2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

5 привычек родителей, которые улучшат речь детей

О том, что с дошкольниками надо больше разговаривать, пишут очень часто. А о том, как и о чем, собственно, разговаривать – намного реже. С бытовым общением все понятно, а что если сделать шаг в сторону? Какие привычки в речи родителей могут улучшить речь детей и заметно расширить словарный запас? И разговор пойдет действительно о привычках, которые могут очень пригодиться в повседневном общении, но будут не очень эффективны в качестве разовой акции.

Описание процесса

Что и в какой последовательности мы делаем, когда пересаживаем цветы, готовим ужин, печём яблочный пирог, покупаем билеты на самолет, переезжаем, совершаем крупную покупку, собираемся в путешествие, шьём костюм для концерта в саду...
Умение описать последовательную цепочку событий или действий – один из навыков развития речи, и мы можем либо отрабатывать его в упражнениях, либо с раннего детства давать ребенку речевые модели, которые сформируют этот навык если и не на 100%, то довольно на высоком уровне. А заодно расширим кругозор и сделаем шаг к формированию системного мышления.



Описание маршрута

Как мы собираемся ехать к бабушке? Как дойдём до почты, торгового центра? Какой маршрут был у посылки, которая пришла к нам из другой страны? Вы выходите из дома и можете полностью описать ребёнку свой дальнейший маршрут: на перекрёстке вы повернёте налево, пройдёте вдоль теннисного корта, на следующем перекрёстке повернёте направо, дойдёте до парка, пройдёте через парк, выйдете к большому перекрёстку, перейдёте дорогу, и там, с правой стороны, будет нужный вам магазин.

Здесь и глаголы движения, и навык ориентации в пространстве.

Рассказ о прошлом и будущем

Напоминаем малышу о том, что мы делали до этого момента и что будем делать в скором будущем. С утра рассказываем о планах на день, вечером подводим итоги и вспоминаем, как провели день. С дошкольниками постарше вспоминаем свое детство, рассказываем о том, как вы жили, что вас окружало и что было иначе, как жили до рождения ребенка.



Говорим про эмоции

Это и обсуждение эмоций героев во время чтения книги. Ему страшно, неловко, стыдно, он волнуется, переживает, растерялся, успокоился. А что чувствует вот этот, вредный и злой герой?

Это и «Я-сообщение» в психологии, когда мы рассказываем ребенку о своих эмоциях в ответ на его действия. Что вы чувствуете, когда ребенок устраивает истерику, капризничает, требует что-то недоступное, когда вы хорошо проводите время, когда впереди большой и интересный день?

С эмоциями у детей, которые учат язык за границей, обычно большие проблемы. Они могут назвать 5-10 стандартных сильных эмоций, но оттенки остаются совершенно недоступны. Какая разница между «грустно» и «обидно», между «счастьем» и «предвкушением», между «волнением» и «тревогой»? Мы можем играть в психологические игры, учить лексику, вставлять подходящие слова вместо пропусков в предложениях. А можем с раннего детства разговаривать про свои эмоции, эмоции ребенка, окружающих, членов семьи, героев мультфильмов и книг.

Причина и следствие, как что устроено и почему что-то происходит

Каждый день предоставляет множество тем для разговоров. Очевидное для взрослых может быть совершенно непонятно для детей, и благодаря этим повседневным ситуациям мы можем развивать речь ребенка, пополнять словарный запас, помогать выстраивать причинно-следственные связи. Почему сегодня на дорогах пробки? Зачем нам в почтовый ящик бросают рекламные листовки? Зачем мы сейчас идем в банк? Почему в супермаркете обычные кассы поменяли на кассы самообслуживания?

Каждый день предоставляет нам множество поводов поговорить, рассказать больше о себе, о мире и о самом ребенке. Для того, чтобы рассказать о том, что произойдет дальше с мусором, который вы только что выбросили, вовсе не обязательно покупать книжку про мусоропереработку и ждать, пока ее вам доставят. Для того, чтобы расширять представления ребенка о мире, вовсе не обязательно составлять тематические недельки и потом жить в стрессе с мыслью о том, что вы не следуете графику и не успеваете готовиться к темам.

Иногда самое главное – не проходить мимо всего того интересного, что происходит с ребенком именно сегодня и именно сейчас.

ecology-2985781_960_720.jpg
Tags: дошкольники, малышам-билингвам, развитие речи, словарный запас
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • БЕСПЛАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Всем хорошего дня! Если вы читаете мой личный профиль ФБ, то уже знаете, что есть находчивые люди, которые умудряются продать(!) мои…

  • ТОП-10 постов 2020 года

    Всем добрый день! В этом посте я собрала 10 самых читаемых и цитируемых статей блога за прошлый, 2020-й год. Большое спасибо за то, что читаете,…

  • СМОТРЕТЬ КИНО ПО-РУССКИ...

    ...писать на него рецензии и публиковать их на новом сайте www.detfilm.ru Сегодня у нас гостевой пост от Татьяны Асакура. Поговорим о личном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal

  • БЕСПЛАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Всем хорошего дня! Если вы читаете мой личный профиль ФБ, то уже знаете, что есть находчивые люди, которые умудряются продать(!) мои…

  • ТОП-10 постов 2020 года

    Всем добрый день! В этом посте я собрала 10 самых читаемых и цитируемых статей блога за прошлый, 2020-й год. Большое спасибо за то, что читаете,…

  • СМОТРЕТЬ КИНО ПО-РУССКИ...

    ...писать на него рецензии и публиковать их на новом сайте www.detfilm.ru Сегодня у нас гостевой пост от Татьяны Асакура. Поговорим о личном…