?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня у нас гостевой пост от Елены Рудь, руководителя и преподавателя русской школы «Планета знаний» в Барселоне. Про чтение русской литературы, про то, какими инструментами мы создаем на уроке ту особенную атмосферу, которая помогает ребенку понять и принять мир художественного произведения, почувствовать себя участником происходящих событий. Ученики Елены всю неделю ждут ее уроков, и в посте вы можете почитать о том, как ей удалось так увлечь их литературой. Для меня такая работа – магия и волшебство, которое создает миры безо всяких дверей в платяных шкафах.

О школе в 5 предложениях
В Барселоне мы новенькие, работаем с 2014 года, т.е. 3 учебных года. Начинали с 15 человек, сейчас у нас больше 80 учеников. В основном – из смешанных семей, в которых папа, как правило, испанец, а мама русская. Мы стараемся придерживаться программы русской школы, берем ее за основу своей собственной программы, а потом дополняем огромным количеством материалов. И еще один важный момент: у наших учеников очень мало свободного времени, поэтому они не могут уделять много внимания русскому языку.

Литература для билингва
Когда мы работали первый год, мы провели среди детей такой опрос: почему вы ходите в русскую школу, нравится ли вам тут. И очень многие сказали, что они ходят только из-за творчества. Маленьким, например, нравится лепить, что-то мастерить. Другие сказали, что им нравится окружающий мир, но никто не сказал, что им нравится русский язык и литература. Чтение – это совершенно неинтересный для них предмет! И тогда нам захотелось так выстроить урок, подобрать методы и приемы, чтобы детей заинтересовать.

Мы не брали литературу учебную, взяли хрестоматию: там нет построения уроков, только голые тексты. Добавили один урок внеклассного чтения, помимо обычной литературы, и предложили такие произведения русских авторов, которые могли быть близки детям. Мы взяли с ними «Чучело», и произведение очень понравилось, дети ждали этого урока каждую неделю. Они читали, просматривали отрывки из фильма, анализировали поступки главного героя и главной героини. В жизни у детей случалось что-то аналогичное, и они вспоминали это, обдумывали, приходили к каким-то выводам. Детям было интересно! И через это произведение мы смогли завлечь чтением. Потом был «Кортик» Рыбакова, и вот в этом году ученики стали просить именно уроки литературы: «А будет ли у нас чтение, которое было в прошлом году?»

Создаём для ребенка мир художественного произведения
Какие у нас были инструменты и методы?

1. Мы стараемся рассказать интересно об авторе, обратить внимание на какие-то моменты биографии, которые связаны с нашим произведением. У нас есть виртуальные экскурсии по музеям каждого писателя или поэта, мы показываем презентации. Пример презентации можете посмотреть здесь. В прошлом году у нас было стихотворение Некрасова, а в этом году детям его имя показалось незнакомым. Но когда я начала рассказывать биографию, они всё вспомнили и продолжили за меня. Это было очень приятно.


2. Устраиваем викторины и конкурсы.

3. Нам очень помогает театрализация. У малышей есть кукольный театр. Старшеклассники готовят и показывают  спектакли для малышей.

4. Мы сравниваем текст произведения и фильм, который дети смотрят параллельно с чтением или уже после прочтения. Дети ищут отличия: что было не так, что добавлено режиссером.

5. Даём историческую справку. Например, перед чтением «Бородино» мы весь урок говорило о Лермонтове, о Бородинской битве, потому что на истории эта тема будет через 2-3 года. Но необходимо было провести детей через этот эпизод истории, иначе произведение можно просто не читать. На уроке, помимо рассказов учителя, была презентация, отрывки из документальных фильмов. И теперь я думаю, что дети готовы к этому произведению. Впереди большая словарная работа, потому что многие слова им совершенно незнакомы, но это уже следующий этап.

6. На уроках литературы очень важны картинки, образы, наглядность. Это касается каждого этапа, начиная с биографии и заканчивая работой с текстом (картинки на незнакомые слова с последующими проверочными работами, на которых детям надо, например, соединить картинку и слово).


Почему у нас все книжки в заметках
Герой должен стать понятным, почти что близким человеком. С этой задачей хорошо справляется характеристика героев. У всех учеников на столе есть бумага для заметок, листочки с клейким краем, и во время чтения они отмечают на этих листочках ту строку, где идет какая-нибудь характеристика главного героя. Листочки вклеивают в книжку, а дома выписывают все в тетрадь. Получается, что в тетради на каждого героя складывается полная характеристика: внешность, характер. В процессе чтения вся книжка в таких листочках.

Что еще выписывают дети? Незнакомые слова. Когда ребенок встречает незнакомое слово, он может выписать его, а потом спросить у своих одноклкассников. Если есть дети, которые понимают значение, они могут его объяснить. Если слово непонятно никому, то на помощь приходит учитель.
Отдельно я готовлю презентацию только по словарым словам. Ищу картинки, иллюстрации, потому что слово надо не просто объяснить, но и показать, если возможно. Вся лексика с урока есть на сайте в домашнем задании, чтобы родители могли видеть, что мы делали на уроке, чем мы занимаемся, что проходим.


Литература – это не только уроки
С детьми помладше мы проходим Чуковского, Барто. Там мы знакомимся только с произведениями. Это другой уровень, на котором мы, конечно, играем. Даже творческие уроки связаны с литературой: например, дети мастерили кораблики после чтения Бродского.

В прошлом году был юбилей Барто, мы провели по всей школе «День Барто». В фойе был сделан большой стенд по творчеству Барто с иллюстрациями. Дети проводили с учителями мини-экскурсию по коридору, где можно было познакомиться с творчеством поэтессы. Читали стихотворения родителям. Театральная группа сделала мини-сцену по стихотворению. Также у нас был «День Чуковского», уроки, посвященные 120-летию со дня рождения В.Катаева. А еще провели «День Мурзилки» к 90-летию журнала: читали, листали, ребусы разгадывали.


Как увлечь детей чтением? Я не знаю, что из рассказанного мной увлекает и мотивирует больше всего. Наверное, все в комплексе. Вдумчивое чтение, после которого ребенок видит свой прогресс, конкурсы с призами и подарками, тематические дни к юбилеям писателей и поэтов – это все помогло нам создать такие уроки литературы, которых дети ждут всю неделю. И я уверена, что при правильной подготовке дети могут читать даже сложные произведения без адаптации и сокращений. По крайней мере, к этому надо стремиться.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
asakura_sama
Feb. 15th, 2017 09:05 am (UTC)
Мы себе такую доску с писателями и отрывками - рассказами или стихами делали, когда готовилась детка к аттестации по чтению.
Потому что иначе все улетучивается.
Писателей порезали, подписали. Подобрали отрывки, характерные слова- выражения, иллюстрации

И теперь у Вас в курсе с поэтами тоже этот прием. Смотрит со стены поэт укоризненным взглядом и спрашивает: ты меня помнишь?
Детка - шмыг! мимо, а он не отпускает...следит.
Забавно, что остается. Тредиаковский-" ужасно в ухе!", Ломоносов:" памятник чудесный, вечный", Маяковский:" грабь- гроб", и " упала лошадь", Лермонотов: " одиночество", Пушкин-" мороз и няня", Блок-" фонарь с аптекой"...
С писателями похожая ситуация, но там вспоминаются герои, ситуации. Сюжеты все путаются.
Нужно какое- то немыслимое количество столкновений с цитатой, чтобы она запомнилась.

Детка: их много- я одна, всех не перевешаешь! И заходит в комнату только по ночам, когда не видно кто там на стене...

akkua
Feb. 15th, 2017 09:30 am (UTC)
Интересно, а как у них проходят уроки? Сколько раз в неделю и по сколько часов? Это же такой огромный объём информации! Я так поняла у них разные предметы еще: окружающий мир, история, литература... Или это все в рамках одного урока?
akkua
Feb. 15th, 2017 09:33 am (UTC)
ААААА! Уже нашла все ответы по ссылке! Спасибо
asakura_sama
Feb. 15th, 2017 10:19 am (UTC)
Какая презентация по Катаеву!!!!

Я все время слышу ото всех буквально, от русских, японцев и голландцев: надо много читать. Больше, еще больше, словарный запас. Сто сорок книг- соревнование...королева чтения...

НЕТ
Надо качественно читать. Пусть это будет одна книга, но разобрана, присвоена, понята. Осмысленна.

Edited at 2017-02-15 10:19 am (UTC)
fistik2104
Feb. 15th, 2017 07:24 pm (UTC)
Люди по-разному читают же. Кому-то надо в каждом слове покопаться, а кому-то нет. У меня дочка глотает книги - никогда не спрашивает ничего, писателей не запоминает, сколько я ее ни пыталась приучить, что надо хотя бы поинтересоваться, кто что написал. При этом русский у нее почти как у российских детей и я считаю, что в основном именно чтение сыграло свою роль. Другое дело, что если уровень языка не позволяет увлечься книжкой - тогда конечно либо разбор (если ребенок не теряет интерес от этого), либо искать что-то по уровню.
kinoprogulka
Feb. 15th, 2017 01:21 pm (UTC)
Очень интересно было прочитать Ваш пост, Елена. Удивительно, что Вы решили провести опрос среди детей и даже изменили подход к уроку после этого. По-моему, это очень храбрый поступок. Обычно учителя говорят о методике только с родителями.

Скажите, пожалуйста, сколько лет детям, которые читали "Чучело" и "Кортик"? Получается ли прочитать всю книгу за время работы над ней или только основную часть?
planetaznaniy
Apr. 26th, 2017 07:17 am (UTC)
"Чучело" и "Кортик" читали ребята 5 класса, которым по 11-12 лет. Знакомство с данными произведениями заняло больше месяца, если учитывать,что занятия проходят всего раз в неделю.
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com