?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На прошлой неделе я провела опрос среди учителей сообщества «Я преподаю билингвам» и родителей на страничке «Онлайн-проекты для детей-билингвов». Мне интересно было собрать разные точки зрения и сравнить, насколько разный подход к домашнему заданию русской школы у учителей и родителей.

Надо ли давать домашнее задание, ведь русская школа – необязательная и дополнительная нагрузка? Каких принципов мы придерживаемся в токийской школе?

Я - учитель

В нашей токийской школе «Росинка. Токио» домашнее задание есть обязательно, и у малышей, и у старших дошкольников, и у школьников. Я рассчитываю примерно 20 минут на выполнение домашнего задания у своих школьников, потому что нагрузка у них очень большая.

Отсюда первый вывод, к которому я пришла: иногда лучше сократить объем, зато увеличить шансы на то, что задание будет выполнено.

У малышей на курсе по «профессиям», например, задания минут на 40, хотя это очень зависит от ребенка. Кто-то справляется быстро, кто-то еще тщательно раскрасит рабочий лист в дополнение к выполненному заданию.

На онлайн-курсах объем гораздо больше, в среднем около часа и больше, но это такой формат, и это действительно 3 месяца интенсивной работы, по итогам которой есть конкретные и видимые результаты. Об объеме домашних заданий на онлайн-курсах я предупреждаю заранее. Например, в новом курсе, который я сейчас дописываю, мы будем много работать с нехудожественными текстами, результатами экспериментов и психологических тестов. Это сложная задача и высокая планка, пятнадцати минут не хватит.



Я - мама

У меня-мамы требования к домашнему заданию несколько иные, чем у меня-учителя. Домашние задания нужны не меньше, чем сами уроки, на которые ходит Алиса. Будь то русский или музыка, не важно. Домашние задания помогают ребенку медленно и спокойно продвигаться по программе, а мне – четко понимать, что ребенок проходит на уроке, чего ему не хватает, а где мы можем пойти с опережением.

Плюс лично мне важен вопрос дисциплины - с самого начала занятий в группе в возрасте 2 лет и 9 месяцев опции «не делать домашнее задание» просто не существует, равно как опции «не пойти на занятие без очень уважительной причины». Объем увеличивается, вместе с ним увеличивается время концентрации. Я не превращаю домашнее задание в игру, не пытаюсь геймифицировать всё, что надо освоить ребенку, не хочу ничем заменять естественную мотивацию учиться и узнавать новое.


Я – учитель vs Я – мама

Многие учителя в опросе написали, что советуют ученикам распределить выполнение домашнего задания в течение недели минут по 10-20. Но мало у кого получается работать в таком режиме, хотя, казалось бы, чего проще – найти 10-20 минут в день.

Но это действительно сложная задача:
1. Надо распределить задание по дням недели
2. Вставить время на «сесть – достать – понять, что делать – сконцентрироваться – написать» в свое ежедневное и регулярное планирование. Многие из нас вставили в свой график регулярные физические упражнения? Хотя чего проще, мы же взрослые люди, умеем себя контролировать.
3. При пропуске одного-двух дней быстро и без стресса наверстать упущенное.

Я пыталась так работать, подписывала по дням недели сами рабочие листы. С индивидуальными учениками получалось, потому что у меня всего одно место, один ученик в год на индивидуальные занятия, и родители с ребенком очень мотивированы одним этим фактом) Никому не хочется потерять место, к тому же приходят на такие занятия обычно со сложной задачей и необходимостью быстрых и хороших результатов.

Если же говорить про обычные уроки, то фокус с распределением по дням недели совершенно не удался. Сейчас у школьников, например, задание на один подход, и с этим справляется 99% детей.

Я-учитель хочет дать объемное задание, которое позволило бы двигаться ко всем нашим целям семимильными шагами, при этом же Я-мама отказывается что-либо распределять по дням недели. Дома перед нами всегда стоит выбор, чем заняться в те полчаса детской концентрации, и домашнее задание из русской школы – один из вариантов. Раз в неделю – обязательно, но каждый день мы ее делать не будем, потому что не останется времени и той самой концентрации на свои проекты и темы. За бортом останутся математика, история, география и множество других интересных дел. Несмотря на то, что Алиса ходит в нашу же школу, мне приходится признать, что есть дела и помимо нашей школы)



Вывод второй: учителя должны понимать, что есть родители с разным отношением к домашним заданиям. У кого-то русская школа – единственный кружок, у кого-то таких кружков еще пять штук. Надо обговаривать с самого начала занятий, сколько времени на домашнюю работу будет. И здесь вряд ли есть смысл требовать изменения семейного расписания.

А может быть с заданием что-то не так?
И последнее, какие я вижу варианты решения проблемы невыполняемых заданий. Я бы начала с ревизии самого задания, и только потом придумывала программы поощрения, мотивации и т.д.

1. Домашнее задание должно быть максимально понятным (если мы говорим не про «перевернутый урока», на котором дети самостоятельно изучают новую тему дома). Просьба написать сочинение, сделать доклад без предварительной подготовки – лишний стресс для ребенка и задание, которое ничему не научит. Тратить время на объяснение домашнего задания жалко, но без этого мы оставляем ребенка один на один с чистым листом бумаги и малопонятными инструкциями в учебнике.
2. Если вы используете элементы перевернутого урока, родители должны быть в курсе. Например, я могу дать задание на новую тему перед тем уроком, на котором мы ее начнем, потому что дети взрослые, багаж приличный, и такое задание легко покажет, что именно в теме непонятно и стоит ли ее вообще брать еще до начала занятия. Но к таким заданиям есть особенные инструкции.
3. В однотипных упражнениях обычно мало смысла. Нам надо повторить, закрепить тему, а не сделать как можно больше упражнений на одну и ту же орфограмму. Лучше распределить их во времени и включить в интервальное повторение.
4. Вообще вопрос «зачем» должен быть первым при выборе задания для домашней работы. Чего вы добьетесь этим упражнением?
5. Иногда лучше сократить объем. И тогда встанет необходимость выбрать самое-самое главное и эффективное. Те самые 20% усилий, которые приносят 80% результата. И окажется, что при небольшом объеме никак не теряется результативность.
6. С детьми можно разговаривать! Можно объяснять, зачем делать то или иное задание, как можно сделать его быстрее. Можно рассказывать о том, как работают наш мозг, наша память.



Лично я за принцип маленьких шагов. Шаг на уроке, шаг дома, снова шаг вперед на уроке. В конце 19 века немецкий психолог Эббингауз определил закономерность, по которой происходит забывание. Благодаря его исследованиям мы знаем, что в памяти при механическом запоминании через час остается около 40% информации, а через неделю — менее 25%. С тех пор были новые исследования, но факт остается фактом – закрепить материал в перерыве между занятиями всё же необходимо, даже если от механического запоминания мы уходим в сторону более интересных техник.

Опрос учителей показал очень четкую тенденцию: есть дети со слабым русским, и благодаря нормальной работе в классе и дома они показывают хороший прогресс. Есть дети со свободным русским, которые регулярно не выполняют задания, многократно пересдают тесты и в какой-то момент начинают отставать.
Желаю всем интересных домашних заданий без стресса и скандалов!

Recent Posts from This Journal

  • Школьник начал ошибаться

    У ребенка-школьника вдруг «поплыла» грамматика. Вроде бы все было нормально, но потом он начал ошибаться - в окончаниях, согласованиях…

  • Классическая поэзия: главное и второстепенное

    В прошлом месяце я рассказывала о нашей программе литературного чтения, показала основные направления работы на примере моей части пособий.…

  • Подготовишки: за год до школы

    С сентября в начальной школе для билингвов будет работать группа подготовишек для тех, кто планирует пойти в первый класс через год. Раньше такой…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
vit_r
Feb. 1st, 2018 09:01 am (UTC)
Основная проблема - дробность обучения. За 10-20 минут ничего путного не сделать. Можно повторить только элементарное. В результате, в голове остаются только ошмётки, система не закрепляется.

Плюс новая информация выбивает старую. На любом предприятии первая задача при поправлении процессов - убрать дробность работы, переведя её в большие куски с равномерной нагрузкой. Особенно, если это работа умственная. Школа делает наоборот - смешивает.

В 239 для выполнения некоторых домашних заданий половина класса оставалась после урока и сидела до победного. И только так можно научить думать.

Хотя там же были и задания типа "выучить карточку-напоминалку по теме и суметь рассказать по ней все основные пункты". Это уже одним куском не сделаешь - надо повторять.

Есть дети со свободным русским, которые регулярно не выполняют задания, многократно пересдают тесты и в какой-то момент начинают отставать.

А это уже вторая проблема школы - отвращение от знаний.
asakura_sama
Feb. 7th, 2018 08:13 am (UTC)
Есть очень давний эксперимент , называется" невидимая горилла". Суть его была в том, что давали ролик с баскетбольной игрой и просили посчитать передачи мяча, усложняя вариациями, например: по воздуху отдельно, от пола отдельно. А дальше, на 10 секунде на заднем плане пробегает актер в костюме гориллы, останавливается и бьет себя в грудь, и неспеша уходит.
Посчитали?- да. Гориллу видели?- НЕТ.
Знаете, наша любимая поговорка" а слона то я и не приметил"? Гориллу не примечает примерно половина. И это не тренируется, не обучается. Это особенность работы мозга, фокус внимания при повышенной когнитивной нагрузке. Наши ученики имеют очень низкий уровень " экспертизы" в русском, им сложно любое задание, и если 10 минут он сосредотачивается на одном аспекте- это одно. Я за такую домашку. Ищем свою гориллу, именно то, что хотел добиться учитель, объясняя урок. Потому что половина сказанного улетела, вышла из фокуса, потеряла связь пока учитель рассказывал примеры и отвлекался на дисциплину в классе, пока сосед доставал карандаш или бурчало в животе.
Половине учеников нужна горилла. Второй половине- творческие задания на разнообразие. И попробуйте угадать: кому какая домашка нужна?
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com