?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Изучать искусство, играть в искусство. Для того, чтобы понимать его язык и, заодно, для того, чтобы улучшить язык русский. Сегодня у нас гостевой пост от Елены Брукс о том, как она работала с детьми по методике "Воспитание искусством" и как занятия помогли параллельно развивать речь её билингвов. Передаю слово автору! В комментариях задавайте вопросы, автор обязательно ответит.

Мои дети родились в Москве, в Ирландию мы переехали, когда старшей было почти 5. До переезда она занималась в группе по методике Татьяны Смирновой «Воспитание искусством». Курс и дочери и мне так нравился, что хотелось продолжить занятия и после переезда, поэтому я прошла курс подготовки для преподавателей, чтобы попробовать организовать группу в Дублине.

Сначала расскажу про то, что нам дали занятия по методике в России, потом про мою попытку проведения занятий с билингвами в Ирландии.

Воспитание искусством и его побочные эффекты

Сразу оговорюсь, что когда я привела свою тогда еще трехлетку на занятия «Воспитание искусством», то основным желанием было научить ребенка любить классическую музыку. Из класса дочь выскочила с горящими глазами и требованием: «Еще хочу!». Это было для меня удивительно и радостно, я добросовестно выполняла домашние задания с дочкой, а потом пошла на семинары для родителей, на котором я поняла, что это за чудо такое (и заодно научилась читать с детьми сложные книги)!

В общем, любовь к классической музыке – это побочный эффект увлекательной игры, придумывания сказок, танцев, споров, обсуждений, декламирования стихов и радости от общения с друзьями. «Карнавал животных» Сен-Санса, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Шахарезада» Римского-Корсакова, «Семь русских напевов» Лядова, «Времена года» Вивальди, «Пер Гюнт» Грига и, конечно, «Щелкунчик» Чайковского. Все это в первый год обучения с четырехлетками. Потом, постарше «Золушка», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Ромео и Джульетта», «Князь Игорь»…. Это с дошкольниками и младшими школьниками. А еще поэзия Пушкина, Фета, Бунина, Лермонтова…. И много песен. И ВСЕГДА – игры. И через игру всякие психологические тренинги и развитие эмоционального интеллекта, плюс такое развитие речи, которого не добьешься ни на каких специальных занятиях (кстати, букву «Р» моя дочь научилась выговаривать, играя в льва под музыку Сен-Санса)!



Эффект для развития речи:
Да, помимо всего прочего оказалось, что эти занятия - восхитительный и очень мощный инструмент развития речи. На занятиях всегда очень много обсуждений ситуаций и поступков, возникающих в обыгрываемой или рассказываемой сказке, описаний героев, их чувств, мыслей, поступков… И много: «А как бы ты сказал?» Для примера, к слову «простой» мы подобрали такие синонимы: незатейливый, незамысловатый, бесхитростный, немудреный, примитивный, элементарный, простодушный, искренний, наивный, чистосердечный, задушевный, естественный, натуральный, непринужденный, доверчивый,  благодушный, аскетичный, невинный. А сколько вы можете подобрать синонимов к слову «смешной»? А к «равнодушный»? Даже монолингвам будет трудно!

Эффект для развития эмоционального интеллекта:
Также многие трудности трехлетнего возраста было легче пережить, включая игры из наших занятий. Опаздываем – «Давай побежим, как антилопы» (это Сен-Санс). Кто-то плохо себя ведет – «Рррррррр!» - Лев сердится (тоже Сен-Санс). В самом начале занятий рассказываем детям сказку про Бабу Ягу (Мусоргский). Ну и они в нее, конечно, играют. Баба Яга в нашей сказке – это такой собирательный образ Плохиша – зубы не чистит, едой бросается, игрушки ломает, у других отбирает и т.п. В сказке с Бабой Ягой никто играть не хочет, поэтому дети пишут (диктуют родителям) письмо Бабе Яге с советами, что ей нужно сделать, чтобы с ней могли дружить. После этой сказки как-то дочь приходит домой, бросает на пол куртку и сапожки и идет в комнату.  – «Дочь, ты чего?» - «Мам, я сейчас поиграю чуть-чуть в Бабу-Ягу и уберу все на место». Вы представляете, как у ребенка 3-4 лет вырабатывается осознанность собственных поступков и действий? Ну и аргументировать свои просьбы она научилась довольно хорошо. Сложно отказать ребенку, который просит Кена для Барби со словами: "Не могут же Барбины дети быть без папы".



Опыт занятий с билингвами: 

Дочка называла занятия «питание искусством» – по-моему, очень точно! Подпитку мы получали обе! Поэтому как только мы устроились в Дублине, я дала объявление о занятиях на русскоязычном форуме. Один из полученных мной ответов: «Зачем я буду эмоциональность ребенка развивать, лучше чему-то полезному научу». Не тот ответ, который я ожидала, но все-таки несколько заинтересованных людей мне написали.

И тут начались трудности, к которым я не была готова. Отсутствие педагогического опыта ухудшило ситуацию.
Первая сложность: из-за того, что русскоязычная диаспора маленькая, и желающих прийти на занятие было мало, то группа у меня собралась разновозрастная и разноуровневая. Дети в моей группе (вначале было 8 человек, включая мою дочь) были от 4х до 7ми лет. В этом возрасте – целая пропасть по пониманию и восприятию! А уровень русского от РКИ, «понимаю на бытовом уровне, но не говорю» до «родной основной». Были дети из русскоязычных семей, были из смешанных. Занятия вести было трудно. Один ребенок включается в обсуждение, другой – отключается, потому что не понимает значения слов, и удержать его внимание почти невозможно, приходится останавливаться, разбирать с ним непонятое, тогда отключаются другие, потому что ты выбиваешься из ритма, образа.

Вторая сложность – участие родителей. Кто-то привел детей на занятия, заинтересовавшись методикой, кто-то по-дружески, кто-то – чтобы занять детей чем-то до начала занятий в русской школе. Одни мамы были замучены работой и не могли с детьми дома заниматься, другие – не очень хотели. В результате домашние задания не делал почти никто. А как я могу развить речь, занимаясь с ними 1 час в неделю? Успех очень зависит от подкрепления дома. Даже сама Татьяна Ивановна (автор методики), думаю, не смогла бы. Но, возможно, она бы смогла мотивировать родителей? У меня не получилось. Я честно рассылала имейлы с описанием того, что мы делали на уроках, и того, что и как им нужно делать дома, раздавала диски с музыкой и беседовала с каждым родителем после занятий. Не знаю, что я еще могла сделать, но это расстраивало.

Третья сложность – участие в уроке моей дочери. Так как программу она проходила по второму разу, то все время норовила меня поправить, что их учительница в Москве говорила по-другому, и вообще занимала позицию «это моя мама, и я все знаю и делаю только то, что я хочу». Не знаю, есть ли учителя, которые могут преподавать своим детям, но мне было ОЧЕНЬ трудно! Только выбора не было. Единственная надежда была, что когда мы начнем программу 2-го года, то я смогу ее переключить.

Но в целом, насколько я могу судить, всем детям нравилось, на занятия они приходили с удовольствием, в играх участвовали с большим энтузиазмом. Родители их с занятий не могли забирать. Потом, правда, дети с совсем слабым русским и самая младшая девочка все-таки бросили, когда программа усложнилась. Двое обещали вернуться после летних каникул. У меня осталось четыре ученицы. Мы закончили программу первого года, сделали перерыв на лето. А с началом следующего года я попала надолго в больницу и занятия уже не возобновляла.


Фото с сайта "Воспитание искусством"

Что сейчас?

Дома сейчас начала занятия с младшим сыном и еще одним мальчиком и обратила внимание на еще один навык, который развивает методика, - слуховое внимание. Важно для развития речи, правда? Поскольку музыку мы не просто слушаем, а под нее формируем образы через игру и сказку, то этот навык развивается без особых усилий. Я наблюдаю, как мальчишки, которые не могут сидеть и минуту спокойно, слушают необыкновенно внимательно, почти не двигаясь, "Кукушку" Сен-Санса, не пропустив ни одного ку-ку (их надо было все посчитать), и так же внимательно и медленно участвуют в гонке "черепах", что ну очень сложно даже в 6-7 лет. Задание было доползти, как черепаха до конца комнаты, но не раньше, чем закончится музыка, при этом постараться быть последним.

Дочь иногда с удовольствием подключается и помнит все сказки. Надеюсь, когда мы с ним закончим программу первого года, то я смогу заниматься с двумя одновременно. Один на один динамика занятий совсем другая. По-моему, сложнее и энергозатратнее. Потому что ты не только играешь, оставаясь мамой, но еще и держишь в голове кучу учебных задач, которые нужно решить, да и у ребенка не всегда есть настроение с тобой что-то обсуждать по теме. Опять же мама – не учитель. Но я не сдаюсь, потому что верю в методику и в ее важность для моих детей.



P.S. Комментарий от нас с Алисой. Наше любимое видео по "Карнавалу животных", часто смотрим вместо мультиков:


Recent Posts from This Journal

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
manmarensya
Jan. 10th, 2018 03:20 am (UTC)
Лена, спасибо, что поделилась! Вы - огромные молодцы!
(Anonymous)
Jan. 11th, 2018 09:23 am (UTC)
Спасибо! Занятия с Аней шли легче.:)
el_ka1
Jan. 11th, 2018 10:36 am (UTC)
Приходится! Но руки иногда опускаются. Вот твоя дочь сейчас английский выучит, и станут подружки между собой по-английски разговаривать:(
manmarensya
Jan. 11th, 2018 10:56 am (UTC)
Да, наша общая знакомая в Израиле как-то писала, что смирился с мыслью, что её внуки не будут знать русский, хотя для языка у детей она очень и очень много делает
el_ka1
Jan. 12th, 2018 12:00 am (UTC)
Я надеюсь, что буду активной бабушкой и научу моих внуков русскому. :)))) Хотя сейчас своих бы не упустить...
(Anonymous)
Jan. 10th, 2018 04:39 am (UTC)
В такого рода гостевых постах я в первую очередь обращаю внимание на часть с описанием организационных процессов в самом начале пути. Выходит, что все сталкиваются с одними и теми же проблемами: есть желание водитель детей и на этом все заканчивается. Удивительно, что автор продолжила свою деятельность, ведь такое отношение могло убить все желание продолжения.
Автору удачи и сил в этом непростом деле!
2lingual
Jan. 10th, 2018 11:57 am (UTC)
Меня тоже этот момент интересует больше всего.
А еще честные результаты и наблюдения за детьми :)
el_ka1
Jan. 11th, 2018 10:45 am (UTC)
Мне по какому-то заданному алгоритму легче вести занятия и свои учебные задачи отрабатывать. Думаю, что более свободная игра на общую тему типа Дарьиных профессий лучше для собственно жизни и развития детей (особенно дошкольников), но мне без плана сложнее одновременно и играть и учить. А здесь и музыка помогает.
guttalapidem
Jan. 10th, 2018 09:05 am (UTC)

К слову об искусстве, есть очень хорошая книга для расширения словарного запаса, а заодно и обучения живописи - Моя первая книга об искусстве. Дочь с 1.5 лет обожает ее рассматривать. Вот фото:



Edited at 2018-01-10 09:06 am (UTC)
2lingual
Jan. 10th, 2018 11:59 am (UTC)
Спасибо! Мы с дочкой больше играем с живописью, чем с музыкой. А заодно читаем такие книжки и коллекционируем художественные альбомы. Фото ниже из этой же книги?
guttalapidem
Jan. 10th, 2018 01:00 pm (UTC)
Да, это она же.
guttalapidem
Jan. 10th, 2018 09:10 am (UTC)

(Anonymous)
Jan. 10th, 2018 09:40 am (UTC)
Спасибо, за ваш опыт!!!! Все как под копирку😁 самое сложное для меня- это присутствие моих детей (6 и 2,5 года), старшего иногда могу взять, младшего-не получается и я сейчас даже не пробую. И тема занятий- тоже всегда думаю, что упускаю этот момент. После Вас- задумалась😁 попробую. Еще раз спасибо и УСПЕХОВ!!!!
el_ka1
Jan. 11th, 2018 10:55 am (UTC)
Спасибо. А что Вы попробуете? Музыку ввести в занятия? Я буду, конечно, дальше адаптировать методику под мои задачи.
russkij_deti
Jan. 10th, 2018 11:16 am (UTC)
Как замечательно, что есть такие люди , которые стремятся к прекрасному и передают это детям!
Когда сын был маленьким, я занималась с ним не столько русским , сколько чем угодно другим , но на русском. Мне казалось, что это и есть самая короткая дорога к родному языку.
В частности мы слушали классическую музыку, я под нее рассказывала ему сказки, мы слушали как она звучит и представляли , что вот бежит олень или охотник или летит сова и вот она заметила добычу и спустилась... Но , это было не совсем продуманно и время от времени, жаль, что я не видела подобной программы раньше. Мне очень понравилось и про кукушку и про черепаху. Думаю, никогда не поздно, сыну и сейчас понравится. Надо будет посмотреть подробнее программу.

Трудности с кружком были аналогичные, наш кружок существует третий год и я только недавно отдала себе отчёт сколько пришлось вложить сил. Зато сейчас у нас действительно подобрался коллектив , в котором все действуют сообща.

Спасибо за пост, вдохновляет.
manmarensya
Jan. 11th, 2018 10:58 am (UTC)
Лена, islandena, как-то писала об их варианте игры в Карнавал животных Сен-Санса. Там двуязычная среда была, насколько помню.
el_ka1
Jan. 11th, 2018 11:08 am (UTC)
Спасибо. Надо, наверное, тоже попробовать организовать кружок. Я за Вашим блогом слежу. Очень интересно. Какой колоссальный труд вы проделываете!

А это детей настраивает на русский между вашими встречами?
russkij_deti
Jan. 12th, 2018 02:03 pm (UTC)
И вам спасибо !
Кружок на русский и настраивает и дисциплинирует к русскому.
У детей появляется цель , они каждый раз ждут новой встречи, и формируется мотивация, так проще потом и домашние занятия проводить.
dashka_jj
Feb. 17th, 2018 05:36 pm (UTC)
))
ylf bvtyyj nfr dc` b ghjbc[jlbn d j,]zcytbb 'njuj gjcnf/// ща

воспитание воспитанием, искусство искусством, а Д. от Д. отл не сильно. если оно не надо чтобы D. D. в английском интерпретировалось
( 19 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com