?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читать легко и быстро

Тема техники чтения поднималась уже не раз, поэтому пост, мне кажется, давно назрел. Сразу скажу, что под техникой чтения я понимаю умение читать довольно быстро, легко, плавно. Как с велосипедом – научиться ездить так, чтобы не отвлекаться на руль и педали, а получать удовольствие от прогулки.

Нужно просто больше читать?

Давайте сразу разберемся с этим тезисом. Когда Алиса родилась, бабушка и дедушка учились управлять ее коляской. Въезжать на бордюры, поворачивать и т.д. Дело нехитрое, но бабушка своих детей носила когда-то исключительно на себе или же возила на велосипеде. Итак, бабушка тренируется, смотрит, как и куда поворачивают колеса, как удобнее наступить на подножку, чтобы приподнять передние колеса и заехать на тротуар. Дедушка сзади дает бесценный для меня совет: «Да ты просто сильнее толкай, сильнее!» Бесценный, потому что я вспоминаю его каждый раз, когда «сильнее толкаю» очередной бордюр вместо того, чтобы придумать что-нибудь более эффективное.

Нужно просто много читать для улучшения техники чтения, повышения скорости чтения – ок, метод, но бордюр может оказаться крепче ваших колес, ребенку может надоесть раньше того момента, когда количество наконец-то перейдет в качество. Поэтому вместо того, чтобы просто двигаться по прямой, можно срезать путь, можно научиться каким-нибудь интересным, нескучным приемам. Поэтому я очень советую параллельно с обучением чтению тренировать технику. Конечно, если есть необходимость. Некоторые дети без всяких трюков и приемов начинают читать легко и быстро, и пост не для их родителей-)

Поисковое чтение
Это умение быстро пробежать взглядом по тексту и найти нужное. Улучшает скорость, учит не читать слово по буквам, а схватывать его целиком. Простое, незатратное по времени, эффективное – то, что надо. Прочитали текст, выделите один абзац и попросите ребенка:
- найти какое-то конкретное слово и прочитать его задом наперед;
- найти все слова из трех (четырех, пяти) букв;
- найти самое короткое и самое длинное слово;
- найти слово и постучать по нему, закрыть его пальцем, подуть на него или сделать любое другое действие;
Плюс еще одно любимое задание моих учеников. Я читаю текст БЫСТРО, дети следят за мной, я неожиданно останавливаюсь, и кто-то должен продолжить чтение с того места, на котором я остановилась. И да, когда мы учимся читать, эти задания идут каждый раз, всегда, обязательно. Почитали текст, начинаем играть.


Это рабочий лист из "Вместо букваря". После прочтения текста надо найти и обвести какое-то слово из текста среди слов, написанных неправильно. Для ошибок я подбирала буквы с похожим начертанием: Ь, Ы, Ъ, Р и т.д. Это задание помогает найти нужное слово, научиться не путать похожие буквы.

Карточки
Что делаем дальше?
Приготовьте карточки из картона, напишите на них десяток слов из текста. Что можно с ними делать:
- вы БЫСТРО показываете карточку, ребенок должен успеть прочитать слово;
- карточка «вылетает» из-под стола, описывает дугу, улетает обратно под стол. Ребенок должен успеть прочитать, пока карточка в полете;
- вы показываете карточку вверх ногами;
- показываете карточку, поворачивая ее то лицевой стороной, то «рубашкой»;
- кладете карточки на пол, ребенок прыгает по ним и читает;
- раскладываете карточки на лестнице, ребенок поднимается и читает, стараясь не сбиваться с ритма.
Мини-версия карточек.
Школа дикторов
У нас был очень сильный прогресс всего после месяца занятий в «Школе дикторов».
Я решила, что это благодаря двум играм: в одной мы читали тексты разными голосами, в соответствии с заданием («прочитай текст так, как будто ты очень спешишь», «прочитай текст простуженным голосом», «прочитай текст голом пирата» и т.д.), в другой дворецкому надо с первого раза и без ошибок представлять гостей с очень сложными именами. Но сейчас я пересмотрела материалы «школы» и поняла, что все наши приемы на улучшение дикции параллельно работали и на технику чтения. Почитать подробнее о тех занятиях можно по ссылке.

Другие приемы и игры
Есть такой сайт – Скорочтение для детей и школьников.
Там можно и почитать про скорочтение, и сделать свои собственные рабочие листы с использованием нескольких приемов: «вращающиеся буквы», «чтение без гласных», «чтение задом наперед». А на этом сайте можно посмотреть примеры уже готовых листов и скачать их. Но я советую не качать все подряд, а сделать по аналогии свои тексты – цитаты из тех книг, которые читаете по вечерам и истории про вашего ребенка, с его именем и про то, что его интересует. 

Еще несколько приемов можно подсмотреть здесь и в моих стареньких постах: 1, 2.

Есть уйма разных приемов, но для меня техника чтения – это такие простые и эффективные задания, которые требуют минимум подготовки.

Пособия

Софья Аксельрод "Я учусь читать! 40 веселых рассказов"
Тексты со словами и картинками.
"Солнечные ступеньки. Чтение с увлечением".
Это то, чем мы пользуемся, но пособий существует очень много. У нас всегда в работе Аксельрод, а остальное в обязательную программу не входит. Аксельрод берем сразу после "Вместо букваря", после этого уже переходим к чтению неадаптированных текстов.

А что у вас было эффективнее всего в плане техники чтения?

Recent Posts from This Journal

Comments

2lingual
Nov. 9th, 2016 01:52 pm (UTC)
У меня такое часто бывает. Я что-то делаю и даже не знаю, как это правильно называется. Очень помогают эти листочки, кучу проблем отменяют до их появления.
asakura_sama
Nov. 9th, 2016 02:32 pm (UTC)
Вы знаете, преподаватель думающий о том, чтобы получилось, а не как отсидеть свой урок поудобнее, интуитивно выбирает " тренинги" , предотвращающие ошибки и проблемы. В большей части хороших учебных материалов присутствуют приемы римедиал тичинга( дефектологов), фонологов, нейропсихологов. Они просты, интуитивно понятны, логично выстроеы, практически ориентированы. Отчитал- и чувствуешь что чему- то научился. Я очень люблю такие материалы.
2lingual
Nov. 10th, 2016 03:59 am (UTC)
Ага, только есть проблема - изобретение велосипедов и открытие америк)) Когда приходишь, размахивая новой стопочкой, а оказывается, что все давным-давно изобрели)) Но это столько времени надо угробить на перелистывание кучи пособий, во многих из которых одна хорошая идея на 50 страниц, что легче сесть и изобрести уже для себя велосипед.
asakura_sama
Nov. 10th, 2016 09:45 am (UTC)
Это будет Ваш велосипед, который ездит.
Потому что в бумажке личность преподавателя еще накапана- его пот и слезы)))
Без него эта бумажка - чужая бумажка. Сколько чужих бумажек лежат- хорошие, но чужие.
Мы смотрим на эту бумажку с преподавателем: мы видим одно и то же? Я как ученик понимаю, чего хотел тут преподаватель? А преподаватель понял, что надо мне?
Угадали- значит вот она, наша бумажка. Учееебная. Научительная.
А остальное просто бумажки.

О, у меня свеженькое из японской школы. Мама, ты знаешь, мы сейчас на рика( окружайке) такое делаем!- что такое?- а вот берем железку, нагреваем на горелке, капаем воск.- и что?- и смотрим как оно капается!
Прекрааасно
А еще! Еще мы воду нагреваем , в воду капаем такую краску... Краситель... Получается колбаска!
Потрясааающе.
А к чему это?- А фиг знает!
И такая радостная.
Знаете, сколько у меня таких " фигзнает"? Ведь главное, что хорошо посидели, правда?

Edited at 2016-11-10 09:47 am (UTC)
asakura_sama
Nov. 10th, 2016 09:53 am (UTC)
Да нас дошел " крокодил", пособие Н. Фосс. Надо сказать, Вы с ним мягко обошлись. У меня глаз выпал.
Марк Шварц там наш знакомый творческий поэт... И Сладков! Сплошной Сладков!!!
Составь словосочетание: "аппетит... Мозги"
Я знаю: мой мозг тут ложечкой едят. С аппетитом.
Но . Вышло приложение для айпада Вирри. С Николаем Дроздовым. И вот если кому- то этот вирри по душе, то пособие с крокодилом прямо в точку. Всем юным натуралистам посвящается.
О боже, золотистоволосый пингвин, и ослиный пингвин! Как я жила без них до сих пор?!
И это... Рысак- самец рыси!!! Я обрыдалась от шутки юмора

Edited at 2016-11-10 10:01 am (UTC)

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com