2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Мастерская книг и символов

У нас в школе закончился трехмесячный интенсив «Мастерская книг и символов» -  спецкурс по истории книги, букв, алфавита и письменности.
И сегодня – результаты, впечатления, идеи для ваших домашних занятий.
Курс получился благодаря двух книжкам – «История книги-1» и «История букв». Вторую часть истории книги в работу я не брала.

Я поделюсь с вами своей программой, берите в работу, занимайтесь дома!

1 месяц:
Наскальное письмо.
Шумеры: глиняные книги, шумерские таблички, библиотеки.
Рисунок, пиктограмма, символ и знак.
Навыки конспектирования.
Орфография. Не с глаголами. Предлоги. Раздельное написание предлогов (надо было повторить, вставила в программу, чтобы не повторять на каком-то несвязанном с темой материале).
Развитие речи: пересказ истории в пиктограммах.

2 месяц:
Мастерская книг и символов:
Свитки, письмо в Древнем Египте.
Иероглифы, папирус.
Фактура, узор и орнамент. Наброски, эскизы и канон.
Алфавит и акрофон.
Конспектирование в пиктограммах: аудирование, пересказ.
Развитие речи: алгоритм действий (процесс создания папируса, процесс создания рисунка, процесс расшифровки иероглифов, процесс расшифровки любого шифра в команде)

3 месяц:
Письмо на Руси, береста, пергамент. Кирилл и Мефодий. Буквица.
Письмо в Древнем Китае. Изобретение бумаги.
Конспектирование в пиктограммах с последующим пересказом.
Развитие речи: умение давать определения, убеждение (убеди Кирилла и Мефодия придумать алфавит, убеди Мефодия придумать кириллицу, убеди людей в том, что надо пользоваться кириллицей), сравнение (сравнить письменность двух стран, двух эпох, сравнить кириллицу и глаголицу, сравнить бересту и пергамент, сравнить бумагу и бересту, бумагу и папирус, иероглифы китайские и египетские) алгоритм действий (процесс создания бумаги, процесс создания китайских иероглифов).


В результате получился очень классный интенсив, на котором разговорные навыки удалось не просто быстро восстановить после летних каникул, но и вытянуть на принципиально новый уровень. Единственное, что не получилось, для чего не хватило времени или идей для отработки-практики – это умение давать определения. Что такое химера, логотип, папирус и т.д. и т.п. На каждом уроке блиц-опрос, попытки собрать в кучу рассыпающиеся слова и размахивания руками, задания на конструирование определений. Но чего-то не хватило, и размахиваний по-прежнему больше, чем связных определений. Но даже без них курс получился очень объемным. Я даже сейчас вижу, чем можно еще дополнить программу, и это процесс бесконечный)) Но объективно, в 40 минут от урока больше вставить ничего не получилось бы, разве что за счет какого-то другого элемента программы.






По книжкам. По сути, они мне давали основу для конспектов, но по шумерам, например, я почти полностью дала свою информацию. Есть ошибки в заданиях на расшифровку, поэтому проверяйте их перед уроком, исправляйте-дорисовывайте. Некоторые тексты мне очень понравились, некоторые совсем нет. Некоторая информация в обеих книгах повторяется, а некоторую надо собирать по кусочкам и тут, и там. Мне показалось, что такое сочетание «истории букв» и первой «истории книги» все-таки оптимальное. Без одной из них чего-то будет не хватать. Но больше всего мне понравилось вот что: в книге есть отличные задания, которые помогают детям на собственном опыте пережить то, о чем только что рассказал учитель. Египетские иероглифы? Отлично, вот вам задание с акрофоном и ребусом, почувствуйте себя Юнгом и Шампольоном. Посмотрите, как в одном шифре одна пиктограмма может означать и слово, и часть слова, и одну только букву. Почитать, порисовать, расшифровать, зашифровать, придумать – и потом рассказывать, пересказывать, убеждать, доказывать, составлять алгоритм действий в качестве развития речи.





Про конспекты я уже писала здесь, не буду повторяться.

Пишите, если будут вопросы! Постараюсь ответить. И занимайтесь-занимайтесь. История письменности и книги – очень увлекательная тема, которая дает учителю огромное пространство для выстраивания хорошей программы.
Tags: идеи, проекты, словарный запас, уроки РКИ, фотопост, школа "Росинка. Токио"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Путешествие в Древнюю Русь и Средневековье

    Совсем скоро в магазине появится последняя рабочая тетрадь серии “Путешествия во времени”. Мы вернёмся в современность, которая станет финишем для…

  • До и после сказки

    В этом году у нас прошли очередные « Весенние чтения» . На этот раз мы прочитали три русские волшебные сказки: «Марья Моревна». «Поди туда – не…

  • "Без паники": про развитие речи

    С Евгенией Ершовой я знакома очень давно, читала её блог ещё около 10 лет назад. Логопед, дефектолог, а заодно рукодельница, создающая множество…

  • Развитие речи у двойни

    Соберу все-таки в пост мысли и выводы по итогам наших с двойней двух лет. Впереди еще много открытий и трудностей, но если не запишу сейчас, то…

  • Чтение с нехочухами

    Я несколько раз жаловалась на то, что мои двойняшки совсем не любят читать. Сначала они книги грызли, потом по ним ходили и прыгали, затем –…

  • Азбука карантина

    Две недели назад мы получали десятки сообщений с просьбой взять детей на курсы и заниматься 2, 3 раза в неделю. Сейчас таких просьб, к счастью,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments