2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Всё успеть и везде победить

И еще раз про подростков и русский язык. Сегодня я приглашаю к обсуждению очень непростой темы. Мы опять про подростков, про то, чему учить, на какие стандарты ориентироваться, в какой момент останавливаться и где определять границы.

Я получила такое сообщение:

«Знакомые родители подростков, переходящих в среднюю школу или детей помладше из "хороших" школ, будучи сами успешными специалистами в стране, говорят прямо, что на русском учить сложные слова и понятия в предметной области, предметы школьные нет смысла.

Зачем учить сложные слова, описывать процессы и явления на русском в предметной области, тратить на это уйму сил? Когда зная процесс на любом другом языке, проще подобрать термины, несколько специфических слов и не тратить время и силы впустую на дублирование сущностей. Русский есть, надо будет на него наложить какие-то понятия для работы или учебы – не проблема. Мы же так сделали: отучились на русском, потом заговорили в своей области на английском, к примеру. Важно, чтобы сейчас наши дети учились в хорошей, сильной школе. Имели высокие баллы местные и встраивались в местную систему как высший средний класс, а не как понаехавшие.

Я вижу, что в международных экзаменах по разным языкам как иностранным, все чаще требуется «общая эрудиция» в самых неожиданных областях: от вулканизации резины до анализа способов оценки систем управления взаимоотношений с клиентами. То послушать дадут, то почитать. В любом случае, это для взрослых-студентов, а детям это не нужно?»

Это вопрос из области «насколько далеко идти» и «чему учить подростка с хорошим уровнем языка». И заодно как сделать так, чтобы и в местной школе ребенок учился на уровне выше среднего, и в русском не сильно отставал. И нужно ли это? Вот нужно ли лично вам?

Я напишу про Японию. Если у родителей есть желание отдать ребенка в хорошую среднюю школу, то на активное изучение русского есть время, по самым оптимистичным прогнозам, до конца 4 класса начальной школы. Потому что следующие 2 года занимает активная подготовка к этой самой «хорошей школе» из верхушки рейтинга. Оставим в стороне иллюзии, городские легенды и редкие реальные истории детей, которые и без такой подготовки поступили в одну из ТОП-10 токийских школ. Подавляющее большинство детей, даже одаренных во всех смыслах, в такой подготовке нуждается.

Итак, время до конца 4 класса максимум, а дальше поддерживать уровень русского, понемногу добирать разные полезные навыки, приходить в русскую школу пару раз в месяц в лучшем случае. Уровень «выше среднего» в Японии практически не дает пространства для манёвров. Я никогда не скрывала, что у меня нет десятилетий опыта работы, но дети, с которыми я работала 8 лет назад, сейчас уже в университетах (или не смогли в них поступить). Я все время, с самого начала, работаю с подростками, и исключений было очень мало: если семья хочет «выше среднего», то почти все ресурсы уходят в местную школу.

И еще размышлений, теперь уже не про Японию. Мне кажется, что для поддержания языков на высоком уровне в сочетании с высокими баллами в местной «хорошей» школе, нам нужна особенная семейная политика. Родители (в интернациональных семьях, в том числе) смотрят в одном направлении, решают общую задачу, понимают все риски и сами, в какой-то степени, работают методистами, определяя, чему учить ребенка на русском, а что – бесполезная трата драгоценного времени.

В сообщении, которое я процитировала выше, есть очень важный момент: «Русский есть, надо будет на него наложить какие-то понятия для работы или учебы – не проблема. Мы же так сделали: отучились на русском, потом заговорили в своей области на английском, к примеру». Так вот, далеко не каждая система образования учит детей так, чтобы заработала эта чудо-система. Мне кажется, тут дело в том, насколько успешно в местной системе отрабатываются метапредметные навыки. Если с ними все отлично, то действительно шансы высоки. Если они просто прописаны в местном «ФГОСе», то ничего не заработает, и даже наложив русскую терминологию и русский текст поверх местных навыков презентации, например, хорошей презентации на русском все равно может не получиться. Есть специалисты, которые прекрасно с этой задачей справились даже после окончания провинциальной русской школы в бедные девяностые. У них эта метапредметность сама вырабатывалась, без помощи школы. Но их очень мало, по сравнению с тем огромным числом желавших работать за границей, но не ставших ценными кадрами.

Чему бы я учила подростка с хорошим русским? Вот скорее метапредметным навыкам, нежели дублированию школьной программы на русском: смысловое чтение, умение работать с информацией (планировать, оценивать, сопоставлять данные и тд), формулировать и обосновывать свои выводы, строить устные и письменные высказывания, учитывая разнообразие точек зрения на тему и сохраняя внутреннюю логику и т.д. И параллельно давать общие знания в разных предметных областях на русском, но не по русским учебникам, а по дополнительным материалам.

Поделитесь, пожалуйста, своим мнением. Что вы решили или планируете для своих детей? Большая часть ресурсов – местной школе, а русский поддерживать в рабочем состоянии? Активно развивать русский параллельно с сильной местной школой? Если да, то в какую сторону развивать? Как сделать так, чтобы и в местной школе ребенок учился на уровне выше среднего, и в русском не сильно отставал, и нужно ли это вашей конкретной семье?

Tags: подростки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • БЕСПЛАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Всем хорошего дня! Если вы читаете мой личный профиль ФБ, то уже знаете, что есть находчивые люди, которые умудряются продать(!) мои…

  • ТОП-10 постов 2020 года

    Всем добрый день! В этом посте я собрала 10 самых читаемых и цитируемых статей блога за прошлый, 2020-й год. Большое спасибо за то, что читаете,…

  • СМОТРЕТЬ КИНО ПО-РУССКИ...

    ...писать на него рецензии и публиковать их на новом сайте www.detfilm.ru Сегодня у нас гостевой пост от Татьяны Асакура. Поговорим о личном…

  • Перед тем, как уйти из школы...

    Что делать, если вы решили уйти из русской школы, и как распланировать ваши занятия дома? А может быть мы потеряем больше, чем приобретём? А может…

  • Играем с карточками: 8 идей

    Карточки для малышей И я снова с полей “Билингвы-дошкольники”. Последнее время один из самых частых вопросов - “как заниматься с карточками” с…

  • Карта года: 8 часов, потраченные с пользой

    Очень и очень давно обещанный пост! Сегодня мы наконец поговорим о карте года. Многие из вас с ним уже немного знакомы после коротенького поста в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • БЕСПЛАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Всем хорошего дня! Если вы читаете мой личный профиль ФБ, то уже знаете, что есть находчивые люди, которые умудряются продать(!) мои…

  • ТОП-10 постов 2020 года

    Всем добрый день! В этом посте я собрала 10 самых читаемых и цитируемых статей блога за прошлый, 2020-й год. Большое спасибо за то, что читаете,…

  • СМОТРЕТЬ КИНО ПО-РУССКИ...

    ...писать на него рецензии и публиковать их на новом сайте www.detfilm.ru Сегодня у нас гостевой пост от Татьяны Асакура. Поговорим о личном…

  • Перед тем, как уйти из школы...

    Что делать, если вы решили уйти из русской школы, и как распланировать ваши занятия дома? А может быть мы потеряем больше, чем приобретём? А может…

  • Играем с карточками: 8 идей

    Карточки для малышей И я снова с полей “Билингвы-дошкольники”. Последнее время один из самых частых вопросов - “как заниматься с карточками” с…

  • Карта года: 8 часов, потраченные с пользой

    Очень и очень давно обещанный пост! Сегодня мы наконец поговорим о карте года. Многие из вас с ним уже немного знакомы после коротенького поста в…