2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

Гостевой пост: "Ступенька 1" для РКИ

Сегодня у нас гостевой пост, рецензия на учебник "Ступенька 1" Натальи Гуламовой от Олеси Апер. Сейчас у меня совершенно нет времени на обзор выходящих пособий, и я очень рада, что Олеся поделилась своим мнением. Мы редко можем полистать пособие перед покупкой, и только рецензии помогают нам выбрать нужное и отложить то, что вряд ли пригодится.

Передаю слово автору!

Мне очень близка тема РКИ, я обрадовалась, когда узнала о новом учебнике для начинающих!
Стоимость - на Амазоне 42 доллара за учебник вместе с доставкой. Учебник шел до меня примерно 3 недели.

УЧЕБНИК

Оформление:

1. Язык: в учебнике используется много английского. Например, вступление об интересных фактах русского языка полностью на английском - 7 страниц.
Задания, в основном, переводятся на русский, но в части “Закрепление" есть часть на английском, которая совсем не переведена, также и в уроке 4 задание 10, и еще часто в комментариях к урокам. Например, на страницах 83 и 85 урока, урок 3 задание 3, урок 4 задание 6. Также есть задания только на русском, без перевода на английский. Возможно, часть заданий не переводится с установкой, что ученики уже сами могут прочитать. Иногда задание отсутствует вовсе, иногда есть только номер.
Ориентация, в основном, на англоговорящую аудиторию.








2. Иллюстрации: смесь фотографий детей и различных рисунков. На мой взгляд, не хватает однородности. Также используются разные цвета, наверное, чтобы детям было веселее, но, признаюсь, мне показалось, что иногда слишком много разных цветов, и слегка рябит в глазах.



Иллюстрации не всегда на 100 процентов отражают понятие. Например, в представлении рода: мужской род, мальчик - на картинке 2 мальчика, причем спиной к нам, то же самое с женским родом - написано “девочка”, а на рисунке их две.

В уроке 5 "Наша семья", при отработке “у меня/тебя/неё/него/нас/вас/них есть” я не смогла догадаться, что есть на картинках.
На первом уроке лексика вводится в помощь для усвоения алфавита: есть такие слова как флот, ёлка, верблюд, экскаватор. Но не уверена, насколько они функционально нужны детям 6-11 лет в первом уроке.

3. Ударение: не хватает последовательности в использовании ударения: в одной фразе оно есть в одних словах, но его нет в других. Или его нет в соседней фразе в тех же словах, где до этого было. Может быть, это сделано для того, чтобы дети привыкали запоминать ударения и обходиться без них.

Содержание

Во вводно-фонетическом курсе, который идёт в начале учебника, используются термины "мягкие гласные" и "твердые гласные". Я не специалист в фонетике и не слышала раньше, что можно указывать на мягкость/твёрдость гласных.



В учебнике часто встречаются задания 2х типов:
1. Подписать картинку по модели, например, задание 8 в теме День рождения занимает 5 страниц (Модель: "это торт", "это мой торт").
2. Соединить слова и картинки (около 8 заданий).

Также есть 1 кроссворд, "правда или неправда" и другие задания.

В уроке 5 дается задание написать рассказ “Моя семья” и белые строчки, которые смущают слегка своей пустотой и отсутствием опорных слов.

Из устных заданий:

Много разных диалогов!
Разыгрывание диалогов по ролям.
Ролевые игры.

Лексика:

4 темы. Лексика даётся объёмно, например:
- Цифры - до ста.
- Профессии - я насчитала 28 слов, обозначающих профессии.

Также представлены темы семьи, дня рождения.
Тема еды немного представлена в теме дня рождения: торт, капкейки, мороженое, но без речевой модели с глаголами, а в именительном падеже.

Какие темы не представлены:
Цвета
«Я люблю» (Хобби)
Одежда
Игрушки

Грамматика

Падежи: сначала личные местоимения представлены полной парадигмой. В конструкциях "меня/тебя зовут", "мне/тебе … лет".
Есть и нечасто, как мне кажется, встречающаяся конструкция "нас зовут” , “им …. лет".

Для существительных вводится родительный падеж (нет брата/сестры) и предложный падеж (в банке, на почте).
Глаголы 1 и 2 спряжения в инфинитиве представлены в последнем уроке: делать, работать, слушать, строить, учить, говорить и т.д.
Спрягаемые глаголы вводятся в 3 лице единственного числа: работает/отдыхает и множественного лица делают/отвечают в одном уроке.
Затем предлагается полная парадигма глаголов, начиная с "работать": я/ты/он и тд.

Основные отличия от других учебников РКИ (для взрослых и детей):

1. Очень активное использование языка-посредника - английского, таким образом, учебник можно использовать только для англоязычной аудитории. Например, в "Поехали", "Сороке" английского нет - учебники универсальны. В "Точка Ру" описание заданий на английском есть, но оно напечатано серым цветом, более слабым.

2. В фонетической части учебника только частично используются слова, связанные с английским, и, возможно, уже знакомые детям, так как в других учебниках максимально предлагаются интернационализмы для знакомства и практики алфавита. Например, "Ступеньке" для букв с похожим написанием, но другим звучанием (так называемых false friends) среди прочих используются слова ухо, ананас, вверх, окно. А в "Поехали", для буквы  У = кактус, турист, минута. Для буквы Х = характер, монарх, для буквы Н = нота, интернет, ресторан и т.д. Все, на мой взгляд, гораздо более знакомые слова. В "Поехали" есть полная страница таких интернационализмов для практики, также и в "Точка Ру", и в "5 Элементов". В "Сороке" фонетической части нет.

3. В просмотренных мной учебниках нигде не упоминаются термины “мягкие и твердые гласные”.

4. Достаточно позднее, по сравнению с другими учебниками, введение глаголов (кроме зовут) - на последнем шестом уроке. В Поехали это происходит во втором уроке, в Точка Ру  в 1.2 уроке, в Сороке (3 л ед числа) - также во втором уроке.

5. Лексическое наполнение очень насыщено, возможно, иногда даже перенасыщено, например, предлагается для запоминания 28 профессий. Для сравнения в Поехали предлагают примерно 17 профессий, в Точка Ру - 22. В Сороке 1 темы профессий нет.

6. Я не слышала о книге для преподавателя. Было бы интересно почитать более подробные рекомендации автора по работе с учебником. В других учебниках книга для преподавателя даёт массу дополнительной, очень полезной информации о строении урока, о разных возможностях работы с материалом, о дополнительных заданиях.

Плюсы этого пособия:
- дополнительная работа с алфавитом на начальном этапе;
- разные небольшие стихотворения и речевки, помогающие запомнить звуки/тему. Правда, не всегда указан автор, возможно, в таком случае стоит уточнить, что автор неизвестен, или возможно, автор стишков - это автор учебника;
- игры на основе прошедшего материала. Особенно интересно в теме “День рождения”;
- мини-проекты на основе изученного материала. В конце некоторых глав учениками предлагается сделать проект по той теме, которую они прошли;
- много заданий на устную отработку материала.


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

А теперь мои впечатления от рабочей тетради.

Тетрадь с черно-белыми заданиями. Достаточно объемная - 128 страниц примерно формата А5.
Задания поделены по тем же темам, что и в учебнике.
Примерно те же замечания к оформлению - смешивание языков в описании заданий: то только английский, то оба, то только русский.

Несколько комментариев к заданиям
Достаточно много заданий на расположение букв именно в алфавитном порядке - примерно 20% от всех заданий на изучение букв.
Одно задание было для меня необычным -  пришлось постараться понять его смысл:


Использование в рабочей тетради новых слов, которые не были введены в учебнике, например, стр 27 и 28. Нужно соединить слово с картинкой. Фламинго, компьютер, ракета, телефон - интернационализмы, можно догадаться, но также есть собака (а до этого было слово щенок) и самолёт - этого слова не было раньше (и без точек над ё).

Наблюдается некоторая непоследовательность в использовании цветовой гаммы.
В учебнике “мягкие гласные” - синего цвета, “твёрдые” - оранжевого.
В рабочей тетради их просят раскрасить так: "мягкие" - зеленым, а "твердые" - синим цветом.
То же самое и со звонкими-глухими согласными.
В учебнике звонкие согласные обозначены розовым цветом, а глухие - фиолетовым, в рабочей тетради просят раскрасить звонкие - красным, глухие - жёлтым.

На страницах 39-41 есть задание с подсчётом слогов, но в учебнике не говорится о разделении на слоги.

Часто встречающееся задание - переписывать фразу по образцу, бывает сразу несколько страниц подряд, например, 7 страниц с 80 по 86 и в конце 13 страниц подряд - с 112 по 124:

В самом конце, как и в учебнике - пустое место для написания рассказа - хотелось бы увидеть какие-то опорные помогающие слова/план и т.д.

Остальные задания достаточно разнообразные. Они помогут закрепить пройденный материал в игровой форме. Вот несколько примеров заданий:
- В уроках 1-2: разные задания на различение гласных и согласных, глухих-звонких и тд.
- В уроках 3-6: вставить слова, подписать картинки, вычеркнуть лишнее, кроссворды, соединить слова и картинки, поиск слов, анаграммы.

Tags: гостевой пост, уроки РКИ, учебники
Subscribe

  • До и после сказки

    В этом году у нас прошли очередные « Весенние чтения» . На этот раз мы прочитали три русские волшебные сказки: «Марья Моревна». «Поди туда – не…

  • Древние греки: отправляемся в гости

    Мы закончили еще один месяц наших занятий курса «Путешествие во времени», и в этот раз путешествовали к древним грекам. В основе занятий – рабочая…

  • Срочно в номер!

    Прошёл очередной наш «Осенний интенсив», и на этот раз мы с подростками разбирали новости и работали с информацией в нашей вымышленной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • До и после сказки

    В этом году у нас прошли очередные « Весенние чтения» . На этот раз мы прочитали три русские волшебные сказки: «Марья Моревна». «Поди туда – не…

  • Древние греки: отправляемся в гости

    Мы закончили еще один месяц наших занятий курса «Путешествие во времени», и в этот раз путешествовали к древним грекам. В основе занятий – рабочая…

  • Срочно в номер!

    Прошёл очередной наш «Осенний интенсив», и на этот раз мы с подростками разбирали новости и работали с информацией в нашей вымышленной…