?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ударить по безударным

В комментариях регулярно всплывает тема орфографии и, особенно, проверки безударных гласных. Почему «особенно?» Потому что это первая сложная орфографическая тема и на ней же большинство останавливается. До двойной –нн- доходят немногие. Сложность, конечно, не в том, что правило сложное. Просто у детей вне среды обычно не хватает словарного запаса для подбора проверочных слов