?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry

Сегодня у нас большой мастер-класс от Эйрене Теракойя. Будет и теория, и практика! Мы разберемся с тем, как подготовить квест, какой тип квеста выбрать, чем будет отличаться подготовка урока для младших школьников, дошкольников и подростков. А затем на примере конкретного урока посмотрим, как можно превратить в квест обычную тему из учебника. С поиском сокровищ и пиратскими приключениями всё понятно. А как построить урок-квест вокруг темы "Родительный падеж"? :) Все задания к уроку можно будет скачать по ссылке в конце поста. Передаю слово автору!

Организация уроков-квестов в школе имеет недолгую историю. Это произошло в момент, когда учителя начали внедрять в своих классах технологию проблемного обучения. Автором данного подхода является американский учитель Джон Дьюи, который был уверен, что школа обязана быть миниатюрной моделью общества, в доступной форме помогающая детям справляться со сложными задачами, ситуациями и явлениями. Он ввел в учебный процесс деловую игру, в которой детям для получения желаемого результата было необходимо проявлять упорство, трудолюбие и самостоятельность для обретения необходимых знаний.

Что же такое урок-квест?
Урок-квест – это урок, который проходит в игровой форме с применением технологии проблемного обучения. Все уроки данного типа построены на следующих принципах:

1. Наличие проблемы.
Усвоение материала происходит эффективнее, если ребенок удивлен и заинтригован.
2. Развлекательный характер.
Усвоение знаний должно приносить удовольствие.
3. Связь с жизнью и желаниями детей.
Усвоение знаний очень сильно зависит от активности и интереса ученика.
4. Сюжет, задания, правила и критерии победы.

Цель любого квеста – это выполнить последовательность заданий и, следуя правилам, достичь цели.

Точной классификации уроков-квестов в педагогике пока нет, но для себя я выделяю следующие форматы таких уроков:
1. Походы. Уроки, где ученикам предлагается путешествовать с места на место, от одного задания к другому. Дети ищут предметы, подсказки, улики или элементы головоломки, которые нужно собрать воедино, чтобы победить. Эти уроки требуют просторного помещения или могут быть перенесены в условия парка или города.
Самый популярный пример – поиск пиратского клада.

2. Запертая комната. Это уроки, которые построены по принципу «выберись из комнаты/лабиринта». Детям нужно выполнить ряд заданий или последовательных действий, чтобы найти ключ и спастись. Эти уроки обычно требуют помещения с видеонаблюдением и возможностью общения с куратором игры, например, посредством громкой связи. Обязательным минимумом является наличие запирающих механизмов типа сейфа или чемодана с кодом.
Популярный пример квеста – попытка спасения из подземелья замка.

3. Конструкторы. Это уроки, где детям для получения желаемого нужно скрыть следы какого-нибудь проступка. Предметы обычно обладают достаточно крупными размерами и прочностью, чтобы их можно было просто унести, спрятать или уничтожить. Поэтому детям необходимо выполнить определенную последовательность заданий или действий, чтобы найти способы для достижения цели.
Классический квест данного типа: уборка комнаты перед приездом родителей из отпуска.

Этапы урока-квеста по сути не отличаются от общепринятых в классической педагогике. Организационный, мотивационный, усвоение новых знаний, закрепление, рефлексия… Но есть нюансы!

Первый этап урока — адаптация. Это момент, когда ребенок из своей повседневной жизни переходит в режим игры. Задания на этом этапе делаются очень легкими, чтобы дети сразу попали в ситуацию личного успеха и почувствовали вкус легкой победы.
Затем идет завязка. События становятся более динамичными, а задания более сложными.  Дети должны активно действовать. Очень важно, чтобы задачи данного этапа были командными, чтобы игроки взаимодействовали друг с другом.
Третий этап – это кульминация. Самые сложные задачи, самый высокий темп в развитии сюжета. Именно в этом момент может включиться будильник - механизм самоуничтожения сокровищ, прозвучит радиооповещение об экстренной эвакуации с планеты, родители постучатся в дверь и т.д.
Последний этап — финал. Он должен быть четко прописан. Иначе все труды и старания полетят в помойку. Победа должна быть максимально эффектной!


Стандартные ошибки.

1. Большое количество участников.
Залог успешности квеста – вовлеченность всех детей в игру. С большой группой учителю крайне сложно контролировать активность каждого участника. Нельзя, чтобы над решениями думали только 1-2 человека, а остальная группа волочилась за активистами без дела. Эта проблема легко решается делением на команды и привлечением родителей.
2. Желание «успеть побольше».
Учителя хорошо знают цену времени, поэтому стараются дать детям максимум информации и полезных упражнений. Такая позиция в отношении квестов – это почти абсолютная гарантия затянутости и быстрой детской утомляемости. В вашем арсенале должно быть не больше 5-7 заданий. Лишнее время посвятите рефлексии и обменом впечатлений.
3. Сценарии со сложным техническим исполнением.
Технически сложные для реализации в жизни задания (механизмы, длинные последовательности действий, каскады головоломок) с большой вероятностью дадут сбой. Кроме того, они требуют много времени на подготовку и отладку. Задания должны быть простыми в исполнении.

Планирование урока. Обычно я провожу уроки-квесты на дни рождения учеников. Именинник или его родители выбирают тему, а я готовлю материал, исходя из программы, по которой занимается ребенок. Это весьма забавная традиция. Дети всегда стараются выбрать заковыристые и трудновыполнимые темы. Но сегодня тему урока выбирали учителя. Передо мной стоит цель немного попрактиковаться с детьми в употреблении родительного падежа в рамках темы: «Состав семьи».

ПЕРЕХОДИМ К НАШЕМУ КВЕСТУ!

Урок – 45 минут.
Ученики: младшие школьники (1-2 класс) с разным уровнем владения русским языком. Умеют читать, но не сильно любят. Даже текст из 10 предложений, записанных на одной странице, может вызвать страх или протест. Пишут печатными буквами. У детей есть опыт прохождения квестов.
Материалы:
- заготовки заданий (файл с заданиями скачать можно здесь)
- 10 файлов и 9 белых листов (задание 1)
- пакет с предметами: пенал, линейка, ластик, точилка, карандаш, ручка (задание 2)
- конверт (задание 3)
- розовая сумка (задание 4)
- настоящие апельсины, изображения апельсинов, игрушечные апельсины, оранжевые мячики, веревка, бубен, колокольчики (задание 5)
- журнал, кот (задание 6)

Ход игры:
Дети входят в класс, в котором перевернуты несколько стульев, корзина с мусором, а на полу опрокинуты несколько предметов, пакет и валяется десять файлов с белыми листами. Учитель недоумевает, кто мог сотворить такое безобразие. Нужно обязательно все исправить, найти проказника и сурово наказать. Вероятно, нарушитель порядка еще не успел сбежать/ находиться среди нас/оставил какие-то следы. Вы абсолютно уверены, что разбросанные кругом бумаги обронил виновник беспорядка, поэтому они помогут отыскать наглеца. Дети помогают поднимать листы. На одном из них находят задание.

Задание 1 (7 минут). Перед вами лист с изображениями членов семьи. У каждого человека отсутствует какая-то вещь. На задании изображена лишь тень. Дети должны найти картинку и ее силуэт. Учитель задает вопросы: «Кто это? Что это за предмет? Чего не хватает у мамы/папа/тёти/дяди/брата/сестры?» Задача преподавателя мотивировать детей правильно целиком проговорить структуру: «У мамы нет карандаша». После выполнения задания вы говорите, что все эти предметы были у вас в пакете. Поднимаете с пола пакет и вынимаете все предметы.


*** Я просила родителей детей выслать мне фотографии родственников, чтобы данная игра была более личной, понятной и более широкой в плане лексики. Мне хотелось сделать индивидуальные листы с предметами. Таким образом, у детей был бы стимул похвастаться и самостоятельно сказать: «А вот у моей мамы/папы/деда есть…», «А вот у твоего дяди/тёти нет…». Мои ученики это любят! Мы могли бы задействовать большее количество предметов, чтобы сразу включиться в коллективную работу. Но, увы, домашнюю работу не только дети игнорируют.

Задание 2 (3-5 минут). В пакете должны оказаться предметы из первого задания и рисунок. Этот рисунок должен быть ключом к разгадке тайны. На обратной стороне рисунка расположен текст. Преподаватель читает текст. Дети заполняют пропуски и определяют соответствие текста картинке. Ставим галочки рядом с верными предложениями и выписываем жирные буквы. Итак, слово «ПОЛ» - следующая подсказка.


Задание 3 (10 минут). Часть моего класса покрыта мягким полом. Это такие разноцветные плитки-паззлы из этиленвинилацетата. Если такого пола в классе нет, то вы можете спрятать подсказку под ковром или возле плинтуса. Мои ученики радостно бесятся и с удовольствием ломают пол. Так они находят конверт с паззлами. Дети вместе собирают паззлы. Чтобы их собрать, ребенок должен прочитать предложение и найти ответ. Для детей, которые путают родственников даны картинки. Вы просите разместить собранные строчки паззлов по порядку от 1 до 12. Я записываю на доске буквы, указанные в кружочках. И дети отправляются дальше на поиски розовой сумки.


Задание 4 (7 минут). В сумке ребята находят бирку с заданием. Обсуждаю с детьми возможные варианты. Правильный ответ: людей было только трое (дед, отец, внук). Можно взять другие похожие логические задачки, но я посчитала данное задание сложным. В рамках него дети обсудили не только решение, но и немного поболтали о родственных связях. И, конечно, дети стали искать место, где хранятся три апельсина.


Задание 5 (5-7 минут). Для того, чтобы игра была более захватывающей, я заменила в классе фотографии и картины с изображением апельсинов, принесла игрушечные апельсины из пластика и просто оранжевые мячики. Я дала детям минуту, чтобы насладиться разгромом класса. На самом деле, в тот момент, когда дети перестали на меня смотреть, я подошла к шкафу и незаметно дернула за веревочку. Со шкафа с грохотом (для эффекта я использовала бубен и колокольчики) упал пакет. Для правдивости пришлось отскочить, вскрикнуть и что-то промямлить про покушение. Детям в тот момент уже было не до меня. Из пакета вываливались те самые настоящие три апельсина и лист с заданием.
В этом задании дети отвечают на вопрос: «Чей?». (Этот домик пчелы/кролика/пса) Мы кратко коснулись вопроса о том, что животные тоже могут быть членами семьи. Дети записывают слово – они почти приблизились к разгадке. У одного ребенка даже возникла правильная мысль, но он не смог ее правильно сформулировать.


Задание 6 (8-9 минут). Я использовала для этого задания классный журнал. Можно было бы использовать любую периодику, но я решила, что картинки могут отвлечь детей.




В журнале лежала самодельная книга, которую дети должны были прочитать. Текст указывал на корзину. Я предложила детям выйти из класса и поискать корзину в холле. Я думаю, что вы догадались, кто сидел в корзине. Серый, усатый, слегка полосатый…. Конец.

P.S. Конечно, с последним заданием мне помогли мои коллеги, которые охотно согласились посторожить когтистое и пушистое животное. И, конечно, виновника наказывать никто не стал. Кот получил свои десять минут славы. Правда, от детского предложения «пусть поживет в классе» я вежливо отказалась.

Скачать файл со всеми заданиями вы можете здесь.

На подготовку данного урока ушло 4,5 часа. Сюда входит планирование, изготовление заданий, сбор реквизита, сговор с коллегами, родителями и котом, подготовка классной комнаты.
Повторение данного занятия возможно, но только в случае отсутствия у всех участников учебного процесса аллергии на кошек. Надеюсь, вы получили удовольствие от знакомства с уроками-квестами.

Пишите комментарии, если у вас есть вопросы к автору. Если что-то осталось непонятным или хотети получить рекомендацию!
И, конечно, рассказывайте о своём опыте. Интересных вам уроков!

Posts from This Journal by “гостевой пост” Tag

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Nov. 15th, 2017 04:06 am (UTC)
Добрый день! Спасибо за замечательную статью. У вас случайно нет примеров квестов для дошкольников (мм в с удовольствием купим ).
2lingual
Nov. 16th, 2017 02:59 am (UTC)
Здравствуйте!
Ответ автора: "Любой урок зависит от множества факторов - педагогического стиля конкретного учителя, уровня знаний, чтения, речи и интересов детей. Именно поэтому мы не можем создать идеальный универсальный учебник. Именно поэтому работа учителя занимает 26 часов сутки из 24 возможных. Мне нравится делать интересные и красивые уроки для детей, но они могут вам совершенно не подходить. Даже банальная разница в очередности тем в программе многое меняет. Периодически я могу, например, для блога Дарьи делать какие-то уроки с материалами на интересующие темы. Но мне нужна конкретика (возраст, цели (конкретная грамматика, фонетика, лексика, пунктуация) и тематика). Но не больше 6 уроков в год. У меня все еще есть личная розовая мечта сделать хороший блог собственной школы и начать продавать (не конспекты уроков), а структурированные рабочие тетради и игры для детей".
din_din_oz
Nov. 15th, 2017 08:57 am (UTC)

Как интересно! Спасибо, что поделились. А скажите, пожалуйста, с какой периодичностью вы устраиваете квесты для оной и той же группы учеников?

2lingual
Nov. 16th, 2017 02:59 am (UTC)
Ответ автора: "Это зависит от количества дней рождения в конкретном месяце. То есть, если у меня четыре именинника в апреле, то в апреле в классе - 4 квеста. Если в январе нет ни одного дня рождения, то я впадаю в спячку и ничего не делаю. 😁Или делаю, но уже к февральскому дню рождения."
kinoprogulka
Nov. 15th, 2017 04:18 pm (UTC)

Очень, очень интересно! И неожиданно. Спасибо, что нашли время описать Ваш урок. Сразу захотелось стать маленькой и попасть на такой урок-квест! И мои дети визжали бы от восторга.

small_snake
Nov. 16th, 2017 09:42 am (UTC)
Очень понравилась идея. Я бы с удовольствием приобрела бы идеи для квестов. Я понимаю, что все очень индивидуально, но когда есть уже готовое, то его можно адаптировать под соответствующий уровень учеников. У меня в основном взрослые, но думаю, им было бы тоже интересно поучаствовать в уроке-квесте.
2lingual
Nov. 16th, 2017 10:53 pm (UTC)
У вас такая отличная инструкция :) Попробуйте придумать сами, я именно на это надеялась, когда искала автора для такого поста.
(Anonymous)
Nov. 16th, 2017 02:40 pm (UTC)
прочитала, очень понравилось, хотела бы сделать такой квест в своем классе, проблема только в ресурсах((((((
2lingual
Nov. 16th, 2017 10:53 pm (UTC)
А каких именно ресурсов вам не хватает?
el_ka1
Nov. 17th, 2017 10:25 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно! Предложу нашей учительнице. Теперь вот думаю, нужно найти мне к детям еще пару учеников:) Вместе заниматься веселее.
janemouse
Nov. 21st, 2017 12:30 pm (UTC)
прикольный квест
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com