2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

Чудеса трилингвизма

В группе Вики Раскиной «Играем с Викой. Раннее развитие» сегодня интересное обсуждение.

Автор опубликовала пост о том, как сохранить язык с акцентом на ситуацию, в которой ребенка окружают три языка – язык среды, язык мамы и язык папы. Совет Вики: «у трехлетнего ребенка должно быть не более двух языков одновременно». Мы оставляем два языка, а третий вводим тогда, когда первые два уже заняли свои места. Еще не заходя в комментарии я могла дословно написать половину из них, такова сила воображения и долгих лет, проведенных в блогосфере. И главный аргумент: «Знаю множество детей, говорящих на трёх языках». Вот, с разрешения автора, пост целиком и комментарий к нему:




vika2.jpg
Откуда берутся такие несоответствия? Вроде бы кто-то всегда знает множество мультилингвов, а тут логопед, преподаватель с 20-летним стажем не встречал ни одного. С условием, что все три языка у ребенка были с рождения. Откуда берутся чудеса трехъязычия? Я встречала 4 сценария развития событий.

1-й сценарий: «Мой ребенок гений». Я в чудеса верю до сих пор, а особенно в те, которые полностью опровергают основные стратегии обучения ребенка второму и последующим языкам. Несколько месяцев назад мне попалась статья одной мамы, которая рассказывала о том, как воспитать трехъязычного дитя. Расклад у них был такой: язык среды – 70%, язык папы, он же язык общения мамы и папы – 25%, русский язык – 5%. Мама уверяла, что ребенок – сбалансированный трилингв, и я радостно постучалась в скайп с просьбой написать о них пост в блог. Чудо же, 5%, а русский язык в активе. Мы поговорили 5 минут с мамой, она подтвердила, что да, гармоничный, билингв, все отлично. Мимо пробегал сын, и я попросила с ним немного поговорить. Мальчик поздоровался со мной по-английски, я с ним – по-русски. Задала пару вопросов, мальчик молчит. Тогда вмешалась мама: «Разговаривайте с ним по-английски!» Почему? «Ну он же привык говорить по-английски». Как оказалось, для мамы абсолютно достаточным показателем было то, что два года назад ребенок был в России и разговаривал там по-русски. Мораль: не каждый билингв, трилингв, мультилингв, о котором пишут в бложиках, таковым является.

2-й сценарий: «Достаточно просто разговаривать по-русски. И посвятить этому все свое время». Это тот вариант, когда у ребенка 3 языка с рождения, и главным приоритетом семьи является поддержание и «содержание» всех трех языков, на что уходит уйма денег, времени и сил. У меня есть несколько знакомых мам, которые однажды записались ко мне на разовую консультацию, а потом остались на постоянной связи. Так вот, там используют малейший шанс развить один из трех языков. Там четко следят за балансом, и если возникает перекос в пользу одного из языков, его тут же стараются исправить. Там туристической поездке в Париж всегда предпочтут поездку в рязанскую область к русской бабушке, а занятиям спортом – занятия языком. Там есть программа обучения, уроки с родителями, учителями оффлайн и онлайн. Да, с языками все хорошо, но это большой труд всех вовлеченных в воспитание ребенка.

3-й сценарий: «Достаточно просто разговаривать по-русски. И все». Это тот случай, когда с рождения у ребенка 3 языка, но без посвящения всей своей жизни их развитию. И здесь море проблем. Обычно русский язык в самом плачевном состоянии из всех трех, потому что падежи и прочие жышы.

4-й сценарий: «У нас три языка, но папа обычно занят». На практике это все-таки 2 языка, а папин – на уровне нескольких слов, которые пригодятся для нескольких игр.

А 5-го сценария, когда с рождения у ребенка 3 языка, и все 3 развиваются легко и естественно, без огромных усилий, я не встречала. Все самые гармоничные трилингвы, которых я знаю, изучали третий язык позже первых двух. С условием, что все три языка неродственные, и ребенок большую часть времени проводит в одной стране.

Если у вас есть другие примеры и сценарии, почитаю с большим интересом!
Tags: трудности и проблемы
Subscribe

  • До и после сказки

    В этом году у нас прошли очередные « Весенние чтения» . На этот раз мы прочитали три русские волшебные сказки: «Марья Моревна». «Поди туда – не…

  • Когда на общение с ребёнком полгода в году

    На курсе «Билингвы-дошкольники» за год побывало много родителей с самыми разными историями. Как правило, на занятия приходят не от скуки, и самая…

  • Древние греки: отправляемся в гости

    Мы закончили еще один месяц наших занятий курса «Путешествие во времени», и в этот раз путешествовали к древним грекам. В основе занятий – рабочая…

  • Организация домашних занятий: проблемы и решения

    Я совсем забыла поставить в блог статью, которая вышла в третьем номере журнала "Дети всей планеты". Скачать или прочитать все предыдущие…

  • Как работать в разноуровневой группе?

    Вы учитель. Приходите в класс на урок, а там вас ждет новая группа. Один ребенок полгода назад переехал из России, второй «понимает, но не…

  • Читаем "Повести Белкина"

    Уже лето наступило, а я только собралась подводить итоги наших «весенних чтений». Читали мы три «повести Белкина», и с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 111 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • До и после сказки

    В этом году у нас прошли очередные « Весенние чтения» . На этот раз мы прочитали три русские волшебные сказки: «Марья Моревна». «Поди туда – не…

  • Когда на общение с ребёнком полгода в году

    На курсе «Билингвы-дошкольники» за год побывало много родителей с самыми разными историями. Как правило, на занятия приходят не от скуки, и самая…

  • Древние греки: отправляемся в гости

    Мы закончили еще один месяц наших занятий курса «Путешествие во времени», и в этот раз путешествовали к древним грекам. В основе занятий – рабочая…

  • Организация домашних занятий: проблемы и решения

    Я совсем забыла поставить в блог статью, которая вышла в третьем номере журнала "Дети всей планеты". Скачать или прочитать все предыдущие…

  • Как работать в разноуровневой группе?

    Вы учитель. Приходите в класс на урок, а там вас ждет новая группа. Один ребенок полгода назад переехал из России, второй «понимает, но не…

  • Читаем "Повести Белкина"

    Уже лето наступило, а я только собралась подводить итоги наших «весенних чтений». Читали мы три «повести Белкина», и с…