2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

Как организовать кружок русского языка?

У нас сегодня гостевой пост на очень интересную тему! О том, как организовать для своих детей кружок русского языка. Как проводить классные интерактивные спектакли-квесты, если все участники живут далеко друг от друга и не могут встречаться на репетиции. Как проводить с пользой время подготовки к спектаклю. Все, от концепции до пошаговой инструкции!
Я знаю очень мало существующих больше года кружков русского языка, которые организовывают сами родители для своих и окружающих детей.

Почему так происходит? Почему почти каждое начинание заканчивается ничем?
1. Работа с детьми и другими родителями отнимает много времени и сил. Донорство сил на регулярной основе не каждому дается легко.
2. Обычно кружок начинается с хорошей идеи. Когда она реализована, приходит время второй идеи. А вот последующие есть уже не всегда.
3. Общее дело на волонтерских началах может развалиться из-за того, что рано или поздно кто-то из взрослых начинает считать, кто сколько делает для этого общего дела и приходит к мнению, что вклад неравноценен. Проблемы с менеджментом, плюс невыполненные обещания, забытые дедлайны, «ну это же всего лишь кружок, зачем так серьезно реагировать». Один человек еще продолжает какое-то время тянуть всю компанию за собой, но потом и он устает.
4. Каждый работает для своего ребенка. Выбирает то, что ему интересно. Интересы остальных в группе отходят на второй план.
5. Непонятно, какую концепцию выбрать для занятий, копировать школьный подход здесь сложно и ненужно. Тем более почти всегда речь идет о разновозрастной и разноуровневой компании.

Поэтому меня всегда интересуют истории успешных проектов. Как у них это получилось, что помогает держаться на плаву? Сегодня у нас гостевой пост, для которого я несколько месяцев подыскивала автора. Читайте, комментируйте, задавайте вопросы, рассказывайте о своем опыте! И если вы тоже планируете организовать для своих детей подобный бесплатный проект, перенимайте опыт.

"Добрый день!
Меня зовут Лариса, и я являюсь организатором нашего кружка русского языка для детей-билингов во Франции (Нормандия).
В этом посте я постараюсь рассказать о том, как все устроено и работает.

Наш кружок начал действовать в сентябре 2015 года, но сама форма проведения занятий в виде костюмированных интерактивных спектаклей сложилась весной 2016 г. Почему интерактивный спектакль? Потому что прежде всего в таком виде получилось обединить детей разного возраста и с разным уровнем языка. И потому что яркие красочные спектакли остаются в памяти детей, и они с удовольствием ждут продолжения.
В качестве тем спектаклей мы выбираем праздники ( Новый Год, масленица) или темы, интересные нашим детям: Робин Гуд, Дрeвний Египет, викинги и т.д.
Также хочется отметить, что наш кружок бесплатный и действует благодаря усилиям мам, которые в равной степени участвуют в подготовке и проведении занятий. То есть речь идет о совместном творчестве, и это очень важный момент. Так как чем больше взрослых будет участвовать в проекте, тем больше у детей будет возможностей общаться с разными носителями родного языка. Потому инициатива и участие взрослых приветствуется. Кроме того участие родителей носит и психологический характер, создается атмосфера всеобщей заинтересованности, русский язык уже не воспринимается как язык занятий, это язык общения для всех. Основная цель занятий - это не научить детей русскому языку (понятно, что при регулярности раз в месяц это невозможно) , а стимулировать и поддерживать язык у детей, создавать интерес и показать детям, что на русском языке можно интересно и весело провести время. Кружок - это подпитка, толчок , позволяющий и родителям двигаться дальше и находить новые темы для общения.

Несколько слов о детях: в занятии принимает участие 5 - 7 детей в возрасте от 6 до 10 лет. У нас одно единственное непреложное правило: все говорят по-русски. Уровень русского у детей разный, как и возраст, потому в ходе занятий предусмотрены задания разной сложности и направленности. Кроме того, родители, заранее зная о теме и ходе занятия, по своему усмотрению могут подготовить детей по определенным пунктам.

Итак, как всё происходит.

За 3-4 недели до планируемого занятия всем участникам кружка обьявляется тема нового спектакля и высылается план-сценарий. Поскольку мы все живем далеко друг от друга, и у нас не получается встречаться и репетировать, сценарий состоит из блоков-действий, одна мама отвечает за один блок, готовит к нему реквизит и проводит во время занятия.

Сценарий пишу я, его же и рассылаю и периодически напоминаю, спрашиваю, что готово. Во время спектакля стараюсь приходить на помощь, если что-то забыто.

После рассылки сценария мы обмениваемся информацией (мейлы, телефон), уточняем и дополняем сценарий, готовим детей по данной теме. Cтепень подготовки детей к занятию определяется родителем. Сценарий помогает определить в каком направлении готовить ребёнка. Конечно, ход и сюжет самого спектакля держится от детей в секрете, но они могут активно поучаствовать в подготовке, помогая готовить реквизит и костюмы. Мамы вместе с детьми могут почитать книги по теме, посмотреть фильмы и т. д. Например, я готовлю свои декорации вместе с сыном, мы рисуем, клеим, шьём, проводим опыты и много беседуем. Такие совместные дела дают много возможностей для обсуждения с ребенком разных вопросов. Иногда в блоге я размещаю фрагменты моих с сыном занятий. К моменту занятия дети знают, какой теме оно будет посвящено и обладают необходимыми знаниями, чтобы справиться с заданиями.

Потому наши занятия следует рассматривать как итоговые, где дети могут показать свои знания, но не просто повторив то, что они знают, а в контексте спектакля. Кроме того, мы создаем такие ситуации во время спектакля, где надо проявить находчивость, смекалку и сообразительность. Иногда проведение каких-то заданий поручается самим детям. У нас есть задания, для которых нужно побегать (у нас больше мальчиков) и что-то нарисовать и что-то смастерить или придумать. И всегда, как и в каждом нормальном спектакле-экшене , есть интрига или приключение: надо куда-то отправиться, что-то найти или кого-то победить. Не всегда действие разворачивается как предусмотрено в сценарии, нам часто приходится импровизировать. Но это тоже является частью игры.

Занятие длится около 2 часов, затем все обедают, и у детей есть свободное время поиграть в свои игры.
Собираемся мы либо у кого-то дома (в основном зимой) или в городском парке/лесу.
После занятия, на сайте появляется отчет о его проведении. Перейдя по этой ссылке вы можете просмотреть наши отчёты.

Концепция спектаклей со временем меняется, и все спектакли чем-то отличаются друг от друга. Дети растут, взрослые тоже, открываются новые возможности и поводы для экпериментов".


















Спасибо большое Ларисе за рассказ! А я подведу итоги.
1. Формат интерактивных спектаклей-квестов очень подходит разноуровневой и разновозрастной группе. Это практически беспроигрышный вариант.
2. Игра разбита на блоки, на каждый из них назначается ответственный. Это помогает всем принимать посильное участие в подготовке и освобождает от необходимых репетиций.
3. Четкая пошаговая организация процесса! Все знают, на каком этапе находятся и что будет дальше.
4. Интересы детей. Выбираем актуальные сейчас темы.
5. Время подготовки используется с пользой: учимся, читаем, обсуждаем, мастерим и ставим опыты.

Tags: гостевой пост, игры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…