?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В продаже появились материалы осеннего интенсива по риторике.
В онлайн-интенсиве приняли участие больше 100 учителей и детей, а если вы не успели присоединиться, то можете теперь заниматься по материалам самостоятельно. Или просто позаимствовать некоторые идеи, потому что я, как обычно, собираюсь все рассказать, показать и дать несколько заданий на скачивание :)

Чем мы занимались на протяжении 10 уроков?

- работали с навыком описания, описывая картины и фотографии;
- выделяли в тексте главное и детали;
- искали ключевые слова, составляли по ним пересказ, писали конспекты в ключевых словах;
- учились дополнять деталями свой текст и устные описания;
- учились давать определения в одном предложении: что это, для чего, как используют;
- решили множество проблем в смоделированных ситуациях;
- учились утешать, вежливо отказывать, просить, критиковать, запрещать и убеждать;
- искали аргументы в пользу своей идеи;
- придумывали и записывали свои истории.


Все полученные навыки мы время от времени применяем на сегодняшних уроках. Но интенсив тем и хорош, что в кратчайшие сроки удалось провести очень большую работу, и выйти на новый уровень. Если бы мы растянули эти темы на год последовательных неторопливых уроков, такого результата бы не было.
В материалах курса есть все рабочие листы, карточки, кубики, мои инструкции и фото с уроков. Но онлайн-интенсив был интересен, конечно, тем, что была возможность обмениваться идеями. После уроков я писала отчеты: что получилось, какие задания мы расширили, а какие сократили, какие идеи из писем участников применили на практике.

До и после

Самыми эффективными были задания на выделение главного и деталей, поиск ключевых слов и последующая работа с ними, карточки на решение проблем и карточки на ситуации утешения, просьбы, критики, запрета, убеждения.

В начале каждого урока дети рисуют символ своей прошедшей недели и рассказывают о нем, т.е. им надо выбрать одно главное событие и как-то оформить в пиктограмму. Символ мы рисуем всегда, сколько дети учатся, столько и рисуют. И в последующем объяснении символа я слышала самые разные варианты: ребенок говорит только главное, без единой детали, ребенок называет одну второстепенную деталь, а главного в высказывании нет. Так вот, работа с главным и деталями в рамках этого курса помогла нам причесать все эти высказывания. Это заметный на каждом уроке результат: полноценные высказывания, в которых есть и главное, и необходимые детали.


Ключевые слова не только искали, с их помощью мы практиковали пересказ и писали конспекты.
Еще одна история с урока: прошу рассказать вымышленную историю о своих каникулах. Одноклассники должны ее прослушать, записать главное и детали. И дети рассказывают, все как обычно: монстры, зомби, призраки, конец света. Никаких дополнительных инструкций касательно того, как записывать, не было. И я вижу, что дети, с которыми мы занимаемся давно, рисуют пиктограммы, успевают за рассказчиком. Никто не просит подождать, сделать паузу. Новенькие пытаются записывать предложениями: "Подождите! Я не дописал!" В итоге не запоминают историю, все внимание уходит на то, чтобы схватить предложение и записать его.
Очень важная оказалась умелка, стоило потратить время!
А теперь к ней добавилась еще одна: дети вместо пиктограмм умеют записывать ключевые слова. И сейчас уже становится понятно, кому какой способ проще. Многие совмещают две формы записи, и это тоже здорово.


Карточки на решение проблем начинают работать не сразу. Сначала дети предлагают самые простые варианты, которые не требуют напряжения их лингвистических мышц, но постепенно начинают формулировать что-то более сложное, объяснять слова и выражения, понятных на первом языке, но аналогов которым на русском они не знают, приводить примеры из прочитанных книг и просмотренных фильмов.





Ситуационные карточки, в которых требуется утешить, критиковать, запрещать, убеждать, просить и отказывать, помогли сделать речь более взрослой, понять разницу между похожими выражениями, уйти от привычных примитивных формул.
До: "Всё будет нормально". После: "Не расстраивайся, потому что...", "Не беспокойся, ведь...", "Я думаю, утешить лучше делом, а не словом. Давай я..."



Вежливый отказ - на грани вранья? С этого начиналась наша работа над темой отказа. Во всех группах дети посчитали самым вежливым приврать. Первый вопрос от детей: "А можно сказать неправду?" Голосуем, дети решают, что можно, если не хотят обидеть. Я не могу съесть твое угощение, потому что зубы выпали, съем потом, болит живот, бабушка зовет, я спешу.
Переходим к аргументированному, честному, но вежливому отказу: я не хочу, потому что, потому что и еще потому что. То, с чего начали, и то, к чему пришли - высказывания совершенно разного уровня!

Сторителлинг. Я даже не хотела ничего упоминать о письме, потому что здесь железно работает правило: чем больше практики, чем больше разных подходов к креативному письму узнает ребенок, тем легче ему писать. У нас работа с письмом не заканчивается и началась задолго до курса по риторике, поэтому здесь выделить "до и после" сложно. Но сочинения с кубиками историй и сказки по классической схеме нарушения запрета получились отличные!

Вы можете скачать  несколько заданий из курса по этой ссылке.







Выходим за рамки курса

Самые лучшие и устойчивые результаты будут, если вы задачи каждого урока перенесёте и на повседневное общение.
Когда ребенок поймет, как выделять главное и детали в высказывании, вы можете замечать неудачные формулировки в повседневной речи ребенка, в рассказе о том, как прошел день в школе. Если вы слышите, что ребенок перечисляет детали, не сказав главного, вы можете напомнить о недавнем уроке риторики.
После урока по "утешению" лучше замечать те моменты, когда мы можем утешить кого-то из знакомых. Например, друг получил на тренировке травму и вынужден пропустить важные соревнования. Отличный шанс попрактиковаться, укрепить отношения, утешить расстроенного ребенка.

Каждый урок предоставит ваш возможность такой работы. Из каждого урока можно вынести какие-то задачи, которые стоит проработать с ребенком и вне занятий.

Купить материалы курса можно здесь.

Recent Posts from This Journal

  • Школьник начал ошибаться

    У ребенка-школьника вдруг «поплыла» грамматика. Вроде бы все было нормально, но потом он начал ошибаться - в окончаниях, согласованиях…

  • Классическая поэзия: главное и второстепенное

    В прошлом месяце я рассказывала о нашей программе литературного чтения, показала основные направления работы на примере моей части пособий.…

  • Подготовишки: за год до школы

    С сентября в начальной школе для билингвов будет работать группа подготовишек для тех, кто планирует пойти в первый класс через год. Раньше такой…

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
letnja_kisha
Jan. 17th, 2018 02:20 am (UTC)
Дарья, а Вы не собираетесь сделать из этого курса онлайн-курс с учителем, по типу "Путешествия по России" и остальных? Сын занимался по Вашим материалам, но так как у меня нет много времени, в основном сам, и толку, конечно, не так много, как когда с учителем.
2lingual
Jan. 17th, 2018 11:32 pm (UTC)
У нас занимаются желающие с учителем, но только при условии, что приводят своего напарника. Потому что нет времени и сил подбирать партнеров еще на такие занятия. Ну и берем только тех, кто знаком с нашими занятиями, чтобы не было сюрпризов: "Ой, а у вас тут домашние зада-а-ания делать надо" :)
russkij_deti
Jan. 23rd, 2018 06:21 pm (UTC)
Мы тоже занимались Риторикой.
Мне курс понравился.
Хорошо получилось выделять главное и детали, сын употребляет и в обычной жизни. Давала короткие предложения, дополняли деталями. Рисовала схемы: короткое предложение , к нему кружочки вопросы, какой, где, когда... - детали.
С ключевыми словами записывать историю не получилось, не писал на то время , делали с пиктограммами. Работа с пиктограммами уже была знакома, но записывать истории с их помощью пока не пробовали. Оказалось сложновато, не успевал, мне нужно было медленно рассказывать историю, плюс иногда мои истории были слишком длинные. Но вот задания про хрустального короля очень хорошо выполнил, читал, рисовал и даже что-то надписывал, потом рассказывал но рисункам. Надо больше таких заданий ему давать.
Очень понравилось с кубиками, перекроили золушку, нарисовал свои кубики , сначала по ним сочиняли истории, потом придумал с ними игру.
Задания на утешения и т.п. тоже сделал, но ответы были какие-то однозначные. Думаю, такие задания интереснее делать , когда есть несколько детей . В вежливом отказе сказал, что врать нельзя, лучше говорить правду. Кстати, это интересная тема и для взрослых, у нас на работе недавно было обучение по типам общения, assertive communication - говорить правду при этом не обижая других. А passive communication - это как раз то, что вы описывали, отказ м прибегантем ко лжи. Интересно, что этот тип общения вырабатывается уже у детей. Мы тему лжи ещё обсуждали и в другом ракурсе - ложь во имя спасения , во время войны, например.
Отлично у сына получилось с описанием предметом ( спиннер и тд). Я раньше давала подобные задания в виде загадок, оказалось, что он плохо описывал ( не полно), как раз таки, чтобы мне было сложно догадаться :). В риторике я предложила сыну по-другому, описывает предмет и ставим друг-другу оценки за описания. Я даже удивилась насколько у него хорошо получилось: описывал цвет , форму , из чего сделано и из чего ещё может быть сделало , функции, как пользоваться , меня дополнял.
У нас осталось ещё два последних урока, доделаем весной.
Для себя я тоже нашла новые моменты , которые буду дальше использовать в наших домашних занятиях .
Спасибо !
2lingual
Jan. 31st, 2018 02:21 am (UTC)
Здравствуйте!
Спасибо и вам!
Вы, конечно, начали очень рано :)
Я очень рада, что что-то удалось применить и в этом возрасте.
У нас с описанием проблемы даже у детей со свободным русским. Больше размахиваний руками и "это такое, чтобы". Начинать работать с этим навыком надо пораньше, факт, вот старший дошкольный и младший школьный возраст - самое подходящее время.
peegel66
Feb. 3rd, 2018 02:09 pm (UTC)
Скажите, а сколько занятий в неделю и какой продолжительности требуется для успешного прохождения этого курса?
2lingual
Mar. 14th, 2018 03:45 am (UTC)
Здравствуйте!

У нас были часовые занятия раз в неделю, 10-12 занятий, в зависимости от скорости работы группы.
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com