?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если вы планируете изучать историю России со школьниками, то уже знаете, что подходящие пособия для детей, которые учат язык вне России, найти непросто. Мы можем брать детские энциклопедии, учебники для русской школы,  дополнять это все страноведческими материалами РКИ, документальными фильмами, статьями и самодельными упражнениями) В итоге у всех получаются свои собственные программы. Сегодня я покажу пособие «Имена России» Надежды Фосс, которое успешно можно встроить в свои занятия.


Это пособие написано по следам телепроекта «Имя России», в котором выбирали самых значимых людей в истории страны. Оно расскажет детям, которые живут и учат русский язык за границей, о том, кто же эти 12 лидеров проекта.
Общий рейтинг тогда выглядел следующим образом:




Т.е. у нас точно будет несколько героев, о которых рассказать не так-то легко. В первой части книги речь пойдет о Невском, Грозном, Петре Первом и Екатерине Второй. Во второй части – о Суворове, Пушкине, Александре Втором и Достоевском. В третьей – Менделеев, Столыпин, Ленин и Сталин.
Что внутри?

Предтекстовые задания на лексику, пополнение словарного запаса. Дальше идет биография и, несмотря на то, что тексты здесь очень непростые, предтекстовые задания помогают с ними справиться.


Следующий шаг – «Личность героя». Это неадаптированные тексты, которые стоит читать вместе со взрослым. Например, у Невского – отрывок «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», у Александра Второго – воспоминания князя Кропоткина.

Мне понравились нейтральные биографии, без великодержавной риторики и обличения зла. И особенно понравился выбор текстов для характеристики "личности героя". Например, я не знаю, что можно выбрать лучше для «Личности Ленина», чем отрывок из очерка Горького про то, каким тот был гениальным оратором. Это действительно про личность и при этом безоценочно по отношению к тому, что этот оратор совершил и как он это делал. Т.е. автор предоставляет нам возможность о причинах, следствиях, последствиях и оценках разговаривать дома, не вмешивается в этот сложный процесс, но задает основу для разговора.



После этого сложного текста идут высказывания героя (цитаты) и несколько эпизодов из жизни. А затем – послетектовая работа, упражнения на грамматику, повторение и развитие речи. В конце учебника – итоговые задания на повторение.



Мне пособие понравилось, но его надо брать, конечно, в контексте исторического курса. Имена именами, но без культурно-исторического бэкграунда 3D-картинки не получится.

Это не бумажная книжка, а диск, на котором пдф-файл. В России найти тяжело, а за границей в магазинах, которые продают учебники по РКИ и русские книжки, обычно есть. Возраст – начиная с 10-12 лет.

А теперь вопрос для тех, кто дочитал до конца.
Вы изучаете с детьми историю? По каким пособиям?
На страничке «Онлайн-проектов» в ФБ я время от времени показываю книжки из своей коллекции.

Recent Posts from This Journal

  • Школьник начал ошибаться

    У ребенка-школьника вдруг «поплыла» грамматика. Вроде бы все было нормально, но потом он начал ошибаться - в окончаниях, согласованиях…

  • Классическая поэзия: главное и второстепенное

    В прошлом месяце я рассказывала о нашей программе литературного чтения, показала основные направления работы на примере моей части пособий.…

  • Подготовишки: за год до школы

    С сентября в начальной школе для билингвов будет работать группа подготовишек для тех, кто планирует пойти в первый класс через год. Раньше такой…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
fistik2104
Feb. 22nd, 2017 12:45 am (UTC)
Может быть, это действительно подходящее пособие для иностранцев, "изучающих русский язык за границей". Хотя даже и для них очень тоскливо. Текст, по-моему, ужасный, язык, состоящий из одних тяжеловесных штампов: повел Россию по пути глубоких преобразований в экономике, вел энергичную внешнюю политику. Это текст для детей? Живущих вне России? Сейчас, к счастью, издается множество прекрасных книг по истории - в том числе, интерактивных, с играми и заданиями. Издательство "Пешком в историю",интерактивные книги издательства Лабиринт, много переводных энциклопедий хорошего качества, где много хороших иллюстраций и хоть какая-то попытка сделана изложить информацию увлекательно и доступным детям языком. Мы с детьми изучаем историю с 6\8 лет, поэтому всегда ищу книги, подходящие им по возрасту. По-английски такие книги всегда легко находятся - причем на любую тему. Но и по-русски можно что-то найти, в крайнем случае, адаптировать текст, опираясь на иллюстрации.
2lingual
Feb. 22nd, 2017 01:59 am (UTC)
Поэтому я написала, что это пособие можно включить в комплекс ваших материалов. В комплекс, в котором будут и энциклопедии, и фильмы, и настолки. Знаете, чем оно мне нравится? Это работа с огромным объемом неадаптированных текстов, написанных научным стилем речи, который большинство детей за границей вообще не понимает. А мне хочется, чтобы понимали. Чтобы научный стиль был сложен, но все равно понятен. И без таких пособий, на одних интерактивах, научный стиль не возьмешь. Вы давно читаете мой блог и знаете, что я всегда за интересное и увлекательное, но здесь другая задача. Несмотря на то, что пешком в историю - одно из самых любимых издательств-)
asakura_sama
Feb. 22nd, 2017 07:43 am (UTC)
Это хорошее пособие по казенному языку, общественно- политическим штампам, которые попадутся на экзаменах на высоких уровнях, в справочниках и новостных передачах.
У нас на подфаке такие делали преподаватели для студентов.
Проигнорировать этот кондовый язык в текстах не получается, ребенок на третьей минуте чтения уплывает - я попробовала готовиться к аттестации по истории России за 4 класс, там есть такая тема: героиРоссии от древней Руси до современности, по портретам узнать кто, когда и что сделал.
Это тот же " Крокодил", только в истории, а не природоведении)))


asakura_sama
Feb. 22nd, 2017 08:02 am (UTC)
И да, историю надо учить до того, как читать это пособие. А оно- для трудных слов, пересказов, это работа с исторической и политической лексикой. У нас на первом курсе универа был такой блок: общественно- политическая лексика. У нас это были мерзкие статейки из газет типа " Правда". Про то как где- то состоялись переговоры у кого- то с кем- то, кто- то сделал заявление о том- то...
Там клеймили и жгли напалмом... тут тоже : посмотрите сколько вариантов сочетаний со словом " политика"))) , в то же время, эта бодяга завернута в приятный исторический фантик, картинку, героическую личность. Уже не так больно, и в принципе очень полезно.

У Улицкой есть серия книг, примерно такого познавательного уровня. В книге про Язык и языкознание блаблабла со всякими вставками- справками приводит читателя к .. книгам Гаспарова. Прямой отсылкой. Вспахали почву, собрали понятия, сформировали рамочки тематические- и идите читать умную книгу. Хочется апплодировать автору проекта. Как она ловко! Сналету взяться за умную книгу не получится. А с такой артподготовкой уже нестрашно.
Вот после всех мультимедийных танцев нам надо 1- вывести ребенка на грамотную письменную и устную речь, как- то заставить пересказывать и говорить на эту тему без мычания. 2- подвести к чтению довольно скучно оформленной литературы научного и общественро- политического характера, взрослой. Иначе все , что раньше читали- смотрели так и останется мультиком.

Edited at 2017-02-22 08:12 am (UTC)
asakura_sama
Feb. 22nd, 2017 08:22 am (UTC)
Я вчера послушала " конференцию", организованную якобы преподавателями испанского.
Выступал гениальный голландец по фамилии Аа, который " знает десять языков".
Я чуть в ванне не утонула от хохота, когда он с серьезным видом принялся доказывать " почему надо начинать учить языки с испанского", если мы хотим взять за год пять иностранных языков.
Он говорил на таком примитивном, грубом, ленивом и неумном русском, с такими дебильными ошибками в падежах, что так и хочется пойти у него поучиться. Но так самоуверенно! Он так искренне верит, что произнося чистые звуки, он говорит по- русски.
Ни одного " умного" слова, даже международного. Только разговорные. Повторяющиеся , схематичные конструкции. И это не язык презентации, не яык преподавателя или инструктора. Хотя, звучит вполне понятно. Ну, болтает человек. Но ничего умного сказать не смог. Еще и причмокивал как вампир))) кто пойдет у такого умника учиться? Куда он приспособит свой русский? Голову девушкам морочить- и все. А человек пытается продать свои услуги как преподаватель- новатор.
2lingual
Feb. 22nd, 2017 10:17 am (UTC)
"Вот после всех мультимедийных танцев нам надо 1- вывести ребенка на грамотную письменную и устную речь, как- то заставить пересказывать и говорить на эту тему без мычания. 2- подвести к чтению довольно скучно оформленной литературы научного и общественро- политического характера, взрослой. Иначе все , что раньше читали- смотрели так и останется мультиком".

Я тоже об этом думаю. Какой может быть алгоритм?
Вот такие пособия в качестве тренировки будут (+ страноведческие рки для высоких уровней, да). Постепенное усложнение энциклопедий, постепенное усложнение документальных фильмов. Что с письмом делать я не знаю. Очень много разговаривать и задавать вопросы, пробовать решать исторические задачи, рассматривать подвиги и "подвиги" через критическое мышление - это для речи.
Как вы планируете работать?
asakura_sama
Feb. 22nd, 2017 10:41 am (UTC)
Вопрос, конечно, интереесный)))
Из- за того, что время у нас дико ограничено, еще и японская школа чудит, как может, я бы хотела какой- то " проектной" деятельности. Взять проект на месяцев 8, не три.
Это не Вам камешек, это опыт говорит.
Потому что все рывками, наскоками, раз в неделю случается.
Я сейчас осваиваю one note, туда можно подтянуть разные источники в тему, спланировать занятие. Вот , была у нас аттестация . Месяца два на историю России. Очень кстати были эти имена. Но мамадорогая, каждая глава- это чуть не месяц занятий! Если по "развнеделю".
Поэтому, только пролистать. Поклеили портреты на линии времени. Прекрасно... а толку ...
Самое смешное, что в следующем году предполагается школой история древнего мира, и уйдут наши имена... а древний мир нужнее, потому что и в японской школе они подтянут его, но в шестом классе. Поэтому не хочу я ни шумеров, ни месопотамий. Конфликт у нас.
В 11-12 лет я бы брала книги типа " рассказы о петре первом", о Суворове, читала бы " Бородино" и ... потом на два года это все рухнет в пропасть, потому что будет сплошной древний мир, египты и китай. Нужны битвы, " умная политика", рабство и пытки, объединение земель, возникновение единовластия... тогда, " имена" откладываются на 13-14 лет . Ближе к экзаменам, к средневековью и новому времени. Или рвать его на периоды, и регулярно возвращаться, когда пришло время поговорить об эпохе. Удержать бы в памяти.

Посмотрите, к 16 годам какого уровня вопросы ставятся. Это к тому" каким письмо должно быть"https://drive.google.com/open?id=0B5oy9WqT4n1GQlFyRGhrQ0xIWmc
У меня где- то пятый класс был, там более - менее так же поставлены вопросы.
Объясни- докажи.
Причина- следствие
В айби экзамене по русскому это тоже присутствует.
Я думаю, что когда распинаемся с древним миром, придут заветные 14 лет, и вот там это пособие послужит для всякого убедительного письма и вдумчивого чтения.
Если бы я не была привязана к аттестациям, и было бы свободным планирование , да еще не шесть тренировок в неделю, то взяла бы проект " история России" на год, с книгами- фильмами, роликами ютьюба, беседами и " письменными практиками". Потому что вся эта чудесная лексика появится в основной школе годам к12-13. Будут ли они учиться по японской школе - когда идет история по периодам параллельно во всех концах света, или будут ли они скакать от рыцарей к битве в Арденнах, как в международной школе, или уткнутся в европейские войны, как в Го... неважно. Язык весь пригодится.

Edited at 2017-02-22 11:02 am (UTC)
asakura_sama
Feb. 22nd, 2017 11:13 am (UTC)
Мне самой ужасно лениво разрабатывать вопросы с обязательными " сравни, обоснуй, бъясни, прокомментируй "., пробовать, переделывать, переписывать.
Удобнее в принципе тетрадки типа таких


Под них подбирать материалы, строить планы. Так как это будет конечной целью.
У меня второй год лежат шаблоны так называемых "language design collaborative"- заданий на анализ прочитанного тем языком, который захотят видеть в экзаменах- тестах.
Поскольку я не вижу пока , куда мне весь этот " обоснуй" девать, они просто лежат.
Я сделала пробный урок, получила похвалу и ушла. Ну некогда. И даже скорее, не видно, куда это приспособить пока. Вот сейчас был первый опыт, первая сложная и многогранная аттестация. Много было сделано не так, неудобно, неправильно. Ясно, что просто прочитать " как книгу" материал не получается. Чтотнадо и читать, и писать. И в тетрадях, и свободно. И схемы рисовать. И писать от слова к тексту. Не проскакивая ступеней. Этим мне понравились разработки Н. Фосс, и География от Златоуста. Но без школьного плана не выстраивается " курс", я не знаю как можно по- другому. Глаза разбегаются. Часто детка плюется и говорит:" я знаю, отстань" на упражнение, но свободно сказать или написать- слабо, все это " знаю" очень условно.
Более того, расписав и разукрасив курс Плешакова, разобрав и Золотую Орду, и открытие Америк, и освоение русского севера, и Птра Первого я радостно спросила: детка, история- это так увлекательно, тебе интересно?! На что детка хмуро пробубнила: нет, мне будущее интересно!



Edited at 2017-02-22 12:18 pm (UTC)
asakura_sama
Feb. 22nd, 2017 12:20 pm (UTC)
А мне интересны Кирилл и Мефодий, так что раз- два, села писать. Ну, или подставить что- то из очень ценной книги...
asakura_sama
Feb. 22nd, 2017 01:21 pm (UTC)
А у меня только- только интерес разогрелся: к пособию этому подтянулись :
И книга Яна" Александр Невский"- аудиокнига, на разные голоса
И " На поле Куликовом " Тихомирова
И " к Последнему морю" Яна
И "рассказы о Петре Первом " Алексеева
И его же " Рассказы из Русской истории"- это те фоновые истории, которые дадут ощущения знакомства с картинами, образами из фильмов, пособиями типа обсуждаемого тут. Это все имеет смысл здесь и сейчас. Хочу год не торопясь читать- разговаривать- рассматривать- заучивать и писать. То есть, мне эта " история" нужна на два года, а не два месяца.
Просто прочитать учебник или сделать упражнения по тетради не оставляют культурного следа в голове детки. И не присвоит она слова эти сложные, и забудет кого как звали.



Edited at 2017-02-22 01:22 pm (UTC)
asakura_sama
Feb. 23rd, 2017 07:13 am (UTC)
Вот пятый класс
https://drive.google.com/open?id=0B5oy9WqT4n1GVF93bW5DOW5ZZEk

Мне интеесно : как построены тексты, задания к ним
asakura_sama
Feb. 22nd, 2017 01:50 pm (UTC)
Дарья, а Вас такое задание не смущает?
Прилагательные в рамочке поставлены в мужском роде, я сама слегка застопорилась на слове " черный"
Кто там, речка у нас черный, да?
У меня есть сервиз бабушкин" черная речка",словосочетание знакомо, а так детка будет тупить и вопить на элементарном. А .. зачем?

2lingual
Feb. 22nd, 2017 09:33 pm (UTC)
Это вы просто по нашим учебникам не учились, оно все такое в рамках - в мужском роде и в инфинитиве. Черная речка есть в самом тексте, в самом конце, так что норм, проблем быть не должно.
Я еще вспомнила, что там для Сталина была выбрана речь Черчилля к его якобы 80-летию. При том, что она считается мистификацией. Можно поговорить и о том, что такое мистификация, и о том, зачем она, и о том, почему автор учебника не упомянул этот важный (важный же?) факт (развиваем критическое мышление!)

Я вчера посмотрела "Воскресное время" на Первом канале, это воскресный выпуск новостей, большой такой. Сколько там штампов! Вотэтовсе "пошел по пути глубоких преобразований" умножить на десять. Под впечатлением.
asakura_sama
Feb. 23rd, 2017 06:00 am (UTC)
Я не знала, что такая форма принята в учебниках. Спасибо.

Согласна, что это язык новостей, статей- он обязательно всплывет на письменном экзамене, и вообще ориентироваться полезно. Но это не " десять лет".
По крайней мере, наши десять.
И этот курс какой- то отдельный, невстраиваемый. Он сам по себе, к нему нужен хорошо соображающий преподаватель, чтобы внести эти маленькие настройки.
Думаю: куда его приспособить.

Со старшей нашей в ее 15 лет была попытка " позаниматься историей" в русской школе в Дельфте. Там собрались трое или четверо таких " больших" детей, которым раз в неделю хотелось и моглось поговорить и чему- то поучиться на русском. Вот они выбрали историю.
Курс заглох, потому что с одной стороны у детей не хватало уже. языка , с другой у преподавателя не было подходящей идеи.




Edited at 2017-02-23 06:00 am (UTC)
guttalapidem
Mar. 9th, 2017 08:59 am (UTC)

Спасибо за информацию! Как хорошо, что наткнулась на ваш блог. Очень актуально для нас :)

( 15 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com