?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я как-то писала о пособии «Русский без границ-2» для детей 16-18 лет, который планировала взять в работу в группу детей 12-15 лет. Сейчас я передумала, «По-русски обо всем» М. Низник и А. Винокуровой подходит нам больше, несмотря на то, что предстоит его несколько усложнить.

Главный плюс: много хороших текстов, с которыми можно работать. Тексты разные: смешные истории, анекдоты стихи, детская классика, абсурдное, поучительное, биографическое и т.д. Это художественные тексты, даже если они из серии ЖЗЛ, т.е. работы с научным стилем речи и публицистикой не будет.








Невольно сравниваешь с «Русский без границ-2»: тот же принцип построения учебника, основанного на текстах, тот же автор. Но здесь несравнимо больше работы с текстом, и она интереснее. Ушли в прошлое задания «Прочитай и подчеркни», «прочитай и обрати внимание». Упражнения намного веселее, почти нет бесконтекстных несвязанных между собой предложений, которые так любят авторы учебников любых языков. Даже задание, в котором надо задать падежные вопросы к выделенным словам (дети уже напряглись) – это очередная история.


Грамматика и орфография
Отрабатывается то, что встречается в тексте. Грамматика – это, в основном, «вспомнить и обобщить» то, что дети к этому возрасту уже, скорее всего знают: части слова, падежи, части речи, склонение-спряжение. И лучше если знают, потому что объем не рассчитан на практику и закрепление новой информации.
Орфографии совсем немного: пре-, при-, е-ё-о после шипящих, Ь и Ъ, и-ы после ц, непроизносимые согласные.




Мой совет учителям: достройте задачи. Для 10-13 лет в грамматике и орфографии этого мало. Просто работа с текстом – это хорошо, но очень жалко тратить столько времени и удобного материала без дополнительной нагрузки – теоретической, практической, какой угодно. Каждая группа разная, и вы знаете своих учеников лучше, чем автор любого учебника, выберите для детей дополнительные задачи. Я бы, например, взяла дополнительно пунктуацию, с опорой на эти же тексты. И с самого начала учебника отработку нашей проблемной темы – безударные гласные и проверочные слова, здесь много практики не бывает. Но у вас задачи могут быть другими.

Письмо. Вы знаете, с каким вниманием я отношусь к этой теме, и как не люблю в учебниках чистые листы с заданием вроде «Напиши рассказ о себе». Я придерживаюсь того мнения, что письменные навыки надо развивать постепенно, и подходить к написанию любого текста с набором удобных инструментов в кармане. С заданием «сядь и напиши» справляются дети двух категорий:
1. Дети, которые с детства сами и постоянно что-то пишут.
2. Дети, которых уже научили писать обо всем подряд. Научили планировать текст, придумывать идеи, писать композиционно прилично.
Все остальное – алхимия для верящих в чудо. Поэтому я эти чистые листы, пустые строчки и задания «напиши» переделаю в рабочие листы с опорами. Первые 2 задания учебника можно превратить в проект «до и после»: пишем тексты на заданные темы в самом начале работы с книгой, пишем те же самые задания в конце и сравниваем, что изменилось, в чем тексты стали лучше.


Письменные задания (не те, которые сочинения) стали намного интереснее: доказать утверждение, найти общее, отредактировать, придумать финал, записать по картинкам с использованием заданных слов, переписать в другом времени, объяснить, переписать от лица другого героя, дать характеристику героя.





Что мы имеем: «По-русски обо всем» для детей 10-13 лет, который помогает проанализировать множество художественных текстов и отработать полезные навыки, и «Русский без границ-2» для 16-18 лет, который также построен на текстах, но который без дополнительных самодельных заданий никак не поможет ни с анализом, ни с навыками. Я бы хотела новое издание, дополненное и переработанное, «Русский без границ-2» с той же программой, теми же текстами, но построенный по модели «По-русски обо всем», с осмысленными упражнениями и разными подходами к одной и той же задаче. Обратилась с вопросом к автору, но, к сожалению (для меня), там в планах совершенно новый учебник на другую тему и для другой аудитории.

Recent Posts from This Journal

  • Орфография: быть или не быть?

    Я не очень люблю разговаривать на тему орфографии, а точнее очень не люблю, потому что моя точка зрения не самая популярная и почему-то часто…

  • Первые шаги в профессии

    Это пост, который я хотела бы прочитать тогда, когда делала первые шаги в профессии. Я пришла к детям с опытом преподавания РКИ взрослым студентам,…

  • Гостевой пост: я читаю сам

    Сегодняшний гостевой пост я попросила написать автора серий книжек для первого самостоятельного чтения "Я читаю сам". Ирина Поперёкова…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
peegel66
May. 28th, 2018 03:06 am (UTC)
А как работа с этим пособием вписывается в ваши программы типа экскурсия по городу, путушествие по россии, и т.д.? Это в дополнение или после тех программ, или между ними?
2lingual
May. 28th, 2018 08:40 am (UTC)
Это занятия в нашей токийской школе, здесь мы программы онлайн-курсов не берем или почти не берем.
asakura_sama
May. 28th, 2018 06:30 am (UTC)
О, про девочку из текста есть сюжет в Ералаше. Мы, кстати, последний раз в Москве провели часов пять отсматривая Ералаши. Время мультиков закончилось, ура. А вот с короткими видео- историями забавно. Детке уже интересно, но еще сложно рассказать о чем история была. Рассказать научпоп- не проблема. А небольшой деятельный сюжет- никак.
Мне нравится идея писать на одну и ту же тему " в начале" и " в конце". Заметила, что даже с комментариями учителя, детка перечитать свой текст и " поправить" - не ошибки исправить, а стилистику- не может. Она не видит " где". Если математику или " обществоведение" она вычитать может, то сочинение связано с эмоциями и никак не хочет улучшаться.

Edited at 2018-05-28 06:36 am (UTC)
sca_germany
May. 28th, 2018 07:45 am (UTC)

отвлеченно
смотрю на это кого? что? и очень хочу чтобы ребенок как носитель в этом разбирался, а не в рки вникал.
жаль просто желания малова-то :)

2lingual
May. 28th, 2018 08:42 am (UTC)
Я тоже хочу, чтобы проблем с падежными вопросами не существовало. Не самая интересная тема для работы(
nat_nat
May. 28th, 2018 07:50 am (UTC)

Спасибо, что делитесь!!!

2lingual
May. 28th, 2018 08:45 am (UTC)
Не за что!
:)
kinoprogulka
May. 28th, 2018 04:12 pm (UTC)

Спасибо, что делаете рецензии новых книг. Я сейчас работаю с 10-11 - летними детьми по «Русский без границ -1». Меня многое устраивает. Не в последнюю очередь нравится оформление: голубые тона и достаточно много учебного материала на страницу. Часть «Введение», правда, совсем не использовали. Зато есть хорошие тексты в «Литературе» , интересные вопросы на обсуждение. Не люблю упражнения на «вставить одно слово». Детям это уже слишком просто. С «Грамматикой» начали работать совсем недавно, поэтому результаты ещё не репрезентативные :) и тут тоже упражнения на «допиши окончание» не приносят много пользы. Лучше брать упражнения из учебника и использовать для диктанта.

yellowyuli
Nov. 13th, 2018 12:01 pm (UTC)
Дарья - добрый день! А вы не знаете, можно ли где-нибудь купить этот учебник в электронной версии? Спасибо заранее!
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com