2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

«Русский без границ – 2»: учебник для подростков

«Русский без границ» есть в коллекции у большинства учителей. «Русский без границ - 2» - это продолжение курса для детей 16-18 лет в двух частях – «Грамматика» и «Литература». Потенциальные ученики – обладатели русского как семейного, у которых нет проблем с разговорной речью, но которым трудно «писать и читать по-русски, формулировать свои мысли даже в устной форме». В кавычках – цитата из Предисловия. Не знаю, что заключается в этой фразе. 16-летним детям, которые годами изучали русский, тяжело читать? Или речь идет о понимании прочитанного, тогда о каком именно и о каких именно текстах? «Тяжело формулировать мысли» - по задумке авторов, с решением этой задачей справится раздел «синтаксис», но об этом позже.

Подводные камни современности
В учебнике очень много современной начинки, которая устаревает с бешеной скоростью. Когда мои дети дорастут до этого учебника, он превратится в учебник истории. Уже сейчас мы можем почитать рецензии на телепрограммы, которые давно сняты с эфира. Учебник вышел 2 года назад, а «Первый канал» там называют «ОРТ»-)) Канал переименовали еще до окончания мной школы.

Аутентичные тексты
Это несомненный плюс! Много текстов, с которыми действительно можно работать – рецензии на фильмы, реклама, статьи интернет-порталов, аннотации, интервью, письма, легенды и т.д. Остальные тексты, написанные авторами, тоже интересные, но я пока прочитала их по диагонали.

Грамматика
Первая часть учебника, в которой есть упражнения на отработку разных грамматических форм основных частей речи. Мне нравится вокабуляр. Кстати, именно по этой причине я сейчас работаю по «Грамматике» первой части комплекса «Русский без границ». Как и в первой части, почти все задание однотипные: вставить слово в правильной форме. Есть несколько таблиц, которые надо заполнить. Вот, собственно, и все разнообразие.


Развитие речи
Этот раздел меня интересовал больше всего, потому что такова специфика нашей школы. Развитие речи лежит в основе программы, и я перепробовала уйму способов развития речи у детей школьного возраста. Если хотя бы малейший прогресс есть, то способ – работающий. И «развитие речи» в программе – это огромный букет самых разных навыков, с каждым из которых приходится работать отдельно. Когда привыкаешь разбирать этот процесс до мельчайших деталей и разглядывать их в микроскоп, так же начинаешь относиться и к обещаниям каким-то образом речь развить.

Выше я писала, что формулирование мыслей – это к синтаксису. Вот что входит в этот раздел учебника: виды предложений, главные члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова, придаточные предложения, прямая и косвенная речь.

Почти все задания типа «прочитайте и найдите», «прочитайте и подчеркните». Но каждый раздел обязательно завершается заданием вроде «Подготовьте небольшое сообщение о том, как появилось книгопечатание в России. Можете пользоваться материалами из Интернета». Я понимаю, что «подготовка сообщения» - это туда же, к развитию речи, но без предварительной работы это будет задание на запомнить информацию из Интернета и воспроизвести. И искать информацию будут родители, конечно. Потому что для поисков информации в интернете нужны ого-го какие навыки, включая отличное поисковое чтение иумение выделять главное в большом тексте. Одним слово, задание не развитие речи, а неудачная попытка проектной работы.
«Прочитайте рекламу и придумайте свою» - ну а тут просто надежда на то, что прочитанный текст ребенок переварит, автоматически проаналазирует, впитает и выдаст по команде что-то похожее. Это просто чудесный алхимический процесс, но я последнее время в чудеса почему-то верю неохотно.

Есть задания с действительно практической направленностью, но их немного на общем фоне. Вот, например, настоящий спойлер, названный аннотацией-) Но задание нормальное.


Смотрите, это пример урока по теме «однородные члены предложения». Структура такая: презентация, прочитайте-задайте вопросы, прочитайте-подчеркните, потом резко: ответьте письменно на этот вопрос, используя однородные члены предложения. Все, тема отработана, пошли дальше за новой темой.


В преподавании английского есть хороший принцип PPP - Present, Practice, Produce. То, чем страдает этот учебник – Produce без Practice. Вот объективно, что дают ребенку задания «почитайте-задайте» и «почитайте-подчеркните»? Ничего! Они дают учителю время на то, чтобы немного отдохнуть на уроке, и все. Это не практика, не отработка навыка. Или подразумевается, что Practice учителя обеспечат сами, вставив в тему два десятка своих заданий и упражнений. И тогда да, речь развивается, грамотность растет за успеваемостью, отличный учебник! Или учитель ничего не делает дополнительно, и тогда провал и фиаско, куча теоретических знаний, которые выветриваются во время первых же каникул.

Тексты, тексты, много текстов. Надежда на то, что прочитанное превратится тут же в хорошую речь. Надежда на то, что если в тексте автор «грамотно и разнообразно формулирует свои мысли», то ученик, прочитав текст, тоже будет грамотно и разнообразно... Это уже экстрасенсорика: тебя никто не учил писать рецензии, а ты под гипнозом учителя сел и написал.

Тем не менее, я его в работу, скорее всего возьму. Достраивая эту провальную часть синтаксиса так, чтобы дети действительно могли письменно и устно ответить на все эти непростые вопросы, написать свою рекламу, рецензию и что там еще требуется по итогам темы. Дописывая упражнения предтекстовые и послетекстовые, потому что они обязательно нужны ученикам, обязательно! «Прочитайте и подчеркните» - это ни о чем, забыть и не мучить детей, не тратить драгоценное время. Направление движения учебник однозначно может задать. Если учителю не лень заниматься самодеятельностью, то на этой основе может получиться очень интересная программа.

«Русский без границ-2. Литература» покажу позже. Оставайтесь на связи!

Tags: РКИ для подростков, письмо, подростки, развитие речи, учебники, чтение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • БЕСПЛАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Всем хорошего дня! Если вы читаете мой личный профиль ФБ, то уже знаете, что есть находчивые люди, которые умудряются продать(!) мои…

  • ТОП-10 постов 2020 года

    Всем добрый день! В этом посте я собрала 10 самых читаемых и цитируемых статей блога за прошлый, 2020-й год. Большое спасибо за то, что читаете,…

  • СМОТРЕТЬ КИНО ПО-РУССКИ...

    ...писать на него рецензии и публиковать их на новом сайте www.detfilm.ru Сегодня у нас гостевой пост от Татьяны Асакура. Поговорим о личном…

  • Перед тем, как уйти из школы...

    Что делать, если вы решили уйти из русской школы, и как распланировать ваши занятия дома? А может быть мы потеряем больше, чем приобретём? А может…

  • Играем с карточками: 8 идей

    Карточки для малышей И я снова с полей “Билингвы-дошкольники”. Последнее время один из самых частых вопросов - “как заниматься с карточками” с…

  • Карта года: 8 часов, потраченные с пользой

    Очень и очень давно обещанный пост! Сегодня мы наконец поговорим о карте года. Многие из вас с ним уже немного знакомы после коротенького поста в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • БЕСПЛАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Всем хорошего дня! Если вы читаете мой личный профиль ФБ, то уже знаете, что есть находчивые люди, которые умудряются продать(!) мои…

  • ТОП-10 постов 2020 года

    Всем добрый день! В этом посте я собрала 10 самых читаемых и цитируемых статей блога за прошлый, 2020-й год. Большое спасибо за то, что читаете,…

  • СМОТРЕТЬ КИНО ПО-РУССКИ...

    ...писать на него рецензии и публиковать их на новом сайте www.detfilm.ru Сегодня у нас гостевой пост от Татьяны Асакура. Поговорим о личном…

  • Перед тем, как уйти из школы...

    Что делать, если вы решили уйти из русской школы, и как распланировать ваши занятия дома? А может быть мы потеряем больше, чем приобретём? А может…

  • Играем с карточками: 8 идей

    Карточки для малышей И я снова с полей “Билингвы-дошкольники”. Последнее время один из самых частых вопросов - “как заниматься с карточками” с…

  • Карта года: 8 часов, потраченные с пользой

    Очень и очень давно обещанный пост! Сегодня мы наконец поговорим о карте года. Многие из вас с ним уже немного знакомы после коротенького поста в…