2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Когда подражать полезно?

Я очень люблю подражательные сочинения. Это один из видов письменных практик, который дает очень быстрый эффект. Не моментальный в тот же день, но двух-трех работ достаточно для того, чтобы был прогресс, двух-трех работ достаточно для того, чтобы повести детей за руку на более сложный уровень – с помощью тех же сочинений. Об этом мы сегодня и поговорим, а в конце поста вы сможете скачать примеры нескольких рабочих листов.

Как писать подражательные сочинения?

Для этого вам нужен текст, которому вы планируете подражать. Например, я как-то давным-давно писала про это на примере Айболита в прозе. Дети были с совсем неуверенным русским, и мы начали с одного-единственного эпизода – того, в котором к доктору приходят с просьбой скорее отправиться в Африку. У Айболита нет корабля, но он его находит, берёт в путешествие своих зверей, и здесь начинается приключение.

Читаем текст, разбираем его так, чтобы понятно было абсолютно все. Теперь самое интересное: убираем конкретную информацию и оставляем только пустую сетку событий, которую дети будут наполнять новой информацией.

Выглядит это так:
1. В дверь постучали.
2. Кто-то пришёл с просьбой.
3. Айболит соглашается.
4. Но вот проблема!
5. Айболит придумывает, как ее решить.
6. Айболит выполняет просьбу.

И дальше дети наполняют новыми героями, просьбами, событиями эту сетку. К Айболиту приходит русалочка и просит очистить море от мусора. К Айболиту приходит инопланетянин и просит починить его летающую тарелку. К Айболиту приходит Дед Мороз и просит вылечить его оленей... Заклеиваем заголовок, сверху пишем свой.

Структура та же, меняется только содержание! И писать так намного легче, чем с нуля, ведь продумать структуру куда сложнее, чем выбрать героя, например. Именно поэтому сочинения неподготовленных детей кажутся бесформенным набором предложений – есть начало, события развиваются, как могут, обрываются там, где ребенок устал. Когда есть структура, любая, даже самая простая история, будет выглядеть понятной и четкой.

А дальше мы переписываем целые главы. Так было с Мюнхаузеном, так было с Пеппи, а потом с «О чём думает моя голова». В рамках любых «весенних чтений» мы писали подражательные сочинения под рабочим названием «Еще одна глава про ...»

И это уже следующий шаг. Здесь нам надо прочитать произведение до конца (или почти до конца). Найти закономерности в главах: как автор обычно строит главу, какая структура самая распространенная?

Например, у Мюнхаузена сетка истории была примерно такая:
1. В начале главы барон себя хвалит, рассказывает об одном своём качестве, таланте.
2. Сразу приводит пример в подтверждение своей правоты: невероятную хвастливую историю.
3. Начало истории: барон видит что-то интересное, какой-то трофей, но у него нет необходимых инструментов, вещей, для того, чтобы его заполучить.
4. Тогда он использует первые попавшиеся предметы, окружающую обстановку.
5. Заполучает трофей.

И по этой сетке придумываем новую историю из жизни Мюнхаузена. Пеппи Длинныйчулок в подражательных сочинениях опять демонстрировала свою невиданную силу, а героини «О чём думает моя голова» опять поссорились из-за пустяка. Мне кажется большой расточительностью чтение объемного произведения, по итогам которого нет такой работы)

По следам Проппа: сказки народные и авторские

А еще мы можем брать сюжеты известных детей мультфильмов и сказок. С народными сказками очень интересно и просто, не зря их так легко классифицировать по сюжетным схемам. Например, в файле на скачивание у вас будет задание из осеннего интенсива по риторике: история про нарушение запрета. Это классическая схема в русских народных сказках: от того, что герой узнаёт о запрете и осознанном его нарушении до получения награды в конце. Вспомните ваши любимые народные сказки: там и волшебные помощники, и волшебные артефакты, и оживление живой водой, и предательства, и поиск невесты, и похищение змеем девушки. Можете посмотреть функции и мотивы волшебных сказок у Владимира Проппа, их не очень много, но из них можно сконструировать очень интересный сюжет. Хотя это уже другая история)



С авторскими сказками история чуть-чуть другая, нам опять надо опираться на сюжет и обобщать его настолько, насколько хотите вы и дети. Например, в истории о Золушке мы можем оставить Золушку, а можем усложнить задачу и заменить ее на «какую-то бедную девушку», т.е. героя придётся придумать самостоятельно.

Итак, одна бедная девушка жила тяжело, много трудилась и не знала счастья. Однажды у нее появился шанс изменить свою жизнь, но она не могла это сделать по таким-то конкретным причинам (ей помешали, ей чего-то не хватало и т.д.). Тут ей на помощь пришёл такой-то волшебный помощник. Он помог, но поставил условие. Девушка не выполнила условие, волшебство исчезло, помощник уже не в силах помочь, но она оставила «улику», свою вещь, с помощью которой «новая жизнь» ее сама разыщет. Счастливый финал.

Чем крупнее обобщения, тем сложнее писать, но это всё шаги одной и той же лестницы, по которой вы можете подниматься постепенно. Дети, которые в начале работы справились с крохотным эпизодом, напишут и такую историю. Это просто вопрос практики и постепенного усложнения задачи.

А что будет со свободными сочинениями? Они станут гораздо четче. Ребенок написал уже столько историй с сюжетом, что и в своих свободных сочинениях будет использовать их элементы.


Скачать файл с примерами сеток историй и рабочих листов можете здесь. Хороших вам занятий! Пишите и сочиняйте с удовольствием!

Буду рада, если в комментариях поделитесь своим опытом и расскажете, есть ли у вас на школьных уроках или домашних занятиях задания такого плана. 

Tags: письмо, работа с текстом, рабочие листы, скачать
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments