2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Гостевой пост: 1000 слов

Этот пост должен был появиться в мае, тем более на этой неделе свой план по постам мы уже выполнили) Но у нас начинаются долгие праздники в честь нового японского императора, и я не уверена, что доберусь до блога. А после окончания праздников, как водится, будет столько работы, что не до блога будет точно. В общем, читайте новый пост :) На этот раз от преподавателя школы «Matryoshka-RTP» Лии Льюис. Сегодня мы сможем заглянуть в преподавательскую кухню и почитать о том, как учитель написал отличную программу, в основе которой - совсем не учебник русского языка.

Курс по книге «Моя первая книжка. БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ НОВЫХ СЛОВ»

Преамбула. Я люблю учебники. Они организуют детей/ родителей/ курс. Ребенок понимает структуру урока, родители видят то, что мы называем «рабочая программа (curriculum)», я
вижу перспективу – вот сколько мы всего выучим, если будем регулярно заниматься.   Идеального учебника нет. Его не может быть, потому что мы не в России и идем чаще всего не по программе обязательных знаний для сдачи ЕГЭ, а  от функционала – ЧТО? КОМУ? ПОЧЕМУ?

Цели и задачи. Мне было важно найти учебник для проработки базовой лексики и «Моя первая книжка», свосем не учебник, стала палочкой-выручалочкой. Сразу скажу про минус, который меня раздражает: абсолютно дезинформирующее название. Как они ее продают-то, с таким подходом -  «догадайся сам, что под обложкой» и «научно -популярное издания для детей до 3 лет». Я понимаю, что это копия с анг.издания USBORN  и типа виммельбух. Что меня привлекло, это ТЕКСТ+ КАРТИНКИ - книга по сути картинный словарь, где есть не только существительные на каждую тему, но и прилагательные с глаголами.


Итак, моё ЧТО? КОМУ ? ПОЧЕМУ?

ЧТО? Уроки русского языка 60 мин в неделю. ☹
КОМУ? Дети-билингвы (7 лет) и дети (9-10 лет) с русским- вторым родным («херитажники»). Это две разные группы и «разрыв» показателен. Дети во второй группе тоже были билингвы, но среда затянула, и русский сдал позиции.
ПОЧЕМУ? Хочется быть уверенной, что дети знают базовый словарь на разговорные темы. КНИГА позволила очертить «берега» - вот это мы учим, это я проверяю. Эту лексику мы используем в отработке чтения, письма и говорения. С таким целеполаганием сложился курс, который я для себя назвала «1000 обязательных слов».


Как это выглядит на практике?
1. Одна тема на 2 недели. В книге 20 тем, но у нас уроков больше. Тему «Дом и семья» я разделила на две. Тему «Описываем людей» (стр.14-15) разделила на «Описание внешности» и «Описание характера».

2. Каждая тема – это страница или разворот из книги. На каждую тему мной написан «учебно-художественный» текст в форме сочинения (истории) мальчика по имени Антон, на 2,5 страницы (примерно 700 слов). Так тема «описание внешности» - это история про то, как его сестра Аня потерялась в магазине, и надо было срочно составить ее портрет, чтобы ее объявили по громкой связи.  Тема «характер человека» - рассказ Антона про его одноклассников и их имена («скажи мне как тебя зовут,  и я скажу какой ты человек»).





3. Первый урок по теме – чтение текста с ребятами в классе. Обсуждение незнакомых слов, идиом («кожа да кости») и разговорных форм («ну ты скелет»). Ответы на вопросы по содержанию. Домашнее задание – БЕГЛОЕ ЧТЕНИЕ (это очень важно! Я «шепнула» родителям, что не успеть сделать письменное задание плохо, но переживём. А вот беглое чтение этих 2,5 страниц + пересказ должны быть отработаны).

4. В начале второго урока по теме -  обязательный диктант. Любые 10 слов со страницы. Иногда прошу детей сказать по одному слову вслух, и группа записывает. Проводим конкурс, кто вспомнил и продиктовал самое сложное слово (чтобы был стимул вспомнить не «бабушка», а «племянница».) Проверяем сразу.



