2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

Хочу с тобой поговорить: интенсив по риторике

В продаже появились материалы осеннего интенсива по риторике.
В онлайн-интенсиве приняли участие больше 100 учителей и детей, а если вы не успели присоединиться, то можете теперь заниматься по материалам самостоятельно. Или просто позаимствовать некоторые идеи, потому что я, как обычно, собираюсь все рассказать, показать и дать несколько заданий на скачивание :)

Чем мы занимались на протяжении 10 уроков?

- работали с навыком описания, описывая картины и фотографии;
- выделяли в тексте главное и детали;
- искали ключевые слова, составляли по ним пересказ, писали конспекты в ключевых словах;
- учились дополнять деталями свой текст и устные описания;
- учились давать определения в одном предложении: что это, для чего, как используют;
- решили множество проблем в смоделированных ситуациях;
- учились утешать, вежливо отказывать, просить, критиковать, запрещать и убеждать;
- искали аргументы в пользу своей идеи;
- придумывали и записывали свои истории.


Все полученные навыки мы время от времени применяем на сегодняшних уроках. Но интенсив тем и хорош, что в кратчайшие сроки удалось провести очень большую работу, и выйти на новый уровень. Если бы мы растянули эти темы на год последовательных неторопливых уроков, такого результата бы не было.
В материалах курса есть все рабочие листы, карточки, кубики, мои инструкции и фото с уроков. Но онлайн-интенсив был интересен, конечно, тем, что была возможность обмениваться идеями. После уроков я писала отчеты: что получилось, какие задания мы расширили, а какие сократили, какие идеи из писем участников применили на практике.

До и после

Самыми эффективными были задания на выделение главного и деталей, поиск ключевых слов и последующая работа с ними, карточки на решение проблем и карточки на ситуации утешения, просьбы, критики, запрета, убеждения.

В начале каждого урока дети рисуют символ своей прошедшей недели и рассказывают о нем, т.е. им надо выбрать одно главное событие и как-то оформить в пиктограмму. Символ мы рисуем всегда, сколько дети учатся, столько и рисуют. И в последующем объяснении символа я слышала самые разные варианты: ребенок говорит только главное, без единой детали, ребенок называет одну второстепенную деталь, а главного в высказывании нет. Так вот, работа с главным и деталями в рамках этого курса помогла нам причесать все эти высказывания. Это заметный на каждом уроке результат: полноценные высказывания, в которых есть и главное, и необходимые детали.


Ключевые слова не только искали, с их помощью мы практиковали пересказ и писали конспекты.
Еще одна история с урока: прошу рассказать вымышленную историю о своих каникулах. Одноклассники должны ее прослушать, записать главное и детали. И дети рассказывают, все как обычно: монстры, зомби, призраки, конец света. Никаких дополнительных инструкций касательно того, как записывать, не было. И я вижу, что дети, с которыми мы занимаемся давно, рисуют пиктограммы, успевают за рассказчиком. Никто не просит подождать, сделать паузу. Новенькие пытаются записывать предложениями: "Подождите! Я не дописал!" В итоге не запоминают историю, все внимание уходит на то, чтобы схватить предложение и записать его.
Очень важная оказалась умелка, стоило потратить время!
А теперь к ней добавилась еще одна: дети вместо пиктограмм умеют записывать ключевые слова. И сейчас уже становится понятно, кому какой способ проще. Многие совмещают две формы записи, и это тоже здорово.


Карточки на решение проблем начинают работать не сразу. Сначала дети предлагают самые простые варианты, которые не требуют напряжения их лингвистических мышц, но постепенно начинают формулировать что-то более сложное, объяснять слова и выражения, понятных на первом языке, но аналогов которым на русском они не знают, приводить примеры из прочитанных книг и просмотренных фильмов.





Ситуационные карточки, в которых требуется утешить, критиковать, запрещать, убеждать, просить и отказывать, помогли сделать речь более взрослой, понять разницу между похожими выражениями, уйти от привычных примитивных формул.
До: "Всё будет нормально". После: "Не расстраивайся, потому что...", "Не беспокойся, ведь...", "Я думаю, утешить лучше делом, а не словом. Давай я..."



Вежливый отказ - на грани вранья? С этого начиналась наша работа над темой отказа. Во всех группах дети посчитали самым вежливым приврать. Первый вопрос от детей: "А можно сказать неправду?" Голосуем, дети решают, что можно, если не хотят обидеть. Я не могу съесть твое угощение, потому что зубы выпали, съем потом, болит живот, бабушка зовет, я спешу.
Переходим к аргументированному, честному, но вежливому отказу: я не хочу, потому что, потому что и еще потому что. То, с чего начали, и то, к чему пришли - высказывания совершенно разного уровня!

Сторителлинг. Я даже не хотела ничего упоминать о письме, потому что здесь железно работает правило: чем больше практики, чем больше разных подходов к креативному письму узнает ребенок, тем легче ему писать. У нас работа с письмом не заканчивается и началась задолго до курса по риторике, поэтому здесь выделить "до и после" сложно. Но сочинения с кубиками историй и сказки по классической схеме нарушения запрета получились отличные!

Вы можете скачать  несколько заданий из курса по этой ссылке.







Выходим за рамки курса

Самые лучшие и устойчивые результаты будут, если вы задачи каждого урока перенесёте и на повседневное общение.
Когда ребенок поймет, как выделять главное и детали в высказывании, вы можете замечать неудачные формулировки в повседневной речи ребенка, в рассказе о том, как прошел день в школе. Если вы слышите, что ребенок перечисляет детали, не сказав главного, вы можете напомнить о недавнем уроке риторики.
После урока по "утешению" лучше замечать те моменты, когда мы можем утешить кого-то из знакомых. Например, друг получил на тренировке травму и вынужден пропустить важные соревнования. Отличный шанс попрактиковаться, укрепить отношения, утешить расстроенного ребенка.

Каждый урок предоставит ваш возможность такой работы. Из каждого урока можно вынести какие-то задачи, которые стоит проработать с ребенком и вне занятий.

Купить материалы курса можно здесь.

Tags: РКИ для подростков, наши материалы, онлайн-проект, работа с текстом, рабочие листы, развитие речи, русский язык дома, скачать, трудности и проблемы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments