2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Про интерес, поэзию и спрятанные сокровища


Я в честь начала учебного года со сложной темой.

История первая. Моя дочка начала ходить на малышовые музыкальные занятия. Там всё очень здорово – работа с ритмом, слухом, координацией движений, в общем, то, что надо. Предлагаю попробовать знакомым и никто не соглашается: моему ребёнку музыка неинтересна, он любит роботов / бегать/ читать / гимнастику / лего и т.д.
Собственно, для Алисы там тоже всё в новинку, вне области интересов абсолютно всё. Неблестящее, не-лего, не-барби и даже – о, ужас – нерозовое. Вообще другой мир.

История вторая. Год назад я начала вести курс, который, как я изначально понимала, будет непопулярным – «Русский язык в рифму», курс о русской поэзии. Почему непопулярным? Потому что очень мало школьников любит поэзию, по пальцам пересчитать) Тем не менее, курс я написала.

Потому что уверена, убеждена, что есть какой-то дефект в утверждении «Надо говорить о том, что детям интересно, и учить тому, что им интересно».
Потому что интерес – сложная штука, он формируется под влиянием внешних обстоятельств.
Потому что ничего ниоткуда не берется, если для этого нет условий.
Потому что если неинтересному учить интересно, то у нас есть все шансы на расширение области интересов.

И я писала курс, потому что мне хотелось показать, какой-нибудь классный отрывок из «Евгения Онегина».
Вы замечали, что «Гонимы вешними лучами» очень кинематографичны? Там постоянно меняются крупный и общий планы, мы можем практически увидеть «движение камеры»:

«С окрестных гор уже снега» - общий план, видим панораму издалека.
«Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга» - крупный план, мы видим даже «мутную воду».
«Еще прозрачные, леса» - общий план,
«Как будто пухом зеленеют» - крупный план, разглядываем мелкие листочки.
«Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой» - крупный план.
«Долины сохнут и пестреют» - снова взлетаем над лугом и видим полную панораму.
«Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей» – снова спускаемся вниз, крупный план.


Мне хотелось показать, что Есенин создает звукописью параллельный мир. Вне строчек и слов, параллельно, на заднем плане происходит что-то очень интересное, и эта картина спрятанная, непрописанная словами, интереснее самого текста.

Мне хотелось показать, как Маяковский в «Хорошем отношении к лошадям»...
«и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгруди́лись»
... длинной строчкой показывает вереницу людей, идущих по мосту.

Мне хотелось показать, как в замкнутый круг закрывается стихотворение Блока и как оно вдохновляет сегодняшних читателей.



Как целое стихотворение превращается в одну большую метафору, как можно писать без рифмы и как разглядеть смысл там, где его при первом взгляде совершенно невидно :)

У нас 24 стихотворения разных авторов, и учитель в каждом может показать какой-нибудь спрятанный автором секретик. Внутри каждого есть что-то между строк, везде есть декорации, атмосфера, звуки и запахи. Поэтому слушали, нюхали и рассматривали стихотворения мы дольше, чем читали!



Я писала не для детей, которым интересна поэзия! Детям, которым неинтересно, я хотела показать, куда смотреть. Ведь это правда интересно, невероятно интересно, сама не перестаю удивляться. И самая большая ошибка при встрече – попросить меня что-нибудь рассказать о нашем курсе. Я буду рассказывать долго, с примерами, прыгать по эпохам и размахивать руками. Потому что поэзия – это не рифмы и не ритм, это параллельный мир.
А дети-то не в курсе.

Дилемма. Мы можем построить какой-нибудь курс по развитию речи на основе игры «майнкрафт», например, или попытаться взять за руку и отвести туда, где предубеждения, скука и негативный опыт зубрежки наизусть к пятнице.

Я не против, про майнкрафт я тоже могу, про него проще. Куда проще прийти на урок с гарантированной лояльностью, чем пробивать стену первоначального недоверия и предубеждения. Но если идти только за интересом, мы можем никуда не прийти, без временных выходов из зоны комфорта роста не бывает. Мы можем после приключения с вызовом вернуться в зону комфорта и пойти дальше за интересом, ровно до следующего приключения с вызовом, и это стратегия, которая расширяет границы.

Мне бы хотелось, чтобы дочка выросла без страха пробовать новое, чтобы могла посмотреть по сторонам и попробовать что-то нехарактерное для себя, но это мои личные пожелания. Расскажите, как вы видите эту тему? Стоит ли выходить за рамки интереса ребенка или лучше оставаться в этом безопасном русле, как сейчас часто советуют в «Меле» и на других образовательных ресурсах. Идти всё время за интересом, даже уйти на домашнее обучение, чтобы не отвлекаться на посторонее вне интересов – это же очень модная тема. Мне кажется, от ответа на этот вопрос зависит и стратегия обучения, и отношение ребенка к самообразованию и образованию в принципе.
Tags: билингвизм, онлайн-проект, стратегии обучения
Subscribe

Posts from This Journal “онлайн-проект” Tag

  • Когда на общение с ребёнком полгода в году

    На курсе «Билингвы-дошкольники» за год побывало много родителей с самыми разными историями. Как правило, на занятия приходят не от скуки, и самая…

  • Читаем "Повести Белкина"

    Уже лето наступило, а я только собралась подводить итоги наших «весенних чтений». Читали мы три «повести Белкина», и с…

  • Главный на Острове

    Всем хорошего дня! Я сегодня пришла не с пустыми руками, у меня с собой новый курс «Главный на Острове». Расскажу, чем будем заниматься,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “онлайн-проект” Tag

  • Когда на общение с ребёнком полгода в году

    На курсе «Билингвы-дошкольники» за год побывало много родителей с самыми разными историями. Как правило, на занятия приходят не от скуки, и самая…

  • Читаем "Повести Белкина"

    Уже лето наступило, а я только собралась подводить итоги наших «весенних чтений». Читали мы три «повести Белкина», и с…

  • Главный на Острове

    Всем хорошего дня! Я сегодня пришла не с пустыми руками, у меня с собой новый курс «Главный на Острове». Расскажу, чем будем заниматься,…