2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Языковой барьер и главное правило писателей

Происходит это так. Ребёнок учит русский язык, в русской школе и дома говорит с переменным или постоянным успехом, а потом оказывается в такой ситуации, когда полученные знания необходимо применить в общении с малознакомым человеком. Например, к родителям приехали друзья из России.

И тогда оказывается, что ребенок психологически не может преодолеть языковой барьер: он будет молчать, смотреть в пол, упрямо разговаривать на языке среды, капризничать. Чем больше вы будете настаивать на русскоязычном диалоге, тем сильнее окажется сопротивление. Хотя на этапе знакомства всего-то и требуется: поздороваться, представиться, рассказать о себе, о школе, о своих достижениях и увлечениях.

Журналистам и писателям хорошо знаком «синдром чистого листа». Когда с нуля приходится возводить конструкцию из глубокого смысла и приятного оформления. Перед нами уйма задач, но все, на чем мы мучительно концентрируемся: чистый лист, совершенно неподъёмная пустота. За 7 лет работы журналистом я узнала, что над первой строчкой можно и не страдать. Есть несколько способов, и главные из них: подготовить план и заранее, еще до работы, например, в процессе мытья посуды или уборки придумать первый абзац, лид.

Этот навык пригодился мне и в процессе преодоления языкового барьера: и в английском, и в японском языке. С собеседником главное — заговорить, легко и уверенно начать. И всё, барьер рушится.


Как это всё применить в процессе обучения билингва?

1. Составить план. Подумать, с чего обычно начинается знакомство: как зовут, сколько лет, где учишься, какие предметы в школе любишь, чем занимаешься после школы, в какие кружки ходишь. У детей, живущих за границей, также часто спрашивают о том, где, как, как долго он учит русский язык. Сколько раз в неделю ходит в русскую школу, сколько часов занимается, любит ли учить русский язык и почему, сам ли делает домашние задания, смотрит ли русские мультики, фильмы, читает ли русские книги, какие из них любит больше всего.

2. Отработать всю эту самопрезентацию. Дома, в школе. Если ребёнку лет 5, то сначала можно учиться самопрезентации на игрушках. Пусть сначала любимый мишка научится вежливо представляться и рассказывать о себе. А заодно пусть мишка и несет груз психологической ответственности за такое важное дело :)

3. Отрепетировать. Самый простой способ - короткое общение-знакомство детей с вашими друзьями в скайпе. Оно должно быть регулярными (например, раз в неделю), с включенными камерами. Продолжайте до тех пор, пока навык не станет автоматическим: Меня зовут так-то, я учусь там-то и там-то, люблю заниматься тем-то. В русскую школу хожу 2 раза в неделю, мне там очень нравится делать то-то и то-то... В результате, даже оказавшись в русской языковой среде, даже находясь перед незнакомым человеком ребёнок сможет без лишнего стресса начать и продолжить разговор.




Tags: идеи
Subscribe

  • До и после сказки

    В этом году у нас прошли очередные « Весенние чтения» . На этот раз мы прочитали три русские волшебные сказки: «Марья Моревна». «Поди туда – не…

  • Древние греки: отправляемся в гости

    Мы закончили еще один месяц наших занятий курса «Путешествие во времени», и в этот раз путешествовали к древним грекам. В основе занятий – рабочая…

  • Как работать в разноуровневой группе?

    Вы учитель. Приходите в класс на урок, а там вас ждет новая группа. Один ребенок полгода назад переехал из России, второй «понимает, но не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments