?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я сторонница того, чтобы как можно больше обучающих процессов были органично вплетены в повседневную жизнь. Не всегда есть возможность и необходимость выделить специальное время для занятий с малышом, можно очень многое сделать в процессе игры или ежедневного чтения книг.

У меня есть уйма «развивающих» пособий. Есть все, наверное, альбомы по развитию речи малышей, но я пока не увидела в них особого смысла. Во-первых, потому что там все задания вне контекста, во-вторых, потому что каждое из них органичнее выполнять опять-таки в процессе игры или чтения обычных детских художественных книг. Маленький ребенок учится в игре и на собственном опыте, это очень древние механизмы. Лист бумаги из развивающего альбома так и остается листом бумаги, и вытянуть из этих упражнений можно не так много.

Но я последнее время все про малышей да про малышей. Давайте сегодня поговорим о том, как можно развивать речь у школьника, у ребенка уже читающего? И как превратить любую художественную книгу в самую что ни на есть развивающую.

Что можно сделать после прочтения главы или книги?

1. Рассказать ту же историю от лица другого персонажа, какой-то вещи, отдома, в котором живут герои.

2. Подражать автору. Придумать новую главу, в которой действия будут разворачиваться по похожему сценарию.

3. Придумать 5 прилагательных, которые охарактеризуют главного героя. 5 причастий. 5 глаголов. 5 существительных.

4. Придумать 10 фактов о каком-либо герое.

5. Придумать 5 «плюсов» и «минусов» героя, финала, какого-то события в книге.

6. Придумать альтернативный финал. Подумать и придумать еще один. Придумать грустный финал, счастливый, фантастический, неожиданный, смешной, глупый, открытый.

7. Нарисовать ментальную карту, ассоциативную карту.

8. Нарисовать эйдос-конспект: основные детали истории в виде пиктограмм разместить на листе бумаги так, чтобы получилась цельная картина. Подписать
отдельные части этой картины.

9. Придумать альтернативное название книги или главы.

10. Нарисовать альтернативную обложку или иллюстрацию к главе.

11. Записать сюжет цепочкой из 5, 10 пиктограмм, не больше. Т.е. ребенку надо будет заранее мысленно разбить сюжет на 5 частей, потом на 10.

12. Поменять местами главного героя и второстепенного.

13. Поместить в сюжет самого ребенка.

14. Нарисовать на листе бумаги декорации для постановки этой истории.
15. «Я вижу, чувствую запах, слышу, ощущаю» - поместить ребенка в одну из сцен и попросить с закрытыми глазами описать все, что он воспринимает своими органами чувств.

16. Показать весь сюжет жестами.

17. Поменять возраст героев. Что изменилось бы, если бы главному герою было 100 лет? 7 лет?

18. Описать иллюстрацию из книжки кому-то из членов семьи, которым предстоит картинку по описанию зарисовать.

19. Нарисовать простую настольную игру по сюжету книги.

20. Придумать вопросы для мамы на проверку знания сюжета.

21. Придумать сказку наоборот: прекрасная принцесса превращается в бедную Золушку, девушка – в Русалку, богатырь спасает Змея от царской дочки.

22. Раздать «призы» каждому герою. Приз в номинации «лучший злодей», «самый длинный нос», «самая быстрая ступа» и т.д.

Это все – развитие речи, анализ сюжета, развитие воображения. И заодно способ избежать скучного пересказа, который на уроке все-таки уместнее, чем дома с мамой. Расскажите о том, как вы читаете книги. Что делаете интересного в процессе и после прочтения?

Recent Posts from This Journal

  • Школьник начал ошибаться

    У ребенка-школьника вдруг «поплыла» грамматика. Вроде бы все было нормально, но потом он начал ошибаться - в окончаниях, согласованиях…

  • Классическая поэзия: главное и второстепенное

    В прошлом месяце я рассказывала о нашей программе литературного чтения, показала основные направления работы на примере моей части пособий.…

  • Подготовишки: за год до школы

    С сентября в начальной школе для билингвов будет работать группа подготовишек для тех, кто планирует пойти в первый класс через год. Раньше такой…

  • Один месяц в "Начальной школе для билингва"

    У нас открылся набор в “Начальную школу для билингва”. Основной формат, в рамках которого занимается большая часть учеников - подписка на закрытую…

  • Экскурсия на уроки литературы

    Скоро начнется новый учебный год, чуть больше недели осталось до начала записи в «Начальную школу для билингва». И я возвращаюсь в блог с новыми…

  • Русский с двойняшками

    Расскажу о том, как я сейчас занимаюсь русским языком со своими младшими детьми, двойняшками, которым только-только исполнилось 4 года. Напомню, что…

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
asakura_sama
Jul. 7th, 2016 06:08 am (UTC)
Ура. Спасибо большое, я этот список выложу перед деткой. В японской школе дают еженедельно листик : нарисуй иллюстрацию и напиши о прочитанной книге. Задание стало очень быстро формальным и тошнотворным.
Идея как всегда добрая и вечная, подача как всегда...

Этот список пойдет на стену: выбирать. В течение учебного периода получится все попробовать.

На русском мы писали к заданию 3 синквейн. Мне сначала показалось ужасным. А потом поперло. Мышление грамматическими категориями, преработка образа, ритм. А через год буквально в школе писали хайку на конкурс.
pseudoplatanus
Jul. 7th, 2016 11:47 am (UTC)
А можно в FB утянуть цитату со ссылкой сюда, разумеется?
2lingual
Jul. 8th, 2016 12:29 am (UTC)
Да, конечно! В ФБ уже много репостов :)
alesjas
Jul. 7th, 2016 04:58 pm (UTC)
У нас все очень просто: пересказ главы после ее прочтения для понимания текста. Собственные мысли: кто и что сделал так или не так, почему так считаешь. На следующий вечер вспоминаем, что было в предыдущей "серии" и продолжаем чтение. У нас чтение вечером перед сном.
2lingual
Jul. 8th, 2016 12:30 am (UTC)
А что сейчас читаете?
nukoshka
Jul. 10th, 2016 09:46 pm (UTC)
у нас раньше хорошо шло 13, особенно когда героев два с братом. а теперь старший малипусик научился читать, лезет в книжку и меня разоблачает. :)
janemouse
Jul. 20th, 2016 06:41 am (UTC)
да, отличные идеи для работы с любой интересной книгой!
спасибо!
livejournal
Aug. 16th, 2016 09:10 am (UTC)
Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное"
Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное" на странице рейтингов Живого Журнала
livejournal
Aug. 16th, 2016 10:51 am (UTC)
Каждая книга – развивающая
Пользователь ledi_ko сослался на вашу запись в своей записи «Каждая книга – развивающая» в контексте: [...] Оригинал взят у в Каждая книга – развивающая [...]
(Anonymous)
Aug. 26th, 2016 08:17 pm (UTC)
Спасибо за интересные идеи, как раз с плохо читающими школьниками и занимаюсь сейчас. Можно ли перепостить к себе на фб? Думаю, многим знакомым мамам было бы интересно.
2lingual
Sep. 6th, 2016 12:43 am (UTC)
Да, конечно :)
el_ka1
Feb. 8th, 2017 07:54 pm (UTC)
Спасибо за Ваш блог! Полдня сегодня его читаю :)
Очень-очень все актуально. Так с текстом мы еще не работали. Обычно просто обсуждаем, что прочитали. Это такие полезные навыки для жизни, не только для русского!
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com