2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

"Русский язык в рифму": первые выпускники

Десять раз уже обещанный пост про «Русский язык в рифму». Очень сложно мне всегда даются посты с подвением итогов!
Появились первые выпускники, пора рассказывать о первых результатах. Потому что курс-то я написала, но до самого последнего урока, т.е. до "выпускного экзамена" цельной картины у меня не было, и я не до конца понимала, что и насколько хорошо запоминается, что понимается, что кажется интересным.

Девочки посмотрели поэтам в лицо, вспомнили все, что успели прочитать за 3 месяца, ответили на мои вопросы, составили субъективный рейтинг поэтов. Пушкин, Есенин, Лермонтов в фаворитах, Цветаева и Велимир Хлебников на нижних строчках рейтинга. "Бродского читать тяжело, но очень интересно про его школу, про суд и тунеядство". "Блок не очень, он грустный. Лермонтов тоже грустный? Ну да, но Лермонтов не просто грустный, у него какая-то причина есть". Они могут разговаривать о поэзии, рассуждать глубоко и интересно, но "понравилось - не понравилось" - это все равно главный критерий оценки, и вообще самое главное. И они меня учили так же, как и я их, это была взаимополезная работа :) Ну а самое главное ощущение у меня - я всю неделю жду выходных, и отправляя после уроков домашнее задание, жалею, что мы занимаемся всего лишь раз в неделю всего лишь по часу.


А если в цифрах, то все было так:

  • 12 уроков

  • 24 стихотворения

  • 12 поэтов (+ 2 в дополнительных заданиях)

  • 4 написанных синквейна

  • 2 эйдос-конспекта (и это теперь моя любимая форма работы с текстом стихотворения, в которой, кстати, я больше всего сомневалась в начале курса)

  • 1 составленная учениками инфографика

  • Множество придуманных слов

  • 3 стихотворения-подражания и 1 басня

  • Плюс конспекты почти на каждом уроке - про поэзию, культуру, историю, про балет, монархию и эмиграцию.

Что для меня было самым важным при составлении программы?

1. Погружение в стихотворение.
Для того, чтобы лирический герой двигался не в бесцветном глухом пространстве. Нам нужны декорации, звуки, запахи, ощущения.
2. Не заставлять учить наизусть.
...и «читать с выражением», потому что на эти задания у многих детей аллергия. Я до сих пор вспоминаю с содроганием необходимость что-то там выражать перед всем классом на уроках литературы. Но в итоге без просьб наизусть что-то выучили, наверное, все ученицы (мне достаются только девочки).

3. Не давать биографии без запроса.
Мы с вами читали в школе биографии каждого поэта. Что помнит о жизни Фета и Блока среднестатистический выпускник, который не собирается на филфак? А здесь у нас 12 поэтов за 3 месяца, мы можем загрузить в детей какие-то обрывочные сведения про родился-умер, но непонятно, к чему и зачем это будет. К тому же у нас дети 9-10 лет, и я бы не хотела каждый урок завершать историей очередной трагической кончины поэта.
Я за запрос от ребенка. Я за то, чтобы после прочтения стихотворения спросить, интересно ли, как жил этот поэт, и только в случае запроса рассказывать биографию. И постараться использовать поменьше дат, лучше заранее подготовиться и посчитать, сколько лет было герою рассказа на тот момент. «В 1821 году Тютчев окончил университет и поехал работать в Германию» ничего не даст ребенку, кроме горстки фактов. «В 18 лет Тютчев окончил университет и поехал работать в Германию» поможет представить этого юношу, который уезжает в другую страну и довольно долго не увидит родных.

4. Не ориентироваться на школьную программу.
Когда сейчас в школах проходят Бродского? Ближе к выпускному? Но это не значит, что надо ждать 17-летия для знакомства с поэтом.

5. Разговаривать про эмоции и характер.
Поэзия – это про эмоции и чувства, мы пытаемся давать им имена. Это про черты характера, про одиночество, легкомыслие, лёгкость на подъем, пессимизм и оптимизм. Это наша лексика и развитие речи. И получается, что каждый поэт в программе открывает дверь либо во внешний мир (Бродский дает шанс поговорить про эмиграцию, «тунеядство», настоящие и «ненастоящие» профессии, про двойки в школе и Нобелевскую премию, про самообразование), либо во внутренний (эмоции, чувства, черты характера, отношение к правилам и бунт против них и т.д.)

Вот такая история получилась.

Если хотите присоединиться, то сначала записывайтесь на бесплатное собеседование: скайп dpechorina. Уроки проходят в формате «2 ученика + учитель». Стоимость одного занятия 2500 йен. Если у вас уже есть знакомый напарник, то уроки можно начать, как только выберете с учителем подходящее время. Если напарника нет, то мне может понадобится время на его поиск. Новости, дополнительные материалы и прочее – на страничке онлайн-курсов. Другая информация по курсу + FAQ – в презентации здесь.

И немного отзывов и картинок:

«Хотела вам рассказать, что П. тут начала писать стихи )) Пока скорее Маяковский - рифмы и ритм скачут, но говорит, что вдохновляется Пушкиным :) А ещё мы впервые обсуждаем любимые стихи в семье, и это очень интересный новый опыт».

Вот чего-чего, а такой цели я точно не ставила-) И этот побочный эффект говорит о том, что ребенок пропустил через себя и задался вопросом: а я тоже так могу? А как я могу?

«Если в "Путешествиях" мы говорили о прогрессе словарном, о том как дети выросли, то здесь мне хочется говорить о прогрессе духовном, о том как Н. развивается, утончается. Ребенок начинает любить читать стихи, потому что начинает понимать их. Сегодня после школы сказала мне - Мама, ты знаешь, у нас сегодня на перемене было, как у Маяковского, Про лошадь. Девочка упала, а вся толпа шепталась и куча зевак, а помочь некому. Как много ей дало всего одно стихотворение. Дарья, как это прекрасно - наши дети будут любить Маяковского их не отвратили от него. После Есенина я все же немного рассказала Н. о том где он умер, мы отель Англетер каждый день будучи в Питере проходим, совсем чуть-чуть, как это случилось. Рассказала о Дункан, здесь ее знают. Н. танцевала в программе "Изадора и изодорабль" -  так называли ее учениц. Н. очень просила еще рассказать, я честно сказала, что знаю немного, но обещала поискать. А потом мы читали "Дай, Джим, на счастье лапу мне". "Шаганэ, ты моя, Шаганэ", "Мне осталась одна забава". И было так прекрасно... Спасибо вам за эти чудные мгновенья. И про Маяковского немного говорили, про Яковлеву и про его парижские туры. Очень Н. интересна жизнь и судьба поэтов, конечно, я выбираю самое интересное и что хоть как- то уже встречалось. Думаю, интерес будет еще расти. По- моему ее зацепило. Вот так через язык мы подходим к самому главному - к сердцу».

И при этом я понятия не имею, как «научить любить». Арлгоритм этого курса: познакомиться, понять, пропустить через себя, через свои эмоции и органы чувств, добавить культурный бэкграунд и отпустить ребенка все это переосмысливать. И я хочу верить, что это увеличивает шансы полюбить поэзию.








Tags: онлайн-проект, подведение итогов
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Путешествия во времени": финал

    Давно обещала финальный пост по “Путешествиям во времени”. Сегодня я обновила страницу “Начальной школы для билингва” и поставила форму записи в…

  • Как исправлять устойчивые ошибки?

    В фейсбук-сообществах регулярно появляются вопросы о том, что можно сделать с устойчивыми ошибками в речи. Например, с кальками с языка среды.…

  • Адаптируем для билингвов?

    Последнее время почему-то очень много вопросов про адаптацию классики для билингвов и все с этим связанное. Возможно, это последствия нескольких…

  • Наши материалы

    Необходимость такого обзорного поста долго зрела и наконец созрела. Буду постепенно дополнять и давать на пост ссылки в случае необходимости!…

  • Про мотивацию и утренний кофе

    После прошедшего эфира (который сейчас можно посмотреть в IGTV) у меня половина вопросов в сообщениях про мотивацию. Как мотивировать и…

  • Гостевой пост: "Мастер-классы для детей"

    Этот гостевой пост я попросила написать Александру Коноплёву, основателя детского центра «Чемодан Сказок» из Ганновера, Германия. Я слышала столько…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments