2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

«Тридцать миллионов слов» и что это значит для вас?

Когда-то я читала статьи про «30 million word gap», с острой социальной начинкой и про каких-то других детей. Потом прочитала вышедшую в издательстве МИФ книгу автора огромного проекта Thirty Million Words Initiative, и поняла, что это про меня, и про моих двуязычных учеников, и про всех остальных детей мира.

Если кратко пересказать содержание книги "Тридцать миллионов слов", достаточно будет 1 предложения: «Говорите с детьми как можно больше».

Это книга о том, как речь взрослого влияет на процесс формирования речи ребенка, а заодно определяет его дальнейшую траекторию обучения, скорость мыслительного процесса, способность восприятия новой информации, математические навыки и так далее. Качество и объем речи взрослого напрямую влияет на то, сможет ли ребенок реализовать свой потенциал.

Разговоры с ребенком – базовая потребность и необходимость, и ежедневная богатая речевая среда помогает мозгу ребенка развиваться. Исследования Даны Саскинд начались после того, как она увидела результаты более раннего исследования Харт и Рисли: объем речи, который слышали дети из обеспеченных семей, семей на пособии и рабочих семей. К концу трехлетнего возраста разница составляла 30 миллионов слов!



Следующая группа исследователей пыталась подкорректировать эту ситуацию с помощью программ дошкольной подготовки. Но оказалось, что работа с пятилетками качественно ситуацию не меняет: дети узнали больше новых слов, но это не сказалось на траектории обучения. Качественные изменения стали возможны тогда, когда работать начали с родителями детей до трех лет. И сейчас проект разделился на два разных направления: развивающее (раннее детское развитие) и социальное (помощь в развитии детей семьям с низким уровнем жизни).

Прошла волна «после трех уже поздно», а сейчас Дана Саскинд эту тему здорово реанимировала. Только на этот раз стоит иметь в виду, что почти под каждым ее предложением есть научная база и многолетние исследования, которые продолжаются и до сих пор дополняют и корректируют этот проект. Первые три года – критические для развития ребенка. Тревожным мамам лишний повод для стресса.

Как Дана Саскинд и ее команда предлагают разговаривать с ребенком?
Какие принципы лежат в основе их программ раннего развития?

1. Настройка на ребенка.
Когда-то я писала о замечательной книге логопеда Sally Ward. Она очень хорошо и подробно пишет о настройке, о том, как важно не перетягивать внимание на себя, а говорить о том, на что в данный момент направлено внимание ребенка.

2. Активное общение.
Разговариваем о том, что мы делаем с ребенком в данный момент. Описываем цвета, формы, запахи, вкусы, размеры, звуки,  используем пространственную лексику, проговариваем эмоции. Комментируем то, что делаем, в форме четкой последовательности действий. Активно включаем прилагательные и глаголы.

3. Развитие диалога.
Задаем открытые вопросы, не просто отвечаем на вопрос ребенка и опять молчать, а развиваем дальнейший диалог. Чем продолжительнее будет диалог, тем лучше.

У меня после «Тридцати миллионов слов» осталось много вопросов. Некоторые исследования были мне знакомы, о некоторых читала впервые. У меня остались вопросы по поводу билингвизма: автор, как и многие другие исследователи до нее, пишет о том, что билингвизм прекрасно развивает мозг, но приводит в пример сбалансированный билингвизм. А как же несбалансированный? Как влияет на мозг и формирование нейронных связей ситуация «понимает, но не говорит»? Насколько критично для мозга и дальнейших траекторий обучения выводить второй язык на хороший уровень? Я надеюсь, что впереди нас ждет еще много исследований. И подход Даны Саскинд мне понравился именно тем, что ее команда и сейчас продолжает собирать статистику, работать с учеными и родителями.

Разговаривайте с детьми, разговаривайте больше и качественнее, создавайте вокруг ребенка богатую речевую среду!
Tags: книги, развитие речи, трудности и проблемы
Subscribe

  • До и после сказки

    В этом году у нас прошли очередные « Весенние чтения» . На этот раз мы прочитали три русские волшебные сказки: «Марья Моревна». «Поди туда – не…

  • Древние греки: отправляемся в гости

    Мы закончили еще один месяц наших занятий курса «Путешествие во времени», и в этот раз путешествовали к древним грекам. В основе занятий – рабочая…

  • Как работать в разноуровневой группе?

    Вы учитель. Приходите в класс на урок, а там вас ждет новая группа. Один ребенок полгода назад переехал из России, второй «понимает, но не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments