2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Готовить или нет к местной школе: две точки зрения

В обсуждениях вопросов обучения билингвов иногда встречаются такие темы, в которых можно спорить бесконечно и в которых правы обе стороны. Несмотря на то, что высказывают совершенно противоположные точки зрения. Хотите пример? Русскоязычная семья живет за границей, до школы ребенок встречается с языком среды эпизодически, познаёт мир на русском. Готовить ли ребенка к школе? Все равно ведь язык среды и обучения обгонит русский?

Почему правы те, кто не готовит ребенка

В большинстве случаев никаких проблем не будет. Ребенок очень быстро начнет осваивать язык и вскоре догонит сверстников, которые с рождения воспитывались в двуязычной среде.
И стресс тут, как ни странно, один из первых помощников. Это тот стресс, который обостряет чувства, память, активизирует самые ранние механизмы изучения самого первого языка. Младенцы «учат» язык методом «статистического научения»: отслеживают повторяющиеся сочетания звуков, сопоставляют контекст и слово, и так каждый день, каждую минуту бодрствования.

Стресс школьника, попавшего в среду языка, который он не знает, помогает частично разбудить эту способность. И память, и умение сопоставлять непонятные фразы с контекстом, и способность прослеживать значения одного и того же слова или одной и той же фразы в разных контекстах, становятся очень высокими. Ребенку надо социализироваться, надо общаться, надо отвечать на вопросы и решать возникающие каждый день задачи, и мозг ему в этом всячески помогает.

Будет ли ребенок и спустя пять лет отставать от сверстников из-за того, что к местной школе его в языковом плане не подготовили? Не должен, и если это происходит, то дело, скорее всего, не в билингвизме, не в подготовке, а в стратегии обучения. Возможно, в семье упускают какой-то важный момент, связанный с обучением. В конце концов, и у монолингвов проблем с обучением хватает. Повторю, что речь идет о детях, которые учатся на языке среды, а дома говорят по-русски.



Почему правы те, кто готовит ребенка

Вы знаете своего ребенка лучше, чем все мы, советчики в интернете. Есть дети, на которых стресс от попадания в другую языковую среду действует угнетающе: они закрываются и от людей, и от информации. Есть дети, у которых сильные защитные механизмы, сильный «рептильный мозг», который защищает хозяина от всего нового и непонятного. Так удачно защищает, что ребенок может месяцами ни с кем в классе не разговаривать, а дети помладше сидят в безопасности под столом.
Есть дети, которых очень ранит ситуация неуспеха, им непременно надо хорошо понимать то, о чем идет речь на уроке. На наших онлайн-курсах обязательно есть ребенок, которому надо изучить материалы новой темы заранее, только тогда урок пройдет спокойно и продуктивно.

История из жизни

Русскоязычная семья живет в Германии. Переехали незадолго до школы, немецкого ребенок не знал. Родители не видели необходимости тратить время на язык среды: время массовой эмиграции русских в Германию, вокруг очень много примеров детей, которые пошли в школу без языка, но через год уже отлично говорили и успевали за школьной программой.
Девочке адаптация далась очень тяжело. Сильнейшее напряжение проявлялось в том, что после школы она сразу ложилась спать. Просыпалась на ужин, короткое домашнее задание и ложилась спать опять, теперь уже до утра. Выходные спала с перерывами на еду, мультики и прогулки. Весь первый год прошел в полусне, второй было легче, но русский ушел практически полностью: немецкий стал очень важен, на него уходили все силы, а время русскоязычного общения сократилось, ни о каком дополнительном инпуте в виде книжек, фильмов, русскоязычных кружков и речи быть не могло. Ребенок просто спал всё свободное время. Третий год был уже совершенно спокойным, появилось множество увлечений и друзей, а в школе – первые награды за сочинения и конкурсы. Русский в русскоговорящей семье – на уровне «да», «нет», «не хочу». Если учить сейчас, то по учебникам РКИ.
И это надо иметь в виду: стараясь усилить позиции русского до школы, изолируя ребенка от языка среды, мы можем вызвать обратную реакцию.

Много ли таких детей? Я думаю, что детей из первой части поста намного больше, но вряд ли это утешит родителей одного конкретного ребенка, который в их категорию не входит.



Какая точка зрения ближе мне

Мне кажется, что до момента поступления в школу, уже понятно, как ребенок относится к погружению в язык среды, как переживает ситуации непонимания, насколько легко переносит стресс. И если вы каждый раз видите реакцию очень негативную, то вряд ли стоит надеяться на то, что в школе будет иначе, и случится чудо. Я бы в этом случае подготовила ребенка к школе: кружки на местном языке, репетитор, при необходимости, мероприятия для детей, story time в библиотеках и так далее.

«Но час в неделю» - это мелочи. Нет, час в неделю – это инпут. И это лучше, чем ничего. А вообще я за то, чтобы с раннего детства языка развивались параллельно и естественно, если есть такая возможность. Поэтому мне вторая точка зрения ближе. А вам?
Tags: дошкольники, общество, психология билингвизма, трудности и проблемы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • БЕСПЛАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Всем хорошего дня! Если вы читаете мой личный профиль ФБ, то уже знаете, что есть находчивые люди, которые умудряются продать(!) мои…

  • ТОП-10 постов 2020 года

    Всем добрый день! В этом посте я собрала 10 самых читаемых и цитируемых статей блога за прошлый, 2020-й год. Большое спасибо за то, что читаете,…

  • СМОТРЕТЬ КИНО ПО-РУССКИ...

    ...писать на него рецензии и публиковать их на новом сайте www.detfilm.ru Сегодня у нас гостевой пост от Татьяны Асакура. Поговорим о личном…

  • Перед тем, как уйти из школы...

    Что делать, если вы решили уйти из русской школы, и как распланировать ваши занятия дома? А может быть мы потеряем больше, чем приобретём? А может…

  • Играем с карточками: 8 идей

    Карточки для малышей И я снова с полей “Билингвы-дошкольники”. Последнее время один из самых частых вопросов - “как заниматься с карточками” с…

  • Карта года: 8 часов, потраченные с пользой

    Очень и очень давно обещанный пост! Сегодня мы наконец поговорим о карте года. Многие из вас с ним уже немного знакомы после коротенького поста в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

Recent Posts from This Journal

  • БЕСПЛАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Всем хорошего дня! Если вы читаете мой личный профиль ФБ, то уже знаете, что есть находчивые люди, которые умудряются продать(!) мои…

  • ТОП-10 постов 2020 года

    Всем добрый день! В этом посте я собрала 10 самых читаемых и цитируемых статей блога за прошлый, 2020-й год. Большое спасибо за то, что читаете,…

  • СМОТРЕТЬ КИНО ПО-РУССКИ...

    ...писать на него рецензии и публиковать их на новом сайте www.detfilm.ru Сегодня у нас гостевой пост от Татьяны Асакура. Поговорим о личном…

  • Перед тем, как уйти из школы...

    Что делать, если вы решили уйти из русской школы, и как распланировать ваши занятия дома? А может быть мы потеряем больше, чем приобретём? А может…

  • Играем с карточками: 8 идей

    Карточки для малышей И я снова с полей “Билингвы-дошкольники”. Последнее время один из самых частых вопросов - “как заниматься с карточками” с…

  • Карта года: 8 часов, потраченные с пользой

    Очень и очень давно обещанный пост! Сегодня мы наконец поговорим о карте года. Многие из вас с ним уже немного знакомы после коротенького поста в…