?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И еще раз про подростков и русский язык. Сегодня я приглашаю к обсуждению очень непростой темы. Мы опять про подростков, про то, чему учить, на какие стандарты ориентироваться, в какой момент останавливаться и где определять границы.

Я получила такое сообщение:

«Знакомые родители подростков, переходящих в среднюю школу или детей помладше из "хороших" школ, будучи сами успешными специалистами в стране, говорят прямо, что на русском учить сложные слова и понятия в предметной области, предметы школьные нет смысла.

Зачем учить сложные слова, описывать процессы и явления на русском в предметной области, тратить на это уйму сил? Когда зная процесс на любом другом языке, проще подобрать термины, несколько специфических слов и не тратить время и силы впустую на дублирование сущностей. Русский есть, надо будет на него наложить какие-то понятия для работы или учебы – не проблема. Мы же так сделали: отучились на русском, потом заговорили в своей области на английском, к примеру. Важно, чтобы сейчас наши дети учились в хорошей, сильной школе. Имели высокие баллы местные и встраивались в местную систему как высший средний класс, а не как понаехавшие.

Я вижу, что в международных экзаменах по разным языкам как иностранным, все чаще требуется «общая эрудиция» в самых неожиданных областях: от вулканизации резины до анализа способов оценки систем управления взаимоотношений с клиентами. То послушать дадут, то почитать. В любом случае, это для взрослых-студентов, а детям это не нужно?»

Это вопрос из области «насколько далеко идти» и «чему учить подростка с хорошим уровнем языка». И заодно как сделать так, чтобы и в местной школе ребенок учился на уровне выше среднего, и в русском не сильно отставал. И нужно ли это? Вот нужно ли лично вам?

Я напишу про Японию. Если у родителей есть желание отдать ребенка в хорошую среднюю школу, то на активное изучение русского есть время, по самым оптимистичным прогнозам, до конца 4 класса начальной школы. Потому что следующие 2 года занимает активная подготовка к этой самой «хорошей школе» из верхушки рейтинга. Оставим в стороне иллюзии, городские легенды и редкие реальные истории детей, которые и без такой подготовки поступили в одну из ТОП-10 токийских школ. Подавляющее большинство детей, даже одаренных во всех смыслах, в такой подготовке нуждается.

Итак, время до конца 4 класса максимум, а дальше поддерживать уровень русского, понемногу добирать разные полезные навыки, приходить в русскую школу пару раз в месяц в лучшем случае. Уровень «выше среднего» в Японии практически не дает пространства для манёвров. Я никогда не скрывала, что у меня нет десятилетий опыта работы, но дети, с которыми я работала 8 лет назад, сейчас уже в университетах (или не смогли в них поступить). Я все время, с самого начала, работаю с подростками, и исключений было очень мало: если семья хочет «выше среднего», то почти все ресурсы уходят в местную школу.

И еще размышлений, теперь уже не про Японию. Мне кажется, что для поддержания языков на высоком уровне в сочетании с высокими баллами в местной «хорошей» школе, нам нужна особенная семейная политика. Родители (в интернациональных семьях, в том числе) смотрят в одном направлении, решают общую задачу, понимают все риски и сами, в какой-то степени, работают методистами, определяя, чему учить ребенка на русском, а что – бесполезная трата драгоценного времени.

В сообщении, которое я процитировала выше, есть очень важный момент: «Русский есть, надо будет на него наложить какие-то понятия для работы или учебы – не проблема. Мы же так сделали: отучились на русском, потом заговорили в своей области на английском, к примеру». Так вот, далеко не каждая система образования учит детей так, чтобы заработала эта чудо-система. Мне кажется, тут дело в том, насколько успешно в местной системе отрабатываются метапредметные навыки. Если с ними все отлично, то действительно шансы высоки. Если они просто прописаны в местном «ФГОСе», то ничего не заработает, и даже наложив русскую терминологию и русский текст поверх местных навыков презентации, например, хорошей презентации на русском все равно может не получиться. Есть специалисты, которые прекрасно с этой задачей справились даже после окончания провинциальной русской школы в бедные девяностые. У них эта метапредметность сама вырабатывалась, без помощи школы. Но их очень мало, по сравнению с тем огромным числом желавших работать за границей, но не ставших ценными кадрами.

Чему бы я учила подростка с хорошим русским? Вот скорее метапредметным навыкам, нежели дублированию школьной программы на русском: смысловое чтение, умение работать с информацией (планировать, оценивать, сопоставлять данные и тд), формулировать и обосновывать свои выводы, строить устные и письменные высказывания, учитывая разнообразие точек зрения на тему и сохраняя внутреннюю логику и т.д. И параллельно давать общие знания в разных предметных областях на русском, но не по русским учебникам, а по дополнительным материалам.

Поделитесь, пожалуйста, своим мнением. Что вы решили или планируете для своих детей? Большая часть ресурсов – местной школе, а русский поддерживать в рабочем состоянии? Активно развивать русский параллельно с сильной местной школой? Если да, то в какую сторону развивать? Как сделать так, чтобы и в местной школе ребенок учился на уровне выше среднего, и в русском не сильно отставал, и нужно ли это вашей конкретной семье?

Recent Posts from This Journal

  • Школьник начал ошибаться

    У ребенка-школьника вдруг «поплыла» грамматика. Вроде бы все было нормально, но потом он начал ошибаться - в окончаниях, согласованиях…

  • Классическая поэзия: главное и второстепенное

    В прошлом месяце я рассказывала о нашей программе литературного чтения, показала основные направления работы на примере моей части пособий.…

  • Подготовишки: за год до школы

    С сентября в начальной школе для билингвов будет работать группа подготовишек для тех, кто планирует пойти в первый класс через год. Раньше такой…

  • Один месяц в "Начальной школе для билингва"

    У нас открылся набор в “Начальную школу для билингва”. Основной формат, в рамках которого занимается большая часть учеников - подписка на закрытую…

  • Экскурсия на уроки литературы

    Скоро начнется новый учебный год, чуть больше недели осталось до начала записи в «Начальную школу для билингва». И я возвращаюсь в блог с новыми…

  • Русский с двойняшками

    Расскажу о том, как я сейчас занимаюсь русским языком со своими младшими детьми, двойняшками, которым только-только исполнилось 4 года. Напомню, что…

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
nata_for
May. 14th, 2018 07:41 am (UTC)
У меня пока предподросток - сыну 11 лет, он в четвертом классе. И мы как раз на это и наткнулись - школа и дополнительные занятия занимают столько времени и сил, что на регулярные занятия русским их не хватает. К тому же у нас родился младенец :) Поэтому в моменты, когда время есть и у меня, и у ребенка, мы лучше поделаем что-то более приятное и интересное обоим - хотя бы я почитаю ему вслух...

Поэтому я пришла к выводу, что пока мы перейдем в режим сохранения достигнутого. Будем говорить, как и говорили, по-русски, и стараться обсуждать как можно больше. Кроме того сын читает, и я готова обсуждать прочитанное.

Русский нам нужен хотя бы на уровне, чтобы я могла говорить с детьми по-русски обо всем. Если им понадобится для работы или дальнейшей учебы, что ж, поддержу, будет надстраивать то, что есть.
2lingual
May. 15th, 2018 04:23 am (UTC)
Спасибо! Да, очень понятное решение. И хорошо, что у вас уже есть база, которую можно сохранять и на которую достраивать, при случае, новые навыки и знания.
nata_for
May. 15th, 2018 07:37 am (UTC)
База кажется мне хиловатой... С другой стороны, я прекрасно понимаю, что жить детям в Финляндии, а значит, финский нужен обязательно, а русский - приятное и важное, но все же дополнение.
marmir
May. 14th, 2018 03:28 pm (UTC)
У меня ответ - все зависит от ребенка.

Я сама живу в Штатах с 12 лет, никаких родственников в России у нас нет - то есть шанс того, что русский *нужен* будет очень маленькие. При этом дома мы говорим по русски, бабушки-дедушки детей по английски говорят (на работе на пример), но без всякого на то удовольствия - то есть по крайней мере бытовой русский необходим. А если еще и с возможностью обсуждать на русском глубокие темы - то это бонус. Одно время мы ходили на занятия русским, благо в Бостоне выбор хороший; по разным причинам от этого отказались.

А теперь про моих детей. Старшему 10, и он у меня оказался очень лингвистически одаренным. Он с удовольствием читает на обоих языках; если ему дать интересную книгу по русски, даже с сложной лексикой, то он будет читать. Научные книги по русски не даю, а вот историю и мифологию вполне. Опять же, в классике (вся французская классика у нас по русски идет) тоже бывает много незнакомых слов. Интересно так же, что хотя я совершенно не собиралась учить его русской граматике, совершенно случайно так получилось, что он ее сейчас с учительницей проходит и получает от этого удовольствие.

Младшей 8, и она скорее технарь по складу ума. Она не слишком вербальный человек вообще. По русски она говорит и умеет читать. Я бы сказала, что у нее русский - чуть выше, чем просто бытовой. Очень сомневаюсь, что она будет читать по русски для себя. С ней у меня другой подход - стараюсь читать вслух веселые книги с разумно богатой лексикой; нередко бывает, что она переходит на английский, если мы с ней обсуждаем те самые книги, которые только что прочли по русски. Сейчас так получилось, что раз в неделю русским с учительницей она занимается. Если к окончанию школы ее русский будет не хуже, чем сейчас - буду считать это достижением.
2lingual
May. 15th, 2018 04:25 am (UTC)
Спасибо большое! Очень разные дети :) И у каждого языки развиваются по своему особенному пути.
snowleo_hatula
May. 14th, 2018 03:31 pm (UTC)
В канадской школе, думаю, вполне реально заниматься русским и как угодное еще всерьез хоумскулить примерно до хай-скул. Но это если исключить спорт, музыку и не оставлять время на свободные игры. Иначе получается, что русского очень и очень мало.
Для 6-ти летки сейчас это только чтение: она сама читает примерно 1/4 страницы в день (меньше, чем на английском) и очень много слов надо обсуждать и объяснять. Плюс, ей читаем перед сном.
9-ти летка прорешал несколько задачников. Именно в развитие языка это маленький вклад: грамматические ошибки в речи так и остаются. Тренируется только умение понять, о чем вообще речь - без этого не решить задачу. Иногда он разбирает рецепт или инструкцию на русском. Еще реже - мы ему читаем.
12-ти летка - слабое звено. У нее больше других словарный запас, лучше языковая догадка. Но предложить ей практически нечего. Математика ее не радует, ей и так приходится заниматься дома по англоязычным учебникам, чтобы не отставать от школы. Готовка тоже не интересует, как и сборка моделей или роботов. Она любит читать. Но не фэнтези, которое на русском можно найти более-менее интересное. Она хочет про жизнь ее ровесников, про знакомый ей мир. В общем, в итоге все интересное и необходимое для нее - на английском. И русский - только для общения внутри семьи и с бабушками.

Итого, самая счастливая история в моей семье на сегодняшний день - 9-ти летний сын. Он и со школой справляется играючи, и интересов у него много и что он понял на одном языке, он легко применяет на другом. Если бы еще у него способности к языкам были как к математике, он был бы как те дети, у которых язык сам собой сохраняется и развивается, без заметных родительских усилий.
snowleo_hatula
May. 14th, 2018 03:37 pm (UTC)
Вспомнила: очень хорошо шли книжки с опытами. Вот там надо и прочесть, и понять, что делать, и понять объяснение физического явления.
А еще, с легкостью дублируется материал, который очень интересен ребенку. Динозавры, вулканы, изобретения Да Винчи. Но опять - это все интересы сына. Ребенок, у которого все получается и который в себе уверен. Подстроится под подростка со скачками настроения и более скромными или более редкими интересами, куда сложнее.
2lingual
May. 15th, 2018 04:27 am (UTC)
А что 6-летка сейчас сама читает? Поделитесь :)
А с 12-леткой не работают какие-нибудь небольшие тематические курсы, онлайн или офлайн? Архитектура, литература и т.д.?
snowleo_hatula
May. 15th, 2018 04:40 am (UTC)
Дочитывает "Новый букварь" Соболевой и Агафоновых. Буквально несколько страничек осталось. До этого были задачники по чтению Беденко - легко, понятно и весело, то, что надо начинающим. Иногда я сама пишу ей тексты и это идет на ура. Но это легкий ребенок, ей что ни предложи, все радует, если мама или папа согласны посидеть рядом.

Со старшей все сложнее. Все самое интересное она находит сама или спрашивает у сверстников. И все это на английском. Я могу предложить, но ответ будет: "Спасибо, но я и так слишком занята". Если честно, русский идет только под давлением - как условие получения экранного времени. И последние месяцы я практически ничего не требовала, потому что ей и так тяжело: гормональные перемены идут с такими скачками настроения, что только держись. Она говорит со мной по-русски - и это практически все. Жду лета и планирую небольшой русский лагерь - попытаюсь там нащупать хоть что-то, что у нее вызовет энтузиазм.
burum_bum
Jun. 6th, 2018 09:42 pm (UTC)
Дочке только исполнилось 8 лет, у неё ещё нет скорочтения, но из всех трёх языков, которыми она активно владеет, вдруг в последние месяца два стала читать быстрее всего и охотнее всего по-французски. Я все жду, чтобы начала читать для себя в удовольствие, хотя бы и по-французски. А потом, мне кажется, важно подыскать увлекательные книги по-русски. Если будет читать по-русски для себя, то язык с ней останется на очень хорошем уровне. Сейчас пассивный русский очень приличный: нет никаких проблем понять/запомнить наизусть/получить удовольствие от русской классики, от Пушкина до Бажова. Активный русский тоже весьма не плох, может пересказать любой русский текст, поддержать разговор без проблем. Акцента в русском вообще нет. Считает русский родным языком, иврит - вторым, а французский - третим.
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com