2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Первые шаги в профессии

Это пост, который я хотела бы прочитать тогда, когда делала первые шаги в профессии. Я пришла к детям с опытом преподавания РКИ взрослым студентам, но сразу поняла, что начинаю с нуля или даже чуть ниже. Впереди остается множество открытий и неизученных областей, еще столько всего предстоит узнать, освоить и применить на уроках. Но тогда, в самом начале, я была бы рада таким простым советам. Они бы очень мне помогли. На что обратить внимание начинающему учителю? Чему уделять время и внимание?
Читайте, отправляйте ссылку вашим знакомым начинающим учителям и делитесь в комментариях своими советами новичкам!

Куда развиваться учителю?

Для начала у вас уже должна быть база. Если ее нет, можете проходить любые курсы для начинающих учителей, любые курсы повышения квалификации. Все пригодится. Вы должны быть хорошо знакомы с предметом, и с методикой.

Дальше начинается самое интересное. Проанализируйте, чего вам не хватает как учителю, чего не хватает вашим урокам. Выберите 2-3 приоритетных направления и поставьте цель работать с ними прицельно в течение года. Например, вам может не хватать игровой составляющей, и вы целенаправленно занимаетесь геймификацией процесса обучения. На этапе подготовки к уроку придумываете игры, представляете, как можно обыграть грамматику и презентацию нового материала, как можно отдельно взятый урок превратить в одну большую игру.

Возможно, вам не хватает опыта организации школьных мероприятий, вы слишком волнуетесь и плохо проводите уроки в присутствии родителей.
Может быть у вас проблемы с групповым обучением или, наоборот, индивидуальные занятия слишком скучные. Направлений море, выбирайте, куда будете двигаться. Невозможно сразу стать мастером во всем, начните с приоритетных направлений.

Мы всегда можем расширять арсенал имеющихся у нас педагогических приемов. Но чтобы движение не было хаотичным, стоит хотя бы в общих чертах представлять себе маршрут дальнейшего развития. Мы составляем план обучения ученика, а на то, чтобы стратегически посмотреть на свое развитие, времени и сил обычно не хватает.


Инвестиции в свое образование

Я советую покупать учебники, много учебников. Смотреть на структуру и подачу материала, заимствовать полезные приемы и пробовать разные типы упражнений.
Не пытаться найти один хороший учебник раз и на всю жизнь, на первых порах не экономить. Мне кажется, покупка учебников – обязательная статья расходов начинающего преподавателя.

Смотреть на все пособия критически. Я очень не люблю тезис «не нравится – не критикуй, пока сам не сделал лучше». Критически разбирая пособие, мы можем предугадать, что не сработает на уроке и – самое главное – увидеть, чего не хватает в учебнике и подготовить дополнительный материал.

А еще вам понадобится тонна наглядного материала, карточки на все возможные темы, начиная от окружающих нас вещей, животных и растений и заканчивая комплектом фотографий - от портретов людей до сюжетных фото. Можете начинать собирать свою коллекцию буквально с первых дней, это долгий процесс)

Нарабатывать учебные часы

Фраза «стаж работы 1 год» совершенно бессмысленна, потому что можно вести 1 группу час в неделю, т.е. 4 часа в месяц. Можно проводить в неделю 15 часовых уроков, и это будет 60 часов в месяц. За год у вас получится 48 часов против 720, так что 1 год может быть очень разным.

За год можно успеть очень многое. Например:
- заниматься с дошкольниками, младшими школьниками, подростками;
- вести уроки в разноуровненых группах;
- подготовить к сдаче экзамена и проверить после него, насколько успешна была подготовка;
- подготовить пару школьных мероприятий;
- научиться работать по программе или начать составлять свою;
- вести уроки офлайн и онлайн;
- работать индивидуально и с группой и так далее.

Поэтому я очень советую начинающим учителям набирать побольше часов. Если учеников мало, то работать волонтером в каких-нибудь бесплатных проектах. Искать любую возможность расширить опыт. Имхо, старт в профессии – это не тот случай, когда «я ценю себя и свое время, поэтому работаю только с ценником от...»

Да, качество важнее количества, но без количества тоже ничего не выйдет. Некоторыми навыками можно овладеть только за счет многократного повторения, а «разнообразный опыт» при условиях 4 часов в месяц вы не получите и через 5 лет.



Самоанализ за вечерним чаем

И вот уроки окончены, вы возвращаетесь домой, наливаете чашку чая (или кормите детей, купаете, переодеваете, укладываете спать и только потом наливаете чай с мантрой «хоть бы никто не проснулся хотя бы 15 минут»). Теперь самое время... нет, не отдохнуть, а достать планы сегодняшних уроков и быстренько в памяти прокрутить плёнку назад.
Что получилось на уроке? Что не получилось? Что сделать не успели и почему: запланировали слишком много или не успели взять необходимое, потому что уделили слишком много времени несущественному? Что было неэффективно? На каком этапе потеряли внимание детей? И как его удалось вернуть? Не слишком ли много говорил учитель?

Если совсем кратко, вы оцениваете с разных сторон 3 аспекта:
1. Режиссура урока
2. Эффективность для ученика
3. Дисциплина и связанные с ней проблемы

А потом еще раз просмотреть план урока и сразу что-то исправить. Заодно сделать пометки на следующий урок – на что обратить внимание, что не забыть, что попробовать, что сделать иначе.

Еще я часто советую делать фото досок, потому что на уроке анализировать времени нет, а с помощью фото потом очень легко оценить, насколько удачно вы используете доску: что и как записано, не строчите ли вы бесконечные скучные столбики, отделяете ли один блок информации от другого, развлекаете ли ребенка в процессе, нет ли пустого пространства в одной части доски в то время, как в другой части всё забито мелким шрифтом. Ну и вообще, интересно ли ребенку смотреть на доску.



Библиотека учителя

В группе «Я преподаю билингвам» собирается хороший список методической литературы на русском и английском языках.
А пока вот что могу посоветовать прочитать в первую очередь:
Е. Протасова «Русский язык для дошкольников» и «Многоязычие в детском возрасте»
Д. Берджес «Обучение как приключение».
В. Букатов «Режиссура школьной повседневности»
Р. Курбатов «Школа в стиле экшн»
М. Ганькина «Грамматическая аптечка»
А. Акишина «Учимся учить» и «Учимся учить детей русскому языку»

Помощники и единомышленники

Учитель не может работать в одиночку, куда разумнее будет расти внутри или хотя бы рядом с профессиональным сообществом.

Что я имею в виду?
Во-первых, общение на профессиональные темы, возможность задавать вопросы и получать ответы, делиться своим опытом и заимствовать чужой. Это бесценный шанс не наступать на те грабли, на которые можно не наступать. Интернет здесь подходит идеально. Приходите в наше сообщество «Я преподаю билингвам» или в похожее.

Во-вторых, постарайтесь найти «ментора». Учителя более опытного, который не откажется время от времени посмотреть ваши планы уроков, а еще лучше – сами уроки. И дать честный фидбек по результатам.

В-третьих, напрашивайтесь на уроки к коллегам. Только по-честному. Я не помню, сколько раз ко мне на урок приходили «мамы потенциального ученика (только ребенок сейчас у бабушки)» - и конспектировали его от начала до конца. Знакомьтесь с коллегами, напрашивайтесь на уроки, честно объясняйте, почему.

Не замыкайтесь в круге преподавателей русского языка. Я получаю огромную пользу от общения с учителями математики, науки, английского языка. У них другие уроки, несколько иные приёмы, и они могут вдохновить вас на перемены.



И еще о помогающих практиках

Также будет здорово, если среди ваших помощников будут детские психологи.

Что делать с трудным поведением на уроке? Что делать, если ребенок приносит в класс свои домашние проблемы? А если вы заметили, что кто-то что-то украл у одноклассника? Как быстро справляться с конфликтными ситуациями и предотвращать детскую травлю? Как вести себя с очень чувствительным ребенком, как его хвалить и как указывать на ошибки?

Рядом с вами ребенок всего пару часов в неделю, вы не можете и не имеете права заниматься его перевоспитанием, но одна из задач учителя – сделать так, чтобы на уроке детям было комфортно и безопасно.

Меня советы психологов очень выручают, и первое время я регулярно брала консультации. Не забудьте о том, что вы занимаетесь не обсуждением и осуждением чужих детей, вы приходите к психологу с единственной целью – понять, как вам вести себя на уроке с ребенком и как разрешать трудные моменты.

Коллекционируйте идеи

Заведите папку «Идеи» на компьютере)) Ведите блокнот, в котором будете записывать то, что хотите попробовать реализовать или то, что подсмотрели у другого учителя.
Сохраняйте все интересное, что встретилось вам в интернете и может пригодиться. Вокруг слишком много информации, удержать в памяти все невозможно и не нужно.



Подготовка к уроку

Когда-то я писала про то, что сделать уроки качественнее прямо сейчас и сократить время на их подготовку очень помогают чек-листы. У меня есть чек-листы и для обычных уроков, и для открытых, на которых присутствуют родители, а также чек-листы, которыми я пользуюсь при написании своих материалов и онлайн-курсов для детей.

Чек-лист может выглядеть так:
- Есть ли наглядные материалы?
- В том числе реальные предметы, которые можно потрогать и подержать в руках?
- Есть ли разминка?
- Отрабатывают ли дети грамматику несколькими способами?
- Есть ли выход в речь?
- Есть ли плавные переходы от одного задания к другому?
- Есть ли плавное завершение урока, удачное финальное задание?

И так далее, в зависимости от ваших целей.

Учитесь и учите с удовольствием! Работайте с разными детьми, получайте новый опыт. Ошибайтесь много, потому что иначе нельзя) Исправляйтесь, пробуйте новое, двигайтесь вперед. Вы выбрали лучшую в мире профессию, даже не сомневайтесь!

Tags: преподавательская кухня, самообразование преподавателя
Subscribe

  • (no subject)

    Возвращаюсь к работе в новом году. Возвращаюсь с наполовину дописаным онлайн-курсом, с начатой второй частью пособия «Сто дней на…

  • Снова в школу: новости + анонс

    Я возвращаюсь в блог после условных летних каникул. И для начала поздравляю всех с началом нового учебного года! Желаю интересных уроков, новых…

  • Летние объявления

    Я к вам с традиционными летними объявлениями. Во-первых, на лето я никуда не уезжаю, а поэтому консультации будут. Это новость хорошая. Плохая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments