2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

"По-русски обо всём": работаем с текстами

Я как-то писала о пособии «Русский без границ-2» для детей 16-18 лет, который планировала взять в работу в группу детей 12-15 лет. Сейчас я передумала, «По-русски обо всем» М. Низник и А. Винокуровой подходит нам больше, несмотря на то, что предстоит его несколько усложнить.

Главный плюс: много хороших текстов, с которыми можно работать. Тексты разные: смешные истории, анекдоты стихи, детская классика, абсурдное, поучительное, биографическое и т.д. Это художественные тексты, даже если они из серии ЖЗЛ, т.е. работы с научным стилем речи и публицистикой не будет.








Невольно сравниваешь с «Русский без границ-2»: тот же принцип построения учебника, основанного на текстах, тот же автор. Но здесь несравнимо больше работы с текстом, и она интереснее. Ушли в прошлое задания «Прочитай и подчеркни», «прочитай и обрати внимание». Упражнения намного веселее, почти нет бесконтекстных несвязанных между собой предложений, которые так любят авторы учебников любых языков. Даже задание, в котором надо задать падежные вопросы к выделенным словам (дети уже напряглись) – это очередная история.


Грамматика и орфография
Отрабатывается то, что встречается в тексте. Грамматика – это, в основном, «вспомнить и обобщить» то, что дети к этому возрасту уже, скорее всего знают: части слова, падежи, части речи, склонение-спряжение. И лучше если знают, потому что объем не рассчитан на практику и закрепление новой информации.
Орфографии совсем немного: пре-, при-, е-ё-о после шипящих, Ь и Ъ, и-ы после ц, непроизносимые согласные.




Мой совет учителям: достройте задачи. Для 10-13 лет в грамматике и орфографии этого мало. Просто работа с текстом – это хорошо, но очень жалко тратить столько времени и удобного материала без дополнительной нагрузки – теоретической, практической, какой угодно. Каждая группа разная, и вы знаете своих учеников лучше, чем автор любого учебника, выберите для детей дополнительные задачи. Я бы, например, взяла дополнительно пунктуацию, с опорой на эти же тексты. И с самого начала учебника отработку нашей проблемной темы – безударные гласные и проверочные слова, здесь много практики не бывает. Но у вас задачи могут быть другими.

Письмо. Вы знаете, с каким вниманием я отношусь к этой теме, и как не люблю в учебниках чистые листы с заданием вроде «Напиши рассказ о себе». Я придерживаюсь того мнения, что письменные навыки надо развивать постепенно, и подходить к написанию любого текста с набором удобных инструментов в кармане. С заданием «сядь и напиши» справляются дети двух категорий:
1. Дети, которые с детства сами и постоянно что-то пишут.
2. Дети, которых уже научили писать обо всем подряд. Научили планировать текст, придумывать идеи, писать композиционно прилично.
Все остальное – алхимия для верящих в чудо. Поэтому я эти чистые листы, пустые строчки и задания «напиши» переделаю в рабочие листы с опорами. Первые 2 задания учебника можно превратить в проект «до и после»: пишем тексты на заданные темы в самом начале работы с книгой, пишем те же самые задания в конце и сравниваем, что изменилось, в чем тексты стали лучше.


Письменные задания (не те, которые сочинения) стали намного интереснее: доказать утверждение, найти общее, отредактировать, придумать финал, записать по картинкам с использованием заданных слов, переписать в другом времени, объяснить, переписать от лица другого героя, дать характеристику героя.





Что мы имеем: «По-русски обо всем» для детей 10-13 лет, который помогает проанализировать множество художественных текстов и отработать полезные навыки, и «Русский без границ-2» для 16-18 лет, который также построен на текстах, но который без дополнительных самодельных заданий никак не поможет ни с анализом, ни с навыками. Я бы хотела новое издание, дополненное и переработанное, «Русский без границ-2» с той же программой, теми же текстами, но построенный по модели «По-русски обо всем», с осмысленными упражнениями и разными подходами к одной и той же задаче. Обратилась с вопросом к автору, но, к сожалению (для меня), там в планах совершенно новый учебник на другую тему и для другой аудитории.
Tags: подростки, учебники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • БЕСПЛАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Всем хорошего дня! Если вы читаете мой личный профиль ФБ, то уже знаете, что есть находчивые люди, которые умудряются продать(!) мои…

  • ТОП-10 постов 2020 года

    Всем добрый день! В этом посте я собрала 10 самых читаемых и цитируемых статей блога за прошлый, 2020-й год. Большое спасибо за то, что читаете,…

  • СМОТРЕТЬ КИНО ПО-РУССКИ...

    ...писать на него рецензии и публиковать их на новом сайте www.detfilm.ru Сегодня у нас гостевой пост от Татьяны Асакура. Поговорим о личном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments