2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

История одной консультации: школьный опыт для дома

Сегодня очередная история с консультации.

Несколько месяцев назад ко мне обратилась мама с таким запросом: «Не получается организовать домашние занятия. Мы учимся заочно в русской школе, нам надо успевать по программе и сдавать все контрольные, поэтому нет возможности работать в спокойном, расслабленном темпе. Надо хорошо выучить и закрепить материал, а у нас то настроение не то, то перекусить, то поиграть. Или же ребенок час сидит над учебником и не понимает, что и зачем делает. Мне кажется, почти всегда во время занятия думает о чем-то другом. Ребенок во 2 классе русской школы, в 3 классе местной школы».

Итак, у нас дано: жесткая программа, за которой надо успевать. Необходимость регулярных занятий. Необходимость хорошего усвоения материала = высокая запоминаемость. И ребенок, который никак не может этому всему обрадоваться.

Что мы решили и что у нас сработало?

Я предложила маме позаимствовать приемы, которые почти всегда используют школьные учители, но почти никогда – мамы на домашних занятиях. Наверняка такой подход нужен далеко не всем детям, но если у вас похожая ситуация, то можете попробовать и взять на заметку.

1. Интервальные повторения
Это самое первое, о чем я говорю мамам, у которых дети на заочном, дистанционном или домашнем обучении. Нам кажется: прочитал учебник в сентябре, значит до конца года мы тему закрыли. Один раз познакомились с темой, все разобрали и даже сделали презентацию, значит через полгода на контрольной проблем не будет.

Каково же удивление родителей, когда этот нарисованный, презентованный и так прекрасно выученный кроговорот воды в природе на контрольной не всплывает в памяти. Ребенок не виноват! И программа тоже не при чем. Просто у детей иные механизмы запоминания информации, им нужны интервальные повторения. Выучили тему – сразу включайте повторение в ваше расписание. Можете 1 урок в неделю полностью отводить на повторение ранее изученного. Не просто берите на заметку «надо бы потом повторить», а записывайте в свой график: «Через месяц, такого-то числа, повторяем круговорот».

2. Промежуточные тесты
Тесты и контрольные – это в школе. А дома редкий родитель сядет писать тест по пройденному за месяц материалу. И именно этот простой шаг поможет качественно улучшить ваши домашние занятия. На таких промежуточных тестах вы поймете, какие темы требуют доработки, что стоит поскорее повторить, к чему подбирать дополнительные материалы.

3. Структура занятия
И вам, и ребенку может быть намного легче, если вы будете придерживаться четкой структуры занятия. Это тоже мы заимствуем в школе. Разминка помогает включиться в учебный процесс, переключиться с каких-то других занятий. Следующим этапом урока вы можете выбрать разбор новой темы или повторение старой. Затем – практика и завершение урока каким-нибудь несложным заданием в игровой форме. Это лучше, чем тот же час одним блоком, на протяжении которого вы только и делаете, что пишете упражнения.

4. Экспериментируйте с временем и местом
Многим детям требуется четкое расписание. Например, в еженедельном расписании в среду вечером у них продолжительное занятие, и это неизбежно. Вот только со временем можно поэкспериментировать. В рамках консультации мы перенесли занятие с утра субботы на вечер пятницы. Нелогичный шаг с точки зрения мамы: утром ребенок чувствует себя более отдохнувшим, в субботу нет других занятий, а в пятницу вечером он устал после рабочей недели. Но на практике оказалось, что в пятницу вечером энтузиазма было намного больше. Ребенок полностью освобождал себе субботу, вполне себе мотивация для хорошего урока! Занятия стали намного эффективнее и активнее благодаря одному этому шагу.

Та же история с местом. Где будет ваш «класс»? В комнате ребенка? В гостиной? В каком-нибудь укромном месте (да, даже если ребенок уже во втором классе)? А может быть выбирать место для занятий, бросая кубик? Пробуйте, экспериментируйте. Иногда неочевидные вещи оказываются очень эффективными.

5. Звонок на урок
Я предложила разделить занятие на несколько блоков по технике «Помодоро». Ставим таймер на 20 минут (25 в оригинале), работаем сосредоточенно и стараемся не отвлекаться, таймер срабатывает, и мы отдыхаем 5 минут. Потом начинается следующуя 20-минутка. Техника «Помодоро» постепенно и очень мягко учит концентрации: у нас есть всего 20 минут на работу, а потом можно будет сходить за соком, поточить карандаши и т.д.

Вот 5 основных моментов, которые касались именно структуры домашнего занятия. Заимствуйте идеи и рассказывайте о своем опыте!
Как вы занимаетесь дома? Как строите урок? Как помогаете настроиться и сосредоточиться?


Tags: консультации, русский язык дома
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Путешествие в Древнюю Русь и Средневековье

    Совсем скоро в магазине появится последняя рабочая тетрадь серии “Путешествия во времени”. Мы вернёмся в современность, которая станет финишем для…

  • До и после сказки

    В этом году у нас прошли очередные « Весенние чтения» . На этот раз мы прочитали три русские волшебные сказки: «Марья Моревна». «Поди туда – не…

  • "Без паники": про развитие речи

    С Евгенией Ершовой я знакома очень давно, читала её блог ещё около 10 лет назад. Логопед, дефектолог, а заодно рукодельница, создающая множество…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments