?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Трудный вопрос: «Исправлять ли в текстах детей ошибки?»
У каждого учителя на этот счёт будет свое мнение. Я могу только рассказать о своем опыте.

Для меня умение писать свои тексты – одно из приоритетных. Мы начали со списков. Продолжили текстами, в которых ученикам надо лишь закончить предложение и дополнить текст по образцу. Развивали навык описания места действия и наших персонажей, учились писать диалоги, сокращать и расширять текст. Мы писали рекламу и вымышленные новости, инструкции и рецепты. Играли с текстом, учились делать его более интересным и стуктурированным. И постепенно подошли к сочинению сюжетных историй. Сейчас наши ученики пишут очень много текстов, письменные задания, в которых надо что-то сочинить, есть почти на каждом уроке.

Ребенок, который только учится писать свои первые тексты, может концентрироваться либо на сочинении истории, либо на правописании. Если мы смещаем фокус на орфографию, творческая сторона неизбежно страдает.


Поэтому, пока ребенок пишет неуверенно, мы не исправляем никакие ошибки и не советуем делать это родителям во время выполнения домашнего задания, если это письменные практики с сочинением "своего контента", а не упражнение на орфографию, конечно (и вообще в домашней работе лучше не исправлять ничего, потому что учителю становится непонятно, с чем справился ребенок, а с чем - его мама). Со временем, когда ребенок привыкнет к такой работе, когда тексты писать будет намного легче, мы постепенно подключаем орфографию. Обращаем внимание на слитное и раздельное написание слов, на пунктуацию и переносы. То есть, если параллельно вы проходите орфограмму «жи – ши», перед началом работы с текстом вы напоминаете ребенку о правиле, а потом проверяете его соблюдение. Если правил ребенок знает уже много, их список должен быть перед глазами.

Очень важно! С каждым месяцем ваши тексты будут становиться чище и правильнее, но я за то, чтобы в погоне за грамотностью не страдала творческая сторона. Иначе ребенок будет ограничиваться теми словами, в написании которых уверен, и постарается избежать любых сложных предложений только потому, что там есть знаки препинания, которые легко пропустить. Ребенок создает себе крохотную безопасную зону, в которой выбор будет всегда в пользу слова "хороший", потому что "великолепный", "прекрасный", "удивительный" и "незабываемый" таят в себе множество возможных ошибок. Это тупик, в котором легко застрять надолго.


На самом деле, от очень многих страхов перед письменной работой и трудностей в процессе ее написания нам удалось избавиться только тогда, когда мы объявили детям, что писать можно любые глупости и делать при этом миллион ошибок. Собственно, если я предлагаю детям довольно сложное задание, которое на ступеньку выше того, что они уже умеют, то я объявляю этот «миллион ошибок» абсолютно законным. Вы можете делать любые ошибки, но не больше миллиона, вперед. В следующий раз, когда дети будут выполнять подобную, уже знакомую им работу, можем вернуться в русло правил. Неслучайно на курсах писательского мастерства в качестве одной из техник для раскрепощения авторам предлагают писать, не исправляя ошибки, не проставляя запятые, писать как пишется. Это одна из техник «писательской аптечки» - когда сложно, когда затык, когда не пишется.

Но если ребенок уже привык к постоянному и строгому оцениванию, у него уйдет больше времени на то, чтобы расслабиться. Будьте готовы к тому, что, возможно, уйдет очень много времени, серьезно. Но в результате ребенок будет писать истории на пару листов, в то время, как раньше мог выжать из себя 3 строчки простых предложений. 3 строчки без ошибок.

А у вас как дела с текстами? Умеют ли дети письменно сочинять истории? Какие у вас есть лайфхаки с сочинениями и ошибками?
У меня в издательстве «Русский язык. Курсы» уже давно лежит пособие по письменным практикам. Будем ждать, когда же выйдет!

Recent Posts from This Journal

  • Школьник начал ошибаться

    У ребенка-школьника вдруг «поплыла» грамматика. Вроде бы все было нормально, но потом он начал ошибаться - в окончаниях, согласованиях…

  • Классическая поэзия: главное и второстепенное

    В прошлом месяце я рассказывала о нашей программе литературного чтения, показала основные направления работы на примере моей части пособий.…

  • Подготовишки: за год до школы

    С сентября в начальной школе для билингвов будет работать группа подготовишек для тех, кто планирует пойти в первый класс через год. Раньше такой…

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
lutikcvetochek
Oct. 20th, 2017 04:34 am (UTC)
Очень интерестно было прочитать про такой подход к русскому языку. То же самое практикуют новозеландские учителя в школах когда учат детей писать на английском. Совершенно другой подход, не так как мы учились русскому в школе, там был упор исключительно на орфографию. Правда не знаю как сейчас с этим.
2lingual
Oct. 26th, 2017 01:41 am (UTC)
В Японии такого, к сожалению, и близко нет...
В России и сейчас орфография. Оценки ставят за орфографию и сочинение, т.е. 2 за орфографию и 4 за сочинение вполне возможная оценка))
larifuga
Oct. 20th, 2017 01:11 pm (UTC)
В школе пишут карандашом. Ошибок куча, но как именно с ними работает учитель мне не известно. Подчерк такой, что слова иногда трудно разобрать. Учитель в итоговой работе написала "пиши, пожалуйста понятнее.". Оценок не ставят. Даша, я хотела попросить у вас ссылку на пост про работу над ошибками с использоввнием графиков. Попробовала сейчас по тэгам поискать, но не нашла. Очень бы пригодился.
п.с. Уже нашла. По тэгу "восприятие на слух".

Edited at 2017-10-20 01:23 pm (UTC)
2lingual
Oct. 26th, 2017 01:44 am (UTC)
Диктанты наши? У нас они и сейчас в работе, мы без них далеко бы не ушли))
https://www.teacherspayteachers.com/Store/Daria-Kumatrenko
janemouse
Oct. 20th, 2017 02:07 pm (UTC)
Да, лучше две страницы текста с ошибками, чем 2-3 строчки максимально простого текста, из простых слов, в которых трудно ошибиться.
2lingual
Oct. 26th, 2017 01:42 am (UTC)
И сложнее всего привести к этим 2-м страницам текста детей, которые давно и прочно закрепились на уровне двух строчек(
sylviabarrett
Oct. 21st, 2017 01:40 am (UTC)
Сын пишет, сочиняет. Спрашивает меня иногда, как какое-то слово пишется, я говорю. Иногда предлагаю ему исправить, если уж совсем странная ошибка или на правило, которое мы как раз отрабатываем сейчас на уроках. Но больше 1-2 слов никогда не исправляю.
2lingual
Oct. 26th, 2017 01:43 am (UTC)
Да, я тоже обращаю внимание на правила, которые сейчас проходят. Иначе правила так и останутся в упражнениях и дальше нигде не появятся)
dummy_bear
Oct. 22nd, 2017 09:38 am (UTC)
У меня старшая дочь сочинять и записывать истории начала раньше, чем читать. С ошибками, конечно. Ошибки ей всегда исправляли, чтобы запоминала, как слова правильно пишутся. За ошибки не ругаем, просто сообщаем, что вообще-то это слово пишется вот так. В длине историй если что её и ограничивает - так это только лень столько записывать. Боязни ошибок как мне кажется, у неё нет.

Младшие тоже сказочницы ещё те - постоянно друг другу сказки рассказывают.

Edited at 2017-10-22 12:22 pm (UTC)
2lingual
Oct. 26th, 2017 01:43 am (UTC)
Это отлично! Среди моих учеников таких, наверное, процентов 20, не больше.
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com