2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Домашнее задание: а может не надо?

На прошлой неделе я провела опрос среди учителей сообщества «Я преподаю билингвам» и родителей на страничке «Онлайн-проекты для детей-билингвов». Мне интересно было собрать разные точки зрения и сравнить, насколько разный подход к домашнему заданию русской школы у учителей и родителей.

Надо ли давать домашнее задание, ведь русская школа – необязательная и дополнительная нагрузка? Каких принципов мы придерживаемся в токийской школе?

Я - учитель

В нашей токийской школе «Росинка. Токио» домашнее задание есть обязательно, и у малышей, и у старших дошкольников, и у школьников. Я рассчитываю примерно 20 минут на выполнение домашнего задания у своих школьников, потому что нагрузка у них очень большая.

Отсюда первый вывод, к которому я пришла: иногда лучше сократить объем, зато увеличить шансы на то, что задание будет выполнено.

У малышей на курсе по «профессиям», например, задания минут на 40, хотя это очень зависит от ребенка. Кто-то справляется быстро, кто-то еще тщательно раскрасит рабочий лист в дополнение к выполненному заданию.

На онлайн-курсах объем гораздо больше, в среднем около часа и больше, но это такой формат, и это действительно 3 месяца интенсивной работы, по итогам которой есть конкретные и видимые результаты. Об объеме домашних заданий на онлайн-курсах я предупреждаю заранее. Например, в новом курсе, который я сейчас дописываю, мы будем много работать с нехудожественными текстами, результатами экспериментов и психологических тестов. Это сложная задача и высокая планка, пятнадцати минут не хватит.



Я - мама

У меня-мамы требования к домашнему заданию несколько иные, чем у меня-учителя. Домашние задания нужны не меньше, чем сами уроки, на которые ходит Алиса. Будь то русский или музыка, не важно. Домашние задания помогают ребенку медленно и спокойно продвигаться по программе, а мне – четко понимать, что ребенок проходит на уроке, чего ему не хватает, а где мы можем пойти с опережением.

Плюс лично мне важен вопрос дисциплины - с самого начала занятий в группе в возрасте 2 лет и 9 месяцев опции «не делать домашнее задание» просто не существует, равно как опции «не пойти на занятие без очень уважительной причины». Объем увеличивается, вместе с ним увеличивается время концентрации. Я не превращаю домашнее задание в игру, не пытаюсь геймифицировать всё, что надо освоить ребенку, не хочу ничем заменять естественную мотивацию учиться и узнавать новое.


Я – учитель vs Я – мама

Многие учителя в опросе написали, что советуют ученикам распределить выполнение домашнего задания в течение недели минут по 10-20. Но мало у кого получается работать в таком режиме, хотя, казалось бы, чего проще – найти 10-20 минут в день.

Но это действительно сложная задача:
1. Надо распределить задание по дням недели
2. Вставить время на «сесть – достать – понять, что делать – сконцентрироваться – написать» в свое ежедневное и регулярное планирование. Многие из нас вставили в свой график регулярные физические упражнения? Хотя чего проще, мы же взрослые люди, умеем себя контролировать.
3. При пропуске одного-двух дней быстро и без стресса наверстать упущенное.

Я пыталась так работать, подписывала по дням недели сами рабочие листы. С индивидуальными учениками получалось, потому что у меня всего одно место, один ученик в год на индивидуальные занятия, и родители с ребенком очень мотивированы одним этим фактом) Никому не хочется потерять место, к тому же приходят на такие занятия обычно со сложной задачей и необходимостью быстрых и хороших результатов.

Если же говорить про обычные уроки, то фокус с распределением по дням недели совершенно не удался. Сейчас у школьников, например, задание на один подход, и с этим справляется 99% детей.

Я-учитель хочет дать объемное задание, которое позволило бы двигаться ко всем нашим целям семимильными шагами, при этом же Я-мама отказывается что-либо распределять по дням недели. Дома перед нами всегда стоит выбор, чем заняться в те полчаса детской концентрации, и домашнее задание из русской школы – один из вариантов. Раз в неделю – обязательно, но каждый день мы ее делать не будем, потому что не останется времени и той самой концентрации на свои проекты и темы. За бортом останутся математика, история, география и множество других интересных дел. Несмотря на то, что Алиса ходит в нашу же школу, мне приходится признать, что есть дела и помимо нашей школы)



Вывод второй: учителя должны понимать, что есть родители с разным отношением к домашним заданиям. У кого-то русская школа – единственный кружок, у кого-то таких кружков еще пять штук. Надо обговаривать с самого начала занятий, сколько времени на домашнюю работу будет. И здесь вряд ли есть смысл требовать изменения семейного расписания.

А может быть с заданием что-то не так?
И последнее, какие я вижу варианты решения проблемы невыполняемых заданий. Я бы начала с ревизии самого задания, и только потом придумывала программы поощрения, мотивации и т.д.

1. Домашнее задание должно быть максимально понятным (если мы говорим не про «перевернутый урока», на котором дети самостоятельно изучают новую тему дома). Просьба написать сочинение, сделать доклад без предварительной подготовки – лишний стресс для ребенка и задание, которое ничему не научит. Тратить время на объяснение домашнего задания жалко, но без этого мы оставляем ребенка один на один с чистым листом бумаги и малопонятными инструкциями в учебнике.
2. Если вы используете элементы перевернутого урока, родители должны быть в курсе. Например, я могу дать задание на новую тему перед тем уроком, на котором мы ее начнем, потому что дети взрослые, багаж приличный, и такое задание легко покажет, что именно в теме непонятно и стоит ли ее вообще брать еще до начала занятия. Но к таким заданиям есть особенные инструкции.
3. В однотипных упражнениях обычно мало смысла. Нам надо повторить, закрепить тему, а не сделать как можно больше упражнений на одну и ту же орфограмму. Лучше распределить их во времени и включить в интервальное повторение.
4. Вообще вопрос «зачем» должен быть первым при выборе задания для домашней работы. Чего вы добьетесь этим упражнением?
5. Иногда лучше сократить объем. И тогда встанет необходимость выбрать самое-самое главное и эффективное. Те самые 20% усилий, которые приносят 80% результата. И окажется, что при небольшом объеме никак не теряется результативность.
6. С детьми можно разговаривать! Можно объяснять, зачем делать то или иное задание, как можно сделать его быстрее. Можно рассказывать о том, как работают наш мозг, наша память.



Лично я за принцип маленьких шагов. Шаг на уроке, шаг дома, снова шаг вперед на уроке. В конце 19 века немецкий психолог Эббингауз определил закономерность, по которой происходит забывание. Благодаря его исследованиям мы знаем, что в памяти при механическом запоминании через час остается около 40% информации, а через неделю — менее 25%. С тех пор были новые исследования, но факт остается фактом – закрепить материал в перерыве между занятиями всё же необходимо, даже если от механического запоминания мы уходим в сторону более интересных техник.

Опрос учителей показал очень четкую тенденцию: есть дети со слабым русским, и благодаря нормальной работе в классе и дома они показывают хороший прогресс. Есть дети со свободным русским, которые регулярно не выполняют задания, многократно пересдают тесты и в какой-то момент начинают отставать.
Желаю всем интересных домашних заданий без стресса и скандалов!
Tags: домашний билингв, дошкольники, русский язык дома, трудности и проблемы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments