?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В комментариях к прошлому посту мне напомнили о том, что давно не было историй с консультаций. Их у меня море, и если вам диагностика чужих занятий тоже помогает, то я постараюсь почаще включать их в расписание публикаций.

Все истории я публикую только с согласия главных героев и показываю им пост перед публикацией.

И сегодня тема очень распространенная. Про то, что «много» не всегда значит «хорошо».

Дано: ребенок 7 лет, мама занимается с ним самостоятельно, в русскую школу не ходят. Прогресса нет вообще, ребенок разговаривает, пишет и читает так, как 2 года назад. Времени на занятия становится все меньше, поэтому мама начинает переживать о том, что польза от занятий в скором будущем вообще сойдет на нет.

Во время подготовки к консультации выяснилось следующее:

1. Книг в доме много, но словарный запас они не пополняют.
Когда я попросила вкратце рассказать о содержании домашней библиотеки, выяснилось следующее – детских книг очень много, и постоянно по почте приходят все новые и новые посылки с озона. Ребенок хочет читать одни и те же пять книжек каждый день, что маму очень беспокоит.

Решение. Закрыть озон, убрать на пару лет из вкладок-) Если ребенок хочет читать одно и то же, то читать одно и то же, время от времени в стопочку «избранного» добавляя 1-2 новых книжки. Дети любят читать любимые книги несколько раз, и это нормально! Слишком много книг в этом случае – это удовлетворение потребности мамы, но не ребенка. Я такая же мама с безразмерной «корзиной» в лабиринте и на озоне, но я понимаю, что удочки другое мнение на этот счет) Спустя пару месяцев оказалось, что ребенок впервые в жизни удовлетворил свое желание вновь и вновь перечитывать любимые книги, расслабился, и теперь спокойнее принимает новинки. Сказал, что будет читать разные книги, но взял с мамы обещание читать любимую книжку «Трое из Простоквашино», если он об этом попросит. Так все просто :) А еще сказал, что боится новых посылок и лучше бы они пока не приходили. Вы не представляете, насколько это распространенная история. И да, пока ребенок не дорастет до определенного возраста, новые книги каждый день не особенно сказываются на словарном запасе, ребенку нужны многократные повторения, о чем он и просит.

2. У мамы очень много учебных материалов
И это угнетает!-) У нее есть все новинки. Из кучи учебных пособий мама пытается собрать программу для домашних занятий русским, на это уходит куча времени, но лоскутное одеяло расползается по швам. Мама боится упустить что-то важное, что есть в каком-то другом учебнике, перескакивает с одного на другое. Навыки не отрабатываются, интервальных повторений нет, дорожка от простого к сложному не выстраивается, результатов ноль.

Решение. Мы выбрали 2 пособия, по которым мама с ребенком будут заниматься в течение этого года. Придумали одну сквозную тему для письменных практик.

3. Цели не соответствуют программе
Когда мы попытались разобраться с целями, вскрылось большое противоречие.
Оказалось, что для мамы самое главное сейчас – помочь ребенку читать книги близкие уровню ровесников-монолингвов и в будущем помочь перейти к книгам для подростков. Чтобы не было распространенной ситуации: по-английски читает Гарри Поттера, а по-русски «Кто сказал мяу» Сутеева. Ребенок эту цель разделяет и быстрее хочет перейти к «настоящим книжкам». Цель понятна, да?

А теперь расскажу, из чего состояли их занятия: прописи, диктанты, фонетический разбор, орфография. Нет техники чтения, нет работы с текстом, нет даже списка литературы. Т.е. план занятий совершенно не соответствует целям мамы и желаниям ребенка. При всей пользе орфографии и при всей сомнительной пользе фонетического разбора, они не приносят удовлетворения ни маме, ни ребенку. Мы не можем изучить все, мы не можем в программу ребенка впихнуть все, что хочется, полезно для общего развития и то, что «Маша с Сережей уже выучили». Поэтому ставьте цели и расставляйте приоритеты, актуальные для вас.

Решение. Составили программу, которая отвечает целям и потребностям. Составили список литературы, благо книг в доме море. Стало понятнее, что и в каком порядке читать. Научились работать с текстом и техникой чтения. Остальное отдали на откуп учебникам из п.3. Распределили время так, чтобы работе над целями можно было уделять не меньше 50% отведенного для занятий времени.

4. Игнорирование результатов
Как мы поймем, что ребенок движется вперед? У нас цель неосязаема, как мы узнаем, что мы к ней приблизились? Если не расставить верстовые столбы, то наше обучение превратится в гонку в беличьем колесе, результаты обязательно надо замечать и помечать. Ощущение «мы продвинулись вперед» важно и для мамы, и для ребенка.

Решение. Составили целый список таких верстовых столбов для наших целей: «Когда мы дойдем до этого момента, мы поймем, что перешли на новый уровень». На днях мама написала, что ребенок действительно разложил их программу на уровни, как в компьютерной игре, и фиксирует, на каком уровне находится сейчас и что ему надо для перехода на новый уровень.

Посмотрите, нет ли в вашей программе домашнего обучения подобных проблем. Соответствует ли она целям (и поставили ли вы перед собой цели?) Отмечаете ли достижения ребенка или замечаете только то, в чем ребенок еще отстает? Не тонет ли мама в море пособий и учебников? Проведите диагностику своих занятий!


Recent Posts from This Journal

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
uglyelza
Nov. 2nd, 2016 04:48 am (UTC)
Спасибо! очень ценная информация!
(Anonymous)
Nov. 2nd, 2016 05:50 am (UTC)
билингвизм
очень ценная инфо) а вы даете такие консультации ? помогаете составить программу
2lingual
Nov. 5th, 2016 08:39 am (UTC)
Re: билингвизм
Здравствуйте!

Да, стучите в скайп: dpechorina.
naranja_naranja
Nov. 2nd, 2016 07:02 am (UTC)
Спасибо, и как для учителя тоже очень ценно - проверить себя вот по базовым параметрам то, что делаю.
janemouse
Nov. 2nd, 2016 07:44 am (UTC)
очень ценно и интересно,
спасибо!
2lingual
Nov. 5th, 2016 08:53 am (UTC)
Женя, это удивительно, что вы с таким опытом здесь еще находите что-то ценное для себя :) Мне очень приятно)
(no subject) - janemouse - Nov. 6th, 2016 04:05 pm (UTC) - Expand
asakura_sama
Nov. 2nd, 2016 07:49 am (UTC)
Очень хороший Вы выбрали пример.
Моя жадность превышает возможности и способности детки, и много раз уже я проклинала "лабиринт")))

Притормозить помогает школьная программа аттестаций. О чем будетм говорить, что подбирать, сколько вообще этого надо?

Мне казались странными приемы японской школы ( и американской) с упражнениями на чтение как пономарь: скоростное бубубу, помногу раз, до состояния " наизусть".
А нет этого на русском- и через текст продираемся мееедленно, пока полглавы прочитано- начало забыто.
И мыло- мочало...
Еще очень много всяких " ложных друзей"- через них продираться мучение, " дать наказ"- это не то же что и "наказать", например.
Поэтому, надо отложить классику со всякими царями и мужиками, глупыми медвежатами, притчами и баснями на " вместе почитать", а на самостоятельное чтение поискать что- то как можно современнее и разговорнее. И тут назовите ка сходу хотя бы три достаточно современные книги не про феечек.
Еще нужно дублировать услышанное и прочитанное самостоятельно. Тоже получается несколько заходов с одним произведением.

И знаете, наксколько проще читается Сладков на японском, чем на русском?! На японском, английском, голландском " пошел- увидел- сделал". На русском там наслоения смыслов, образов, авторских приемов, созвучий и ассоциаций чисто авторских.
То есть, хорошо бы сначала знать кто был автор, где он жил и детство с кем провел. А потом читать его размышления.
Вот этот был моряком и писал познавашки в детский журнал на самом деле, а этот дома сидел- и все выдумал, и тут не про зверей, а про людей на самом деле... А эта компания были заядлые охотники и вели зоологический кружок. Этот вообще работал в министерстве и скучал, а тот был странный, у него идефикс... Жилось ему на самом деле плохо, и писал он ради денег "заказуху". Ну и так далее.
Если автор жил в деревне Гумнищи в начале 20 века, у него одни слова будут звучать, если в городе Ленинграде перед или после войны, то совсем другие. А если в Мещере по лесам?
И все это она в жизни не слыхала и не услышит .
А в жизни мало что звучит.
В то же время на английском- японском и т.д. В читаемой книге 90 процентов слов знакомы. Совсем другой получается и темп, и удовольствие.





Edited at 2016-11-02 07:55 am (UTC)
asakura_sama
Nov. 2nd, 2016 08:04 am (UTC)
Отдельным видом " чтения" мне кажутся радиоспектакли. Не "аудиокниги", где занудно и монотонно читает один несчастный полтора часа, а разыгранные по ролям книги.
Как без иллюстраций, с помощью голоса и слов создается образ. Как из нескольких слов складывается целое действо: кто говорит, где говорит, какой он, как к нему относятся, что вокруг происходит...
(no subject) - 2lingual - Nov. 5th, 2016 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - asakura_sama - Nov. 5th, 2016 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - el_ka1 - Feb. 8th, 2017 07:37 pm (UTC) - Expand
dulichka
Nov. 2nd, 2016 09:09 am (UTC)
У нас все тонут, и никаких учебников нет :(
Нам тоже нужна консультация.

А Вы по Скайпу преподаёте русский? Я на будущее хочу узнать :).
nannav
Nov. 2nd, 2016 06:44 pm (UTC)
Dulichka, бесплатно расскажу:) Подписана на ваш журнал, одна страна проживания:)


Edited at 2016-11-02 07:57 pm (UTC)
(no subject) - 2lingual - Nov. 5th, 2016 08:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - dulichka - Nov. 5th, 2016 08:58 am (UTC) - Expand
teodora_gris
Nov. 2nd, 2016 10:22 am (UTC)
Какой роскошный пост! Спасибо! А про отработку техники чтения вы напишите? :)
2lingual
Nov. 5th, 2016 08:42 am (UTC)
Хорошо, будет техника чтения :)
larifuga
Nov. 2nd, 2016 12:10 pm (UTC)
Плюсуюсь. Мне тоже очень интересно узнать про отработку техники чтения и работу с текстом.
Про чтение ребенку. Меня раньше сильно утомляло по кругу одни и те же книжки перечитывать. Все ждала, когда же можно будет перейти к книгам где много текста, когда же можно уже будет читать, что-то новое интересное и мне в том числе. Теперь начинаю наоборот волноваться, что ребенок не просит повторять прочитанное. Читаем много, но это каждый раз какая-то новая книга, и у меня появилось ощущение, что ребенок (старший) не особенно вникает в текст. Последнее, что перечитывали по кругу - был Дракоша Успенского еще летом, пока новых любимых книг не появилось.
2lingual
Nov. 5th, 2016 08:43 am (UTC)
Напишу про технику чтения :)
kinoprogulka
Nov. 2nd, 2016 01:53 pm (UTC)
Большое спасибо за пост. По пункту 2 и 3 у нас тоже проблемы. Да, и по первому тоже. Хотя я уже давно себя торможу, понимая, что мамина любовь у к детским книгам - это её детская травма:))
Пособий тоже куча, но везде чего-то не хватает. строго выстроить план занятий поэтому очень сложно. Просто пройти грамматические темы по порядку как в учебнике- это одно, возвращаться и перепроверять, что осело - совсем другое. Постараюсь тоже провести анализ материалов и от многого отказаться. Третий пункт самый сложный. Я по-моему до сих пор не определила четкие цели. Например, очень хочется чтобы какое-то маломальское представление о грамматических правилах было, а времени именно на эту тему отвожу очень мало...
2lingual
Nov. 5th, 2016 08:44 am (UTC)
Если вас не выматывают уроки по куче пособий, то все ок. Если на это уходит много сил и нервов, то лучше отказаться от части из них.
creative_nick
Nov. 2nd, 2016 02:05 pm (UTC)
Спасибо
...
а как найти разумную цель и поставить отметки на пути к ней?
как это делят вообще?
допустим.. ну хотелось бы свободного чтения по возрасту + письма, ну какого либо, на уровне 2-3 класса русской началки.
2lingual
Nov. 5th, 2016 08:45 am (UTC)
Письма хочется - это что?
Умение писать свои тексты или орфография?
(no subject) - 2lingual - Nov. 5th, 2016 08:52 am (UTC) - Expand
russkij_deti
Nov. 2nd, 2016 08:25 pm (UTC)
Дарья, спасибо вам за ваш труд!
Я почитала и предыдущие записи по консультациям , кое в чем узнаю себя.
Я отбросила все материалы , которые ребенку не нравятся, стало не так уж много из чего и выбирать. С чтением ( моим ребенку) проблем нет, читаем книги по возрасту по большей части новые, иногда перечитываем уже знакомые.
Проблема с чтением ребенком на русском. Присоединяюсь к просьбам выше о технике чтения.
С целями было бы неплохо разобраться. :)
Жаль, что нет рядом такого консультанта.
И главное, надо учитывать свою ситуацию и возможности и не пытаться сделать уровень ребенка " как у меня". Стараюсь во всем этом разобраться. Еще раз спасибо.

Edited at 2016-11-03 10:30 am (UTC)
2lingual
Nov. 5th, 2016 08:45 am (UTC)
Постараюсь написать про технику чтения :)
tigrarim
Nov. 2nd, 2016 08:37 pm (UTC)

Спасибо за такую ценную информацию! Есть о чем задуматься :)

russkij_deti
Nov. 4th, 2016 07:07 pm (UTC)
Дарья, мне бы хотелось попросить вас написать пост о том как работать с текстом.
Я скачала из интернета, было написано , что данные способы не дадут ребенку скучать , но мне они все же показались не очень интересными.
2lingual
Nov. 5th, 2016 08:51 am (UTC)
Я очень много писала здесь про работу с текстом. Например про Пеппи: http://2lingual.livejournal.com/59696.html
Эти материалы у нас продаются, вместе с инструкциями. Это у нас был трехмесячный курс.
По тегу "работа с текстом" есть еще много чего: http://2lingual.livejournal.com/tag/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC
(no subject) - russkij_deti - Nov. 5th, 2016 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - russkij_deti - Nov. 5th, 2016 10:58 pm (UTC) - Expand
( 32 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com