5. Далее – «5 заданий».  «5 заданий» - это то, что мы ввели в этом году практически во всех группах школы «МАТРЕШКА - RTP». Смысл в том, что 5 листов с заданиями отдаются в начале урока. На 25-30% прорабатываются в классе. Остальное – это домашнее задание на неделю. Можно сделать, попотев,  за час-полтора, но лучше разбить на 3 дня. А в идеале – 5 подходов по 15  минут .  Один час в неделю для изучения языка – это смешно. А так хотя бы «час пишем, два в уме...» При этом ребенок знает, что делать, САМ. Может сесть за уроки без родителей. Родителям надо проверить ошибки и , разумеется, похвалить.
Упражнения  в «5 заданиях» зависят от темы и грамматики, которую хотелось бы отработать. Повторяющееся задание только одно – страница из текста без окончаний. Надо восстановить по памяти и потом себя проверить.

6. После каждых трех тем – урок на повторение.

7. Перед началом новой темы - повторение предыдущей темы в какой-то игровой форме.





Я всё про нас да про нас. А что же про книгу? Она-то, красивая такая, зачем?
Один. Перед текстом мы читаем все слова со страницы, разглядываем картинки. Если дети «спотыкаются» на слове – разбираем.

Два. Считаем в тексте слова, которые есть в книге и были использованы (например, 36 слов в тексте из 47 на странице).



Три. Книга, как лексический минимум, позволяет выявить «баги» в головах детей. Самый яркий пример . В книге было предложение «У дома бывает подвал, подъезд, лифт». Дети составили предложение «машина стоит на подъезде». Здесь нет ошибки, если думать как они : «подъезд» = driveway.  Там, где мы живем, увы или к счастью, многоэтажек нет.

Четыре. Книга – моя поддержка и опора. Я могу быть c ней не согласна. Но это повод задуматься.  Например, «собака» в книге – это «домашний любимец», а вот слова «питомец» нет. При этом дети часто пишут «пЕтомец», потому что «pet».



Вишенка на торте. Если выучить эту ТЫСЯЧУ обязательных слов и научиться использовать хотя бы половину, то речь может быть такой:

«Как принято, гости сначала проходят в гостиную. Стоп, нет! Сначала – в прихожую. Когда я был маленьким, я «прихожую»  называл «прОхожая». Здесь можно оставить обувь. Или не оставлять, если у вас дырявые носки. Или если вы из Америки. В русских семьях надо оставлять обувь  у входной двери. Возможно, хозяева дадут вам тапки. (Тапки – это такая вещь, чтобы воспитывать кота, если он ходит по столу).»
Или так ...

 «Про зубы я вам расскажу смешную историю. Нам в школе задали учить стих Маршака: «Одна дана нам голова. А глаза два. И уха два. И два виска и две щеки. И две ноги и две руки». Я вышел рассказывать и начал так: «Одна дана нам голова. И уха два. И зуба два». Все в классе упали со стульев от смеха! Наша учительница не смеялась. Только подняла брови, потом нахмурила лоб... А потом устроила нам диктант. Сказала, что посмеется, если увидит в наших тетрадях «щоки», «носдри», «векки» и «падбародок».



Всем хорошего дня! Буду рада любым вопросам и комментариям.
Tags: гостевой пост, книги
Subscribe

  • До и после сказки

    В этом году у нас прошли очередные « Весенние чтения» . На этот раз мы прочитали три русские волшебные сказки: «Марья Моревна». «Поди туда – не…

  • Прогулки по Египту

    Мы закончили очередной месяц наших занятий курса «Путешествие во времени». Расскажу и покажу, чем занимались! В основе занятий –…

  • Гостевой пост: как подготовить курс для лагеря

    Впереди летние каникулы, и по всему миру начнутся занятия в летних лагерях. Учителя готовят программы, и возникает множество закономерных вопросов:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • До и после сказки

    В этом году у нас прошли очередные « Весенние чтения» . На этот раз мы прочитали три русские волшебные сказки: «Марья Моревна». «Поди туда – не…

  • Прогулки по Египту

    Мы закончили очередной месяц наших занятий курса «Путешествие во времени». Расскажу и покажу, чем занимались! В основе занятий –…

  • Гостевой пост: как подготовить курс для лагеря

    Впереди летние каникулы, и по всему миру начнутся занятия в летних лагерях. Учителя готовят программы, и возникает множество закономерных вопросов:…