?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А давайте поговорим про раннее развитие детей? Только сразу определимся с терминологией, чтобы потом не возникло недоразумений)

Под ранним развитием я не имею в виду сомнительные методики,  которые доказали свою эффективность только для самого автора методики. Под ранним развитием я не имею в виду раннее чтение и счёт.
Под ранним развитием я не имею в виду запоминание множества фактов, вроде флагов всех стран мира, названий всех созвездий и имён российских правителей со всеми основными датами биографии.
Все остальное – вполне. Регулярные и последовательные занятия на общеразвивающие навыки, история-география-искусство для малышей, творчество, музыка и так далее, много чем увлекаются родители) Здесь ключевые слова «регулярность» и «последовательность».
Сразу скажу, что это мое частное мнение, которое не может быть правильным и неправильным, которое просто есть и которое может совпадать или не совпадать с вашим. Потому что тема раннего развития по остроте споров обойдет любые политические ток-шоу.

Итак, чем полезно раннее развитие с моей точки зрения:

1. Лексика, словарный запас. Язык – это не набор слов, но без хорошего словарного запаса нам очень тяжело продвигаться с одной ступеньки на другую. И если отработать какие-то навыки мы можем в довольно ограниченные сроки, то словарный запас набирается годами. Это, пожалуй, для меня самое главное: ребенок много знает, много читал, много слышал, у него внушительный словарный запас.

2. У нас есть довольно ограниченное время на интенсивные занятия. Конечно, все зависит от конкретной семьи и образовательной системы в той стране, в которой вы живете, но в Японии, например, есть довольно много времени в 1-4 классах начальной школы, 5 и 6 классы – подготовка к поступлению в среднюю школу, времени на русский гораздо меньше. Со средней школы (12 лет) половина учеников переходит на занятия в формате «2 раза в месяц». Если оценивать ситуацию реально, времени на русский очень мало, и с каждым годом все меньше. Нам надо выйти на хороший уровень и сформировать крепкую базу, с которой потом можно будет работать, примерно к началу 5 класса. Начинать надо рано.


3. И все равно про чтение. У меня нет статистики, исключительно собственные наблюдения: если с ребенком с раннего детства занимаются, то интерес к чтению часто появляется сам собой, и к 7 годам дети уже самостоятельно читают. Если вспомним предыдущий пункт про недостаток времени, то понятно, что для нас это очень важно.

4. Привычка учиться. Ребенок привык регулярно чем-то заниматься, он может спокойно прожить урок, не бросаясь из одной крайности (первозбуждение) в другую (апатия, сон). Наличие домашнего задания тоже не вызывает вопросов, к школьному возрасту ребенок уже представляет, с каким объемом справится за раз и может хотя бы в общих чертах планировать выполнение. Он умеет работать с информацией, она его не пугает. Понятно, что здесь тоже «многое зависит от ребенка», но действительно большинство детей, с которыми с детства занимаются, имеют эту привычку учиться.
5. И из этой привычки – дополнительные бонусы. Дети привыкли учиться, их легче учить. Это не про воспитание «удобного ученика», послушного ученика. Дело не в послушании, а в том, что в учебном процессе ребенку комфортно, окружающим комфортно, никому не надо этот процесс из-за дискомфорта разрушать.

6. Память. Не знаю, насколько мы ее развиваем в процессе каких-то игр и занятий. Исследователи здесь очень расходятся во мнениях. Но японцы, например, в своих программах очень много времени уделяют развитию памяти, напоминая, что в школе надо будет учить много иероглифов и всего остального. Но то, что я вижу – дети, с которыми родители занимались с раннего детства, часто умеют своей памятью пользоваться и интуитивно понимают свои личные успешные механизмы запоминания, или же взрослые успели их чему-то научить. Девочка 6 лет наклеивает на руку звездочку: «Она напомнит мне, что надо повторить стихотворение сегодня перед сном».
И нет, я не вижу того, что «к третьему классу разница между теми, с кем занимались, и теми, кто вообще ничего не делал до школы, исчезает. Дети выравниваются». Ничего не исчезает, нет ни в одной группе детей никакого одинакового уровня. 

Это мнение человека, который работает с уже подросшими детьми и видит не процесс, а результат. А ниже дам комментарий Вики Раскиной, которая находится в самом «процессе», то есть занимается ранним развитием детей.

«Для меня раннее развитие – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Мы прививаем усидчивость, наблюдательность, умение мыслить и анализировать, развиваем логику и память – с раннего детства. Мы прививаем вкус к учебе, которого хватит на очень долгое время. Ты узнаешь новое, и тебе это интересно. Учиться – вообще одно из самых интересных занятий в мире. Мы должны заинтересовать ребенка в два- три года этими вещами.
А еще – научить доделывать до конца. Начал рисовать дерево? Неинтересно стало? Слепи его из пластилина, сделай из лего, но что-то доделай, заверши работу. Мы учим концентрироваться, чтобы то, что делает ребенок не было в формате «три минуты и бросил».
И это все основное в раннем развитии, и очень жаль, что многие при слове «раннее развитие» думают о карточках, буквах и цифрах, которые маленькому ребенку вообще могут быть не нужны. То, что я стараюсь не первый год объяснить в своей группе – раннее развитие в современном мире необходимо».

Recent Posts from This Journal

  • Орфография: быть или не быть?

    Я не очень люблю разговаривать на тему орфографии, а точнее очень не люблю, потому что моя точка зрения не самая популярная и почему-то часто…

  • Первые шаги в профессии

    Это пост, который я хотела бы прочитать тогда, когда делала первые шаги в профессии. Я пришла к детям с опытом преподавания РКИ взрослым студентам,…

  • Гостевой пост: я читаю сам

    Сегодняшний гостевой пост я попросила написать автора серий книжек для первого самостоятельного чтения "Я читаю сам". Ирина Поперёкова…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
russkij_deti
Sep. 21st, 2018 07:23 am (UTC)
Очень хороший пост. Спасибо и Дарье и Вике.

Когда родился сын, я тогда подумала , что хорошо если бы были какие-то стажировки для родителей на государственном уровне с практическими советами на которых бы можно было бы научиться многим вещам, дети так быстро растут особенно в первые годы. А между сменой подгузников и бессонными ночами остается очень мало времени на поиски . Я помню тогда читала книги и по психологии и по развитию детей, но мне не хватало именно стройного подхода и четкого понимания. Сейчас уже понимаю, что много было лишнего и силы растрачивались нe на то, что нужно.

И еще извечный вопрос: как? Вроде бы уже хорошо известно (еще и 20 лет назад писали, что развивать надо умение учиться, а не напихивать детей фактами), но я думаю, что этим вопросом все равно задаются очень многие родители особенно в первые годы. Сейчас мне кажется что я уже могу ответить на этот вопрос, потому что есть опыт, и думаю, что диссонанс у многих родителей между теорией и практикой происходит именно из-за отсутствия этой такой необходимой связки - опыта.
chemodanskazok
Sep. 21st, 2018 09:19 am (UTC)
Да, очень грамотно и по сути - и ваш список, и комментарий.
От себя добавлю - с точки зрения и процесса, и результата:
- занятия в два-три года (помимо лексики, словарного запаса) дают ребёнку важное понимание того, что не так легко измерить, как словарный запас: атмосферу, место, в котором говорят на втором (или первом) языке. Как вы и написали, чем старше будет становиться ребёнок, тем меньше будет времени на занятия - и тем меньше времени ребёнок будет проводить в том окружении, где говорят по-русски. Это, в свою очередь, отразится даже на очень хорошо говорящем ребёнке, поэтому эти "языкочасы" очень важны.
- занятия могут вдохновить родителей, дать новый взгляд на то, что и как можно делать с ребенком. Не каждый может и хочет заниматься с ребёнком дома - или может/хочет, но не знает, как.
nat_nat
Sep. 21st, 2018 09:59 am (UTC)

Просто и ясно объяснили. А главное - жизненно. Спасибо.

jevousparler
Sep. 21st, 2018 01:42 pm (UTC)
По поводу 6 пункта. Возможно есть корреляция между iq родителей и способностью ребенка к обучению. Просто некоторые дети от природы более сообразительны. Яблочки от яблоньки и все такое.
Ну и стоит помнить, что все дети разные, не стоит насиловать рисованием и лепкой того, кому нравятся техника и цифры, и наоборот.
anna_egorova
Sep. 23rd, 2018 03:50 am (UTC)
Вот мы, наверное, занимаемся ранним развитием очень активно ;) это если мыслить вашими определениями, а если по методике - то нет, никаких методик нет
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com