2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

Раннее развитие глазами учителя русского языка

А давайте поговорим про раннее развитие детей? Только сразу определимся с терминологией, чтобы потом не возникло недоразумений)

Под ранним развитием я не имею в виду сомнительные методики,  которые доказали свою эффективность только для самого автора методики. Под ранним развитием я не имею в виду раннее чтение и счёт.
Под ранним развитием я не имею в виду запоминание множества фактов, вроде флагов всех стран мира, названий всех созвездий и имён российских правителей со всеми основными датами биографии.
Все остальное – вполне. Регулярные и последовательные занятия на общеразвивающие навыки, история-география-искусство для малышей, творчество, музыка и так далее, много чем увлекаются родители) Здесь ключевые слова «регулярность» и «последовательность».
Сразу скажу, что это мое частное мнение, которое не может быть правильным и неправильным, которое просто есть и которое может совпадать или не совпадать с вашим. Потому что тема раннего развития по остроте споров обойдет любые политические ток-шоу.

Итак, чем полезно раннее развитие с моей точки зрения:

1. Лексика, словарный запас. Язык – это не набор слов, но без хорошего словарного запаса нам очень тяжело продвигаться с одной ступеньки на другую. И если отработать какие-то навыки мы можем в довольно ограниченные сроки, то словарный запас набирается годами. Это, пожалуй, для меня самое главное: ребенок много знает, много читал, много слышал, у него внушительный словарный запас.

2. У нас есть довольно ограниченное время на интенсивные занятия. Конечно, все зависит от конкретной семьи и образовательной системы в той стране, в которой вы живете, но в Японии, например, есть довольно много времени в 1-4 классах начальной школы, 5 и 6 классы – подготовка к поступлению в среднюю школу, времени на русский гораздо меньше. Со средней школы (12 лет) половина учеников переходит на занятия в формате «2 раза в месяц». Если оценивать ситуацию реально, времени на русский очень мало, и с каждым годом все меньше. Нам надо выйти на хороший уровень и сформировать крепкую базу, с которой потом можно будет работать, примерно к началу 5 класса. Начинать надо рано.


3. И все равно про чтение. У меня нет статистики, исключительно собственные наблюдения: если с ребенком с раннего детства занимаются, то интерес к чтению часто появляется сам собой, и к 7 годам дети уже самостоятельно читают. Если вспомним предыдущий пункт про недостаток времени, то понятно, что для нас это очень важно.

4. Привычка учиться. Ребенок привык регулярно чем-то заниматься, он может спокойно прожить урок, не бросаясь из одной крайности (первозбуждение) в другую (апатия, сон). Наличие домашнего задания тоже не вызывает вопросов, к школьному возрасту ребенок уже представляет, с каким объемом справится за раз и может хотя бы в общих чертах планировать выполнение. Он умеет работать с информацией, она его не пугает. Понятно, что здесь тоже «многое зависит от ребенка», но действительно большинство детей, с которыми с детства занимаются, имеют эту привычку учиться.
5. И из этой привычки – дополнительные бонусы. Дети привыкли учиться, их легче учить. Это не про воспитание «удобного ученика», послушного ученика. Дело не в послушании, а в том, что в учебном процессе ребенку комфортно, окружающим комфортно, никому не надо этот процесс из-за дискомфорта разрушать.

6. Память. Не знаю, насколько мы ее развиваем в процессе каких-то игр и занятий. Исследователи здесь очень расходятся во мнениях. Но японцы, например, в своих программах очень много времени уделяют развитию памяти, напоминая, что в школе надо будет учить много иероглифов и всего остального. Но то, что я вижу – дети, с которыми родители занимались с раннего детства, часто умеют своей памятью пользоваться и интуитивно понимают свои личные успешные механизмы запоминания, или же взрослые успели их чему-то научить. Девочка 6 лет наклеивает на руку звездочку: «Она напомнит мне, что надо повторить стихотворение сегодня перед сном».
И нет, я не вижу того, что «к третьему классу разница между теми, с кем занимались, и теми, кто вообще ничего не делал до школы, исчезает. Дети выравниваются». Ничего не исчезает, нет ни в одной группе детей никакого одинакового уровня. 

Это мнение человека, который работает с уже подросшими детьми и видит не процесс, а результат. А ниже дам комментарий Вики Раскиной, которая находится в самом «процессе», то есть занимается ранним развитием детей.

«Для меня раннее развитие – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Мы прививаем усидчивость, наблюдательность, умение мыслить и анализировать, развиваем логику и память – с раннего детства. Мы прививаем вкус к учебе, которого хватит на очень долгое время. Ты узнаешь новое, и тебе это интересно. Учиться – вообще одно из самых интересных занятий в мире. Мы должны заинтересовать ребенка в два- три года этими вещами.
А еще – научить доделывать до конца. Начал рисовать дерево? Неинтересно стало? Слепи его из пластилина, сделай из лего, но что-то доделай, заверши работу. Мы учим концентрироваться, чтобы то, что делает ребенок не было в формате «три минуты и бросил».
И это все основное в раннем развитии, и очень жаль, что многие при слове «раннее развитие» думают о карточках, буквах и цифрах, которые маленькому ребенку вообще могут быть не нужны. То, что я стараюсь не первый год объяснить в своей группе – раннее развитие в современном мире необходимо».
Tags: дошкольники, малышам-билингвам
Subscribe

  • До и после сказки

    В этом году у нас прошли очередные « Весенние чтения» . На этот раз мы прочитали три русские волшебные сказки: «Марья Моревна». «Поди туда – не…

  • Прогулки по Египту

    Мы закончили очередной месяц наших занятий курса «Путешествие во времени». Расскажу и покажу, чем занимались! В основе занятий –…

  • Гостевой пост: как подготовить курс для лагеря

    Впереди летние каникулы, и по всему миру начнутся занятия в летних лагерях. Учителя готовят программы, и возникает множество закономерных вопросов:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments