2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

Диктанты не для малышей?

«Вы с ума сошли, с ребенком четырех, пяти, шести лет никакие диктанты ни в коем случае писать нельзя!» И гневный смайлик под моим комментарием с предложением писать диктанты одновременно с обучением чтению: начали читать – начали записывать.

Я полистала свои посты и обнаружила, что впервые про диктанты писала еще 5 лет назад. И с тех пор пишу и пишу, но всё как-то между делом, а отдельного поста нет. Давайте, будет? Потому что «волшебную таблетку» и супер-упражнение, которые решает множество задач за считанные минуты, ищут все, а мимо такого эффективного задания проходят, не глядя. Потому что фонетическому разбору готовы посвящать часы и часы, а потратить на этапе обучения чтению на диктанты и 10% этого времени жалко – при том, что эти 10% сэкономят уйму времени и сил в школьном возрасте.

Часть 1. Про «вы сошли с ума»

Под диктантами я имею в виду не тексты «про природу», которые мы с вами в русской школе писали в качестве проверки усвоенной орфографии и пунктуации: «Отшумел теплый ливень. Капельки воды сверкают на листьях и траве. Вновь защебетали притихшие воробьи и сороки. Шустрые синички радостно прыгают с ветки на ветку».

Диктанты мы пишем 2 типов.

Первый. Младший школьный возраст. Читаем текст, выделяем сложные слова, обращаем внимание на то, где можем сделать ошибку, работаем с текстом несколько минут. Затем прячем его и записываем под диктовку. Его же. Тот, с которым только что работали. Потом дети самостоятельно проверяют текст, исправляют ошибки. Анализируют, по возможности, почему и где ошиблись, каких ошибок больше. По этому принципу построены наши старенькие сборники.

Отлично работает с новичками, с инофонами, с детьми, которые впервые начинают писать по-русски в младшем школьном возрасте, и в текстах у которых тонны неорфографических ошибок.И со взрослыми детьми: прочитали текст - выделили один абзац - подготовились - написали. Почти по любому учебнику. Например, во время работы с "У костра", во время чтения художественных произведений. Диктанты у нас на каждом занятии курса "Главный на Острове".

Второй. Старший дошкольный возраст. Эти рекомендации хорошо знакомы тем, кто занимался по пособию "Вместо букваря", они прописаны в инструкции для взрослого. Мы учимся читать и одновременно с этим – пишем. Прочитали ма-му-мо-ам-ум-ом – потом закрыли текст и под диктовку записали половину прочитанного. Прочитали 5-6 слов – потом записали под диктовку половину из них.
Что мы делаем? Помогаем ребенку услышать то, что мы говорим, и понять, как это отражается на письме. Мы пишем диктанты ещё до изучения правил, чтобы ребенок видел, как устная речь отличается от письменной, и на этом этапе уже начал запоминать какие-то базовые вещи. Очень важный это процесс: прочитать (увидеть в записанном виде), потом без опоры на текст услышать и записать. Вижу – слышу – создаю сам.

Вы, наверное, часто слышали о проблеме йотированных гласных, которые на письме у ребенка распадаются на 2 отдельные буквы: йолка, иолка, еолка. И проблема это вроде как большая, надо подключать много теории, фонетических терминов, целое дело. Я не знаю, на самом деле, как и что надо здесь делать терминами, потому что мы просто пишем диктанты на этапе обучения чтению, и все наши «еаблоки» спустя несколько месяцев становятся «яблоками». И во всех остальных словах на «я» - на месте «я», потому что ученик уже знает, как эта «я» звучит. Ребенок просто понимает, что то сочетание звуков, которое он слышит, на письме отображается как «я». И слово «просто» в предыдущих предложениях встретилось дважды, потому что это действительно простой и естественный процесс. Понимать – это нормально, и мы нашими короткими, но регулярными диктантами предоставляем ребенку возможность понять.


Часть 2. Про «четыре, пять, шесть лет»

Когда начинать? «Пять» - это рано?

Если ребёнок уже начал читать, то и записывать услышанное (=писать диктанты) ему не рано. И на этапе обучения чтению этот процесс проходит легко, чего не скажешь о ситуации, когда ребенок впервые начинает писать что-то в школьном возрасте. Он часто пишет «как слышит», а слышит всякое. И тут уже пятиминутной работой не обойтись. Школьный возраст не обязательно поможет.

Часть 3. Про «ни в коем случае нельзя»

Нельзя же, потому что это диктанты, это скучно. А ребенку должно быть весело, у ребенка должно быть детство.

Так давайте весело? Нет ничего проще того, чтобы придумать, как можно интересно писать диктанты.

Меняем инструменты. Не ручкой-карандашом в тетради, а маркером на маленькой доске. Или фломастером с невидимыми чернилами, подсвечивая специальным фонариком. Или фломастером на боку большой картонной коробки. Или мелом. Или...

Меняем место. Не на столе, а под столом. Лёжа на животе – это мой любимый «пляжный диктант». На полу на ватмане. На стене. Под столом, лежа на спине, прикрепив лист бумаги к столу снизу. Выделить отдельный уголок в классе именно для диктантов.

Меняем способ. Читать диктант можно тихо – детям надо прислушиваться. Или менять громкость в процессе: от тихого до громкого и обратно. Диктант можно петь. Можно менять голос, читать голосом бабы-яги, маленького ребенка, волка из «Красной шапочки» и так далее. У меня есть еще «ненормальный диктант» - когда дети пишут, а я диктую и в это время хожу между столами и мешаю им писать. Это всегда очень весело, ни разу еще скучного «ненормального диктанта» не было. В курсе "Главный на Острове" есть странные диктанты, полностью написанные на придуманном языке, но отрабатывающие всё те же проблемные звуки и их сочетания.

Вывод у меня такой.
Пишите диктанты) Это совсем не долго. Буквально несколько минут сразу после чтения, несколько минут в процессе вашего обычного занятия. Это вполне себе «волшебная таблетка», одна из. Очень эффективно, совсем не затратно по времени и вполне себе интересно.


Tags: восприятие на слух, дошкольники, орфография, письмо, русский как родной, трудности и проблемы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments