2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Ударить по безударным

В комментариях регулярно всплывает тема орфографии и, особенно, проверки безударных гласных. Почему «особенно?» Потому что это первая сложная орфографическая тема и на ней же большинство останавливается. До двойной –нн- доходят немногие. Сложность, конечно, не в том, что правило сложное. Просто у детей вне среды обычно не хватает словарного запаса для подбора проверочных слов.

Я догадывалась, с чем придется столкнуться, поэтому искала окольные пути и оттягивала момент истины годами. И в прошлом году решилась, причем цель эту даже вынесла в свою новогоднюю резолюцию-) Я уже писала по каким кусочкам мы едим этого слона, но решила все же собрать все в один пост.

1. Семейства однокоренных слов.
Первое, что мы сделали – собирали семейства на самые простые корни (-снег-, -вод-, -дом-, -стол-, -рук-). Для детей открылся новый мир! По окончанию одного этого этапа я поняла, что в идеале такую работу надо делать раньше, намного раньше. Начинать лет в 6, еще до понятия «корень». Составлять семейства «снежных слов», «водных слов» и т.д. Особенно если вы планируете обучать ребенка по программе русской общеобразовательной школы.

2. Превращения слова.
Некоторые слова можно проверить, изменив число или поставив в уменьшительно-ласкательную форму. Сюрприз заключался в том, что многие не самые частоупотребляемые формы множественного числа напрочь забылись. В тестах были «окны», «стёклы» и «креслы». Уменьшительно-ласкательные формы ученики не повторялись со временем логопедических пособий для дошкольников. У меня же учатся взрослые десятилетние люди, к чему им «лодочки» и «стульчики»? А вот к чему. Сейчас мы повторяем эти темы с помощью коротких, но регулярных упражнений

3. Превращения частей речи.
А это продолжение пункта второго, только теперь мы не просто меняем форму слова – мы превращаем его в разные части речи: «белизна – белый – белеть», «темнота – тёмный – темнеть – темно», «грусть – грустный – грустить – грустно». Это то, чем мы занимаемся до сих пор и на что тратим очень много учебного времени. Я вижу, что эта работа приносит куда больше, чем многие темы в учебниках. Уже через месяц занятий дети намного увереннее чувствуют себя в этой работе, спокойнее перебирают варианты и легче выбирают наиболее подходящий из придуманных. И это только начало!

Я бы хотела через полгода сказать, что мои ученики свободно жонглируют разными формами одного и того же слова, переходят от одной части речи к другой и выстраивают длинные цепочки однокоренных слов. Мне кажется, это самое важное, что мы можем дать детям перед погружением в русскую орфографию. Я понимаю, что многие начинали читать пост с надеждой на чудодейственные игры и материалы. Я верю в игры и материалы, но мне кажется, что это уже второстепенная работа. Вот после того, как мы прошли курс продвинутых жонглеров, можно поиграть в настольные игры. Ну или параллельно с жонглированием-)

А теперь, собственно, про материалы.
Уйма упражнений есть в этих пособиях:
Коноваленко «Безударные гласные. Рабочая тетрадь».
Зегбарт «Учение без мучения. Безударные гласные».
Во втором пособии есть даже карточки и лото. Выглядит не особенно жизнерадостно, но нам нужен дрилл, и здесь он есть.
Если честно, я ничего больше не искала, мне вполне хватает пока этих пособий.
«Спасти безударную». Самая популярная игра на эту тему. Вообще у Татьяны Барчан все игры хорошие. Жаль только, что не везде их купишь.

Tags: идеи, орфография, школа "Росинка. Токио"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…