2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

Гостевой пост: воспитание искусством

Изучать искусство, играть в искусство. Для того, чтобы понимать его язык и, заодно, для того, чтобы улучшить язык русский. Сегодня у нас гостевой пост от Елены Брукс о том, как она работала с детьми по методике "Воспитание искусством" и как занятия помогли параллельно развивать речь её билингвов. Передаю слово автору! В комментариях задавайте вопросы, автор обязательно ответит.

Мои дети родились в Москве, в Ирландию мы переехали, когда старшей было почти 5. До переезда она занималась в группе по методике Татьяны Смирновой «Воспитание искусством». Курс и дочери и мне так нравился, что хотелось продолжить занятия и после переезда, поэтому я прошла курс подготовки для преподавателей, чтобы попробовать организовать группу в Дублине.

Сначала расскажу про то, что нам дали занятия по методике в России, потом про мою попытку проведения занятий с билингвами в Ирландии.

Воспитание искусством и его побочные эффекты

Сразу оговорюсь, что когда я привела свою тогда еще трехлетку на занятия «Воспитание искусством», то основным желанием было научить ребенка любить классическую музыку. Из класса дочь выскочила с горящими глазами и требованием: «Еще хочу!». Это было для меня удивительно и радостно, я добросовестно выполняла домашние задания с дочкой, а потом пошла на семинары для родителей, на котором я поняла, что это за чудо такое (и заодно научилась читать с детьми сложные книги)!

В общем, любовь к классической музыке – это побочный эффект увлекательной игры, придумывания сказок, танцев, споров, обсуждений, декламирования стихов и радости от общения с друзьями. «Карнавал животных» Сен-Санса, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Шахарезада» Римского-Корсакова, «Семь русских напевов» Лядова, «Времена года» Вивальди, «Пер Гюнт» Грига и, конечно, «Щелкунчик» Чайковского. Все это в первый год обучения с четырехлетками. Потом, постарше «Золушка», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Ромео и Джульетта», «Князь Игорь»…. Это с дошкольниками и младшими школьниками. А еще поэзия Пушкина, Фета, Бунина, Лермонтова…. И много песен. И ВСЕГДА – игры. И через игру всякие психологические тренинги и развитие эмоционального интеллекта, плюс такое развитие речи, которого не добьешься ни на каких специальных занятиях (кстати, букву «Р» моя дочь научилась выговаривать, играя в льва под музыку Сен-Санса)!



Эффект для развития речи:
Да, помимо всего прочего оказалось, что эти занятия - восхитительный и очень мощный инструмент развития речи. На занятиях всегда очень много обсуждений ситуаций и поступков, возникающих в обыгрываемой или рассказываемой сказке, описаний героев, их чувств, мыслей, поступков… И много: «А как бы ты сказал?» Для примера, к слову «простой» мы подобрали такие синонимы: незатейливый, незамысловатый, бесхитростный, немудреный, примитивный, элементарный, простодушный, искренний, наивный, чистосердечный, задушевный, естественный, натуральный, непринужденный, доверчивый,  благодушный, аскетичный, невинный. А сколько вы можете подобрать синонимов к слову «смешной»? А к «равнодушный»? Даже монолингвам будет трудно!

Эффект для развития эмоционального интеллекта:
Также многие трудности трехлетнего возраста было легче пережить, включая игры из наших занятий. Опаздываем – «Давай побежим, как антилопы» (это Сен-Санс). Кто-то плохо себя ведет – «Рррррррр!» - Лев сердится (тоже Сен-Санс). В самом начале занятий рассказываем детям сказку про Бабу Ягу (Мусоргский). Ну и они в нее, конечно, играют. Баба Яга в нашей сказке – это такой собирательный образ Плохиша – зубы не чистит, едой бросается, игрушки ломает, у других отбирает и т.п. В сказке с Бабой Ягой никто играть не хочет, поэтому дети пишут (диктуют родителям) письмо Бабе Яге с советами, что ей нужно сделать, чтобы с ней могли дружить. После этой сказки как-то дочь приходит домой, бросает на пол куртку и сапожки и идет в комнату.  – «Дочь, ты чего?» - «Мам, я сейчас поиграю чуть-чуть в Бабу-Ягу и уберу все на место». Вы представляете, как у ребенка 3-4 лет вырабатывается осознанность собственных поступков и действий? Ну и аргументировать свои просьбы она научилась довольно хорошо. Сложно отказать ребенку, который просит Кена для Барби со словами: "Не могут же Барбины дети быть без папы".



Опыт занятий с билингвами: 

Дочка называла занятия «питание искусством» – по-моему, очень точно! Подпитку мы получали обе! Поэтому как только мы устроились в Дублине, я дала объявление о занятиях на русскоязычном форуме. Один из полученных мной ответов: «Зачем я буду эмоциональность ребенка развивать, лучше чему-то полезному научу». Не тот ответ, который я ожидала, но все-таки несколько заинтересованных людей мне написали.

И тут начались трудности, к которым я не была готова. Отсутствие педагогического опыта ухудшило ситуацию.
Первая сложность: из-за того, что русскоязычная диаспора маленькая, и желающих прийти на занятие было мало, то группа у меня собралась разновозрастная и разноуровневая. Дети в моей группе (вначале было 8 человек, включая мою дочь) были от 4х до 7ми лет. В этом возрасте – целая пропасть по пониманию и восприятию! А уровень русского от РКИ, «понимаю на бытовом уровне, но не говорю» до «родной основной». Были дети из русскоязычных семей, были из смешанных. Занятия вести было трудно. Один ребенок включается в обсуждение, другой – отключается, потому что не понимает значения слов, и удержать его внимание почти невозможно, приходится останавливаться, разбирать с ним непонятое, тогда отключаются другие, потому что ты выбиваешься из ритма, образа.

Вторая сложность – участие родителей. Кто-то привел детей на занятия, заинтересовавшись методикой, кто-то по-дружески, кто-то – чтобы занять детей чем-то до начала занятий в русской школе. Одни мамы были замучены работой и не могли с детьми дома заниматься, другие – не очень хотели. В результате домашние задания не делал почти никто. А как я могу развить речь, занимаясь с ними 1 час в неделю? Успех очень зависит от подкрепления дома. Даже сама Татьяна Ивановна (автор методики), думаю, не смогла бы. Но, возможно, она бы смогла мотивировать родителей? У меня не получилось. Я честно рассылала имейлы с описанием того, что мы делали на уроках, и того, что и как им нужно делать дома, раздавала диски с музыкой и беседовала с каждым родителем после занятий. Не знаю, что я еще могла сделать, но это расстраивало.

Третья сложность – участие в уроке моей дочери. Так как программу она проходила по второму разу, то все время норовила меня поправить, что их учительница в Москве говорила по-другому, и вообще занимала позицию «это моя мама, и я все знаю и делаю только то, что я хочу». Не знаю, есть ли учителя, которые могут преподавать своим детям, но мне было ОЧЕНЬ трудно! Только выбора не было. Единственная надежда была, что когда мы начнем программу 2-го года, то я смогу ее переключить.

Но в целом, насколько я могу судить, всем детям нравилось, на занятия они приходили с удовольствием, в играх участвовали с большим энтузиазмом. Родители их с занятий не могли забирать. Потом, правда, дети с совсем слабым русским и самая младшая девочка все-таки бросили, когда программа усложнилась. Двое обещали вернуться после летних каникул. У меня осталось четыре ученицы. Мы закончили программу первого года, сделали перерыв на лето. А с началом следующего года я попала надолго в больницу и занятия уже не возобновляла.


Фото с сайта "Воспитание искусством"

Что сейчас?

Дома сейчас начала занятия с младшим сыном и еще одним мальчиком и обратила внимание на еще один навык, который развивает методика, - слуховое внимание. Важно для развития речи, правда? Поскольку музыку мы не просто слушаем, а под нее формируем образы через игру и сказку, то этот навык развивается без особых усилий. Я наблюдаю, как мальчишки, которые не могут сидеть и минуту спокойно, слушают необыкновенно внимательно, почти не двигаясь, "Кукушку" Сен-Санса, не пропустив ни одного ку-ку (их надо было все посчитать), и так же внимательно и медленно участвуют в гонке "черепах", что ну очень сложно даже в 6-7 лет. Задание было доползти, как черепаха до конца комнаты, но не раньше, чем закончится музыка, при этом постараться быть последним.

Дочь иногда с удовольствием подключается и помнит все сказки. Надеюсь, когда мы с ним закончим программу первого года, то я смогу заниматься с двумя одновременно. Один на один динамика занятий совсем другая. По-моему, сложнее и энергозатратнее. Потому что ты не только играешь, оставаясь мамой, но еще и держишь в голове кучу учебных задач, которые нужно решить, да и у ребенка не всегда есть настроение с тобой что-то обсуждать по теме. Опять же мама – не учитель. Но я не сдаюсь, потому что верю в методику и в ее важность для моих детей.



P.S. Комментарий от нас с Алисой. Наше любимое видео по "Карнавалу животных", часто смотрим вместо мультиков:


Tags: гостевой пост, дошкольники, из первых рук, развитие речи
Subscribe

  • (no subject)

    Возвращаюсь к работе в новом году. Возвращаюсь с наполовину дописаным онлайн-курсом, с начатой второй частью пособия «Сто дней на…

  • Снова в школу: новости + анонс

    Я возвращаюсь в блог после условных летних каникул. И для начала поздравляю всех с началом нового учебного года! Желаю интересных уроков, новых…

  • Летние объявления

    Я к вам с традиционными летними объявлениями. Во-первых, на лето я никуда не уезжаю, а поэтому консультации будут. Это новость хорошая. Плохая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • (no subject)

    Возвращаюсь к работе в новом году. Возвращаюсь с наполовину дописаным онлайн-курсом, с начатой второй частью пособия «Сто дней на…

  • Снова в школу: новости + анонс

    Я возвращаюсь в блог после условных летних каникул. И для начала поздравляю всех с началом нового учебного года! Желаю интересных уроков, новых…

  • Летние объявления

    Я к вам с традиционными летними объявлениями. Во-первых, на лето я никуда не уезжаю, а поэтому консультации будут. Это новость хорошая. Плохая…