2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Гостевой пост: как оживить алфавит

Сегодня у нас гостевой пост. Анна Завадская показывает фотографии со своих уроков, на которых дети знакомятся с алфавитом, в группе для учителей русского языка "Я преподаю билингвам". У меня совершенно другой подход к обучению чтению, для меня буквы всегда были символами, которые необходимо расшифровать для того, чтобы понять смысл прочитанного. Но мне очень понравилось умение преподавателя оживить эти символы - для того, чтобы у них появились цвет, запах, вкус. Анна создаёт уроки-воспоминания, уроки-впечатления для своих учеников. Я надеюсь, что вы тоже найдете здесь идеи для своих занятий - дома или в школе. Даже если ваш подход к чтению тоже отличается, всегда есть возможность поучиться друг у друга и добавить своим урокам что-то новое.

Добрый день!
Меня зовут Анна Завадская. Я педагог с десятилетнем стажем преподавания русского языка детям билингвам. В нашем центре в Мадриде мы набираем детишек от трёх лет и старше. Существует очень много пособий по обучению детей чтению на русском. Но в нашем центре ребята до шести лет практически не пользуются учебниками. У нас уже давно выработана своя система преподавания языка в дошкольном возрасте как для билингвов, так и для испанских детишек, которая достаточно хорошо работает и уроки получаются интересными и запоминающимися.

Это коммуникативный метод через игру, в которой взаимодействуют  все органы чувств: обоняния, осязания, вкус, зрение и слух. Дети, как бы пропускают всю информацию через себя, экспериментируют, пополняют лексический запас, учатся задавать вопросы и сами формулируют нужные правила. Все занятия делятся на циклы, которые раскрывают и дополняют друг друга. В каждом цикле мы изучаем определённый набор букв. Обычно каждый урок состоит из следующих элементов: приветствие, фонетическая разминка, пальчиковая игра, классическая сказка или сказка про букву, творчество и игра. Урок длится один час.

И вот тут я остановлюсь именно на той части урока, где бы работаем именно с буквами и чтением.

Осенний цикл: что такое осень, овощи и фрукты, животные фермы

Самая первая буква О....осень. Чем же она пахнет? Конечно, листвой и дождём! Мы говорим о деревьях и листочках. Делаем своё дерево и нюхаем мокрую листву, которую я заблаговременно заготавливаю дома. Потом все наши листья погружаются в горячий воск, и мы навсегда запечатлеем цвета осени.
Ещё осень – это время сбора урожая! Ну  и как же без нашей сказки Репка, в которой каждый пробует этот овощ на вкус и сам «превращается» в репку, а мы его «тянем-потянем» всем классом! А тут ещё и ароматные апельсины на букву А. Ну какая же это ароматная буква! А ещё из неё получается замечательная свеча! А что же в это время делается в лесу? Конечно же там ...растут грибы. Наш класс превращается в лесную полянку...ребята берут корзинки и идут искать свой грибочек, а в нём обычно прячутся наши буквы!

Так мы проходим буквы: О Л Д У А Р Г
И тут же получаются первые слова и слоги: Да, Ра, Го, Ду, Год, Род, Радуга и т.д.











Зимний цикл: зимние праздники и забавы, одежда и части тела

Какая же самая Зимняя буква....ну, конечно С - снег, Снегурочка, сосулька, снежок. Она есть везде. В Испании трудно понять, что это такое. Поэтому мы замораживаем свои сосульки, делаем снег или я приношу его на урок. Делаем банановых снеговиков. Пишем письма для Деда Мороза, а что же такое мороз? Это то, что есть в морозильной камере, где мы и оставляем свои письма для дедушки, ведь именно там и живёт зима. Приносим и трогаем буквы сестрички ЕЁ, которые живут на новогодней ёлочке. Делаем вкусных близняшек и различаем мы их только по бантику. А ещё у нас есть театр теней Красная Шапочка (большие уши, зубы, глаза и т.д.), шапка, Шоколадная и сладкая буква Ш с хвостатой подружкой Щ и ещё у нас.....буква болтушка И «и это, и это, и это», которая замолкает только тогда, когда надевает волшебную шапку и превращается в Й. Всё это мы завершаем нашей масленицей. На этом уроке ребята пекут очень вкусную букву Б - блины.

Тут мы проходим буквы: З С М Е Ё Ш Щ Б И Й.
Получаются новые слоги и слова!













Весенний цикл: природа весной, домашняя утварь и продукты

Весна! Природа оживает! Чем она пахнет? Цветами, землёй. Звучит капель, мы держим сосульки и слушаем, как падают звонкие капли. Прилетают птицы – жаворонки. Какие красивые песни звучат повсюду. Заслушались. Начинаем наши посадочные работы. Ребята уходят на каникулы и ждут, что же там такое вырастет...Трава! Восторг! А тут ещё наша буква Я очень кстати. Расписываем и кладём яйца в первую зелёную травку. Побывали в сказке у трёх медведей, познакомились с их домом. А теперь мы превращаемся в поваров. Мы встречаем букву Х! Надеваем наш фартук, колпак ... И вот уже запахло ароматным хлебом! Мы накрываем на стол, наша буква Ж зажжужала в ножах и ложках, раскладываем приборы и пьём какао или чай из чашек, которые сами же и сделали.

Тут мы проходим буквы:  В Ц Ж Ф П Х Ч Я Т




















Летний цикл вкючает в себя транспорт и путешествия.

Уроков очень мало, так как в конце июня мы уходим на каникулы.
Обычно мы идём в лес, на луг или в зоопарк. В лесу мы слушем, как поёт кукушка. В зоопарке встречамся со страусом Эму.Слушаем рассказ про то, почему у носорога на коже складки. Ещё мы знакомимся с двумя братьями-молчунами, которые очень любят прятаться в словах - Ь и Ъ. Один из них мягкий, как вата, а другой твёрдый, как камень. А когда ь знак берёт свою походную палку, он превращается в путешественника, как и мы с вами. Эти буквы так любят лето!

А путешествуем мы куда угодно! Придумываем свои страны: холодные и жаркие. Собираем чемоданы, сортируем одежду, рисуем огромный плакат с видами транспорта, пристёгиваем ремни и разносим еду во время поездки, ну и конечно, повторяем всю ту лексику, которую учили в течение года: буквы, слова, фразы. И на этой счастливой ноте мы заканчиваем наш курс русского языка.

Мы проходим буквы: Э Ь Ъ Ю Ы Н









Когда мы заканчиваем наш год, дети уже хорошо читают. Если они не совсем маленькие, мы с ними пишем прописи... А если деткам еще сложно писать буквы, ничего страшного. Мы повторяем все наши буквы в течение следующего года и делаем прописи-игры.

Очень часто, чтобы интерес детей к четению не угасал, я пишу и даю им с собой домой волшебные записки: листочки бумаги, на которых записаны слоги и слова бесцветным фломастером, который проявляется только если дети посветят на него фонариком. Они обожают такие задания.

Вот, наверное и всё! Хочется рассказать куда больше, но на это мне понадобится год каждодневного письма.

Если у вас будут вопросы к автору поста, задавайте их в комментариях. Пишите!
Tags: гостевой пост, игры, идеи, малышам-билингвам, чтение
Subscribe

  • Интонация в игре

    А как с интонацией у ваших детей и учеников? На конференции по русско-японскому билингвизму был один очень интересный доклад Ганны…

  • Мастерская поэтов и переводчиков

    Я не пропала, у меня просто очередная куча дел. Вот, к примеру, в Токио состоялась очередная конференция по вопросам детского двуязычия, в которой…

  • А в это время в интернете...

    1. Текст выступления логопеда на Третьей конференции по русско-японскому детскому билингвизму 2. Учимся создавать иллюстрацию при помощи слов.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments