2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Занимаемся с подростками: чем, как и зачем?

Чему учат подростков в русских школах? В этом возрасте времени у детей уже минимум, а язык все равно надо развивать интенсивно. Возраст требует видимого результата, поэтому одни только занятия по учебникам очень быстро вызовут протест. Ориентироваться на подростков-монолингвов в России уже невозможно, в то время как с дошкольниками и младшими школьниками еще можно было идти в ногу или почти.

А мы еще, к тому же, работаем в Японии, где у детей очень большая нагрузка в школе, дети учатся с утра до вечера, и на выходных отдохнуть тоже удается не всегда. В этих условиях нам приходится выкраивать время на русский язык и предлагать что-то важное и интересное, что-то, что может победить усталость и поможет смириться с дефицитом времени. Вот к чему на сегодняшний день мы пришли в нашей школе.

ИНТЕНСИВ-КУРСЫ

Осенью у нас проходят тематические интенсив-курсы. В прошлом году – «Мастерская книг и символов», про историю письменности и книги. До этого – интенсив по переводу и работе переводчика. В этом году у нас была риторика, о которой напишу позже.

Интенсивы проходят на наших обычных занятиях, в то же время, на том же месте, просто мы на три месяца откладываем учебники в сторону и занимаемся другой полезной и сложной работой. Трех месяцев как раз хватает на то, чтобы довольно далеко запрыгнуть в тему, но еще не устать от нее. Когда интенсив заканчивается, первый вопрос у детей: «А чем мы займемся следующие три месяца?»

Дальше мы возвращаемся к упражнениям и учебникам, к рутинным задачам, подготовке к экзаменам, орфографии и грамматике. Но уже через три месяца начинаются «Весенние чтения»: мы всю весну читаем одно неадаптированное произведение, разбираем его, работаем с текстом, пишем подражательные сочинения, ищем авторские приемы, знакомимся с эпохой, местом действия и т.д. В позапрошлом году (тогда еще дети были не совсем подростки, но формат уже начал складываться) мы очень здорово читали «Пеппи Длинныйчулок», и обсуждали множество недетских вопросов. Говорили про деньги, жизнь в одиночестве, причины и следстия лжи и многое другое. Вели «Блокнот писателя», где фиксировали найденные у автора интересные художественные приемы. Написали несколько новых глав для Пеппи.

В прошлом году читали произведение Ирины Пивоваровой «О чём думает моя голова», узнали много нового о советском детстве и погрузились в эмоции: хвастовство и зависть, жадность и щедрость, жалость и вина. Смотрели, как автор отражает настроение героя в погоде, учились спорить и мириться, и, конечно, много писали.

Мне кажется, интенсив-курсы – это то, что удерживает детей даже тогда, когда усталость перевешивает. Даже тогда, когда русскому языку места в расписании и голове не остается, даже тогда, когда хочется все бросить и просто спать. Относительно коротко, информативно, интересно, с максимальным погружением в тему и видимым, осознаваемым самим ребенком результатом.

ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

Чем старше дети, тем чаще возникает вопрос «Зачем?»
Зачем учить русский, когда и так учишься с утра до ночи.
Зачем учить русский, если и так говоришь, пишешь и читаешь.
Зачем учить русский, если непонятно, пригодится ли он тебе для работы и дальнейшей жизни.

Я приучаю детей к той мысли, что надо сдавать экзамены. По русскому, английскому и любому другому изучаемому языку. Это помогает отследить прогресс, выявить белые пятна, понять, сколько осталось до покорения очередного этапа, выстроить маршрут.

А еще сдача экзамена мотивирует. Экзамен, например, в августе. И до августа надо подготовиться, и это железно. Никто не сдвинет время проведения на месяц, потому что ты был занят. Никто не разрешит во время экзамена «чуть-чуть погуглить». Надо распланировать оставшееся время и готовиться. Полученные в итоге сертификаты очень мотивируют. Некоторым детям они пригодятся при поступлении в старшую школу, некоторым нет, но все без исключения дети этими сертификатами гордятся.

И понимают, что это – не конец, а начало нового уровня, и впереди будет новый, более сложный экзамен. Который, может быть, пригодится уже в университете, при поиске работы, при написании резюме. В Японии работодатели не любят пустых заявлений. Если потенциальный сотрудник указывает в резюме знание иностранного языка, но не подкрепляет его никаким доказательством вроде сдачи международных экзаменов, его резюме может отправиться в корзину. Как человек, который прочитал сотни русских резюме про «свободное владение английским» на уровне общеобразовательной школы, обеими руками поддерживаю эту политику.


УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ

Дети много учатся, и нам просто необходимо помочь им более рационально и эффективно использовать время. Иногда это единственная возможность выкроить время на русский язык. Я стараюсь давать старшим ученикам приёмы эффективного обучения, учить учиться. Так, чтобы использовать полученные приёмы и в местной школе. Так, чтобы местная школа съедала хотя бы на полчаса меньше времени.

Способы запоминания информации, мнемотехники, пиктографические конспекты и просто конспекты, развитие активного слушания, концентрация и умение сосредоточиться, способность быстро и эффективно разобраться с новой информацией, выбрать важное и отсеить то, без чего можно обойтись.

Мне часто говорят, что в школе русского языка надо учить русскому, а не рисовать пиктографические конспекты. Но мне кажется, что без умения эффективно проводить время с учебником очень многие цели могут стать недостижимыми. Возможно, это одна из главных задач учителей и родителей современных подростков – научить их работать с информацией, научить эффективно учиться.



РЕЗУЛЬТАТ + СЛОЖНОСТЬ

Подросткам очень важен результат. Малыши радуются процессу, ходят на занятия ради занятий. Дети постарше приходят ради общения. Подростки привыкли оценивать результаты. Не у всех, но у многих мотивация обрушивается, если есть продолжительные занятия, но нет результата. Они начинают ценить время, но еще плохо умеют расставлять верстовые столбы и видеть прогресс.

Можно почаще показывать ученикам их «до» и «после». Напоминать, что еще год назад они не умели почти ничего из того, что делают на уроках сейчас. Показывать старые сочинения. Проводить большой ежегодный тест и сравнивать результаты. Замечать, отмечать прогресс, не надеяться на то, что ребенок сам его видит.

И еще один момент. Скорее всего на языке среды ребенок умеет больше. Может разговаривать на более сложные темы, читать более сложные книги. Если в русском мы застреваем на одном уровне сложности, то ребенок будет чувствовать себя все менее уверенно: слишком большим становится разрыв, слишком детским кажется ему собственный русский.

Иногда надо бросать вызов, поднимать планку, ставить сложную задачу, давать сложный текст для чтения. Сначала учитель столкнется с сопротивлением, но если предварительная работа была успешной, если учитель идёт рядом и помогает дойти до цели, то ребенок погружается в работу, и через несколько недель или месяцев мы справляемся с задачей.

Универсальных стратегий нет, идеальных учебников тоже. К каждой группе и каждому ребенку нужен свой подход, и я желаю вам, чтобы вы его нашли. Учитесь с удовольствием! Помогайте детям покорять личные эвересты и познавать мир на всех известных им языках.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments