?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня очередная история с консультации.

Несколько месяцев назад ко мне обратилась мама с таким запросом: «Не получается организовать домашние занятия. Мы учимся заочно в русской школе, нам надо успевать по программе и сдавать все контрольные, поэтому нет возможности работать в спокойном, расслабленном темпе. Надо хорошо выучить и закрепить материал, а у нас то настроение не то, то перекусить, то поиграть. Или же ребенок час сидит над учебником и не понимает, что и зачем делает. Мне кажется, почти всегда во время занятия думает о чем-то другом. Ребенок во 2 классе русской школы, в 3 классе местной школы».

Итак, у нас дано: жесткая программа, за которой надо успевать. Необходимость регулярных занятий. Необходимость хорошего усвоения материала = высокая запоминаемость. И ребенок, который никак не может этому всему обрадоваться.

Что мы решили и что у нас сработало?

Я предложила маме позаимствовать приемы, которые почти всегда используют школьные учители, но почти никогда – мамы на домашних занятиях. Наверняка такой подход нужен далеко не всем детям, но если у вас похожая ситуация, то можете попробовать и взять на заметку.

1. Интервальные повторения
Это самое первое, о чем я говорю мамам, у которых дети на заочном, дистанционном или домашнем обучении. Нам кажется: прочитал учебник в сентябре, значит до конца года мы тему закрыли. Один раз познакомились с темой, все разобрали и даже сделали презентацию, значит через полгода на контрольной проблем не будет.

Каково же удивление родителей, когда этот нарисованный, презентованный и так прекрасно выученный кроговорот воды в природе на контрольной не всплывает в памяти. Ребенок не виноват! И программа тоже не при чем. Просто у детей иные механизмы запоминания информации, им нужны интервальные повторения. Выучили тему – сразу включайте повторение в ваше расписание. Можете 1 урок в неделю полностью отводить на повторение ранее изученного. Не просто берите на заметку «надо бы потом повторить», а записывайте в свой график: «Через месяц, такого-то числа, повторяем круговорот».

2. Промежуточные тесты
Тесты и контрольные – это в школе. А дома редкий родитель сядет писать тест по пройденному за месяц материалу. И именно этот простой шаг поможет качественно улучшить ваши домашние занятия. На таких промежуточных тестах вы поймете, какие темы требуют доработки, что стоит поскорее повторить, к чему подбирать дополнительные материалы.

3. Структура занятия
И вам, и ребенку может быть намного легче, если вы будете придерживаться четкой структуры занятия. Это тоже мы заимствуем в школе. Разминка помогает включиться в учебный процесс, переключиться с каких-то других занятий. Следующим этапом урока вы можете выбрать разбор новой темы или повторение старой. Затем – практика и завершение урока каким-нибудь несложным заданием в игровой форме. Это лучше, чем тот же час одним блоком, на протяжении которого вы только и делаете, что пишете упражнения.

4. Экспериментируйте с временем и местом
Многим детям требуется четкое расписание. Например, в еженедельном расписании в среду вечером у них продолжительное занятие, и это неизбежно. Вот только со временем можно поэкспериментировать. В рамках консультации мы перенесли занятие с утра субботы на вечер пятницы. Нелогичный шаг с точки зрения мамы: утром ребенок чувствует себя более отдохнувшим, в субботу нет других занятий, а в пятницу вечером он устал после рабочей недели. Но на практике оказалось, что в пятницу вечером энтузиазма было намного больше. Ребенок полностью освобождал себе субботу, вполне себе мотивация для хорошего урока! Занятия стали намного эффективнее и активнее благодаря одному этому шагу.

Та же история с местом. Где будет ваш «класс»? В комнате ребенка? В гостиной? В каком-нибудь укромном месте (да, даже если ребенок уже во втором классе)? А может быть выбирать место для занятий, бросая кубик? Пробуйте, экспериментируйте. Иногда неочевидные вещи оказываются очень эффективными.

5. Звонок на урок
Я предложила разделить занятие на несколько блоков по технике «Помодоро». Ставим таймер на 20 минут (25 в оригинале), работаем сосредоточенно и стараемся не отвлекаться, таймер срабатывает, и мы отдыхаем 5 минут. Потом начинается следующуя 20-минутка. Техника «Помодоро» постепенно и очень мягко учит концентрации: у нас есть всего 20 минут на работу, а потом можно будет сходить за соком, поточить карандаши и т.д.

Вот 5 основных моментов, которые касались именно структуры домашнего занятия. Заимствуйте идеи и рассказывайте о своем опыте!
Как вы занимаетесь дома? Как строите урок? Как помогаете настроиться и сосредоточиться?


Recent Posts from This Journal

  • Всё успеть и везде победить

    И еще раз про подростков и русский язык. Сегодня я приглашаю к обсуждению очень непростой темы. Мы опять про подростков, про то, чему учить, на…

  • Гостевой пост: как оживить алфавит

    Сегодня у нас гостевой пост. Анна Завадская показывает фотографии со своих уроков, на которых дети знакомятся с алфавитом, в группе для учителей…

  • Новый онлайн-курс "Другая школа"

    Мы начинаем весенний набор учеников на наши онлайн-курсы, и для начала я решила рассказать о "Другой школе". Иначе получится как с…

Comments

russkij_deti
Mar. 26th, 2017 06:02 am (UTC)
У нас нет программы, потому я могу позволить себе выбирать то, что считаю нужным, или что цепляется другими темами.
Занятия каждый день утром по 20 мин до школы, по часу на выходных, может длиться дольше, когда объемная творческая часть или опыты.
Опыты очень сильно помогают и мотивирует , я их привязываю к чему только могу и к фразеологическим оборотам и к страноведению .
На наделе начинаем с того , что я что-то читаю, так ребенок настраивается что -то сделать. На выходных начинаем с разминки, часто с игры которую он знает. Заканчиваем тоже играми, которые, как я предполагаю, должны понравится. Между блоками занятия что-то подвижное на побегать. Или при работе с текстом устаиваем маленькие сценки-спектакли вместо пересказов, нравится.
Таймером пользуемся в самих играх при неоднократном повторении, чтобы видел свой прогресс , мотивирует.
Пройденное повторяем, но здесь по большей части потому что новые темы как-то уже связаны с пройденным.
Практикую выбор игры , которую хочет ребенок, а также чтобы он мне придумывал задания.
Вчера провела эксперимент, попросила оценить задания, что понравилось , а что нет. Разобрали почему.
Основная головная боль поиск интересных заданий, так как давлением на ребенка не идет.

Edited at 2017-03-26 06:05 am (UTC)

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com