы к другой. Не надо собирать детей, они знают, что если садимся на специальный коврик, значит будет писать диктант. Если за стол - будут рабочие листы и так далее.
penelopa_olga
May. 9th, 2019 07:37 am (UTC)
Дарья, скажите пожалуйста как называется эта игра про эволюцию с напольной картой
2lingual
May. 9th, 2019 09:34 am (UTC)
Это не игра, а линия времени. "Лента времени: до и после динозавров ".
penelopa_olga
May. 9th, 2019 07:38 am (UTC)
И что значит эволюционная пантомима?
2lingual
May. 9th, 2019 09:34 am (UTC)
Показываем пантомиму на историю планеты от большого взрыва и процесс эволюции человека.
penelopa_olga
May. 13th, 2019 09:42 am (UTC)
Спасибо за ваши ответы!
(Anonymous)
May. 9th, 2019 07:46 am (UTC)
Дарья, какие книги вы советуете читать по теме в таком возрасте? Что вы читаете с Алисой и детьми постарше? Спасибо за интересный материал!
2lingual
May. 9th, 2019 09:35 am (UTC)
Мы читаем Илью Носырева и книжки издательства Пешком в историю. Остальное добавляю по мелочи.
(Anonymous)
May. 9th, 2019 03:44 pm (UTC)
По каким материалам вы объясняете детям зарождение жизни и эволюцию? Если можно, название книги. Спасибо!
2lingual
May. 9th, 2019 10:44 pm (UTC)
По нашим рабочим листам отсюда https://www.teacherspayteachers.com/Product/--4527077 и "Лента времени: до и после динозавров".
(Anonymous)
May. 10th, 2019 06:00 am (UTC)
Я приобрела рабочие листы, о которых вы говорите. Но вижу, что их не достаточно, чтобы работать по этой теме. Это больше, как задания для закрепления материала, а не способ его подачи. Я впервые пользуюсь вашими материалами. Потому и прошу дать рекомендации, какие пособия можно использовать для пояснений по данной теме. Ребенок мой визуал, и если не увидит изображений запомнит и поймет мало. Спасибо за ответ!
2lingual
May. 13th, 2019 03:19 am (UTC)
Если про эволюцию, то "Лента времени: до и после динозавров". По первобытным людям читали частично "Это было в каменном веке" от издательства "Пешком в историю" и Илью Носырева, но можно было обойтись и без них. Потому что в первую очередь в каменный век лучше играть: в пещерную жизнь, охоту и так далее.
manmarensya
May. 10th, 2019 02:33 am (UTC)
Отличные занятия! Мы в этом году с 6-7 летками устраивали две игры- квеста про динозавров и первобытного человека (за основу игры Юлии Луговской и добавляли разным). Интерес к теме подогревает, это точно :)
2lingual
May. 10th, 2019 05:11 am (UTC)
А продолжение делать не планируете? Древний Египет, Месопотамия, Рим, Греция, Индия?
manmarensya
May. 10th, 2019 05:22 am (UTC)
По Греции делали 12 подвигов Геракла, тоже от Юлии Луговской. В качестве битвы с Цербером у нас была стрельба по воздушным шарикам, дедушка достал воздушное ружье (на даче), восторгу не было предела.

Египет в ближайших планах. Вот по Месопотамии с Индией было бы здорово, но пока нет идей, как провести. Ещё Древняя Русь в планах.
penelopa_olga
Oct. 3rd, 2019 01:10 pm (UTC)
Дарья, с "Лентой времени" я к сожалению опоздала, ее больше переиздавать не будут, уже нигде ее не купить. А из какого пособия у Алисы распечатки на фото, зеленые листочки "Зарождение жизни"? Спасибо
( 19 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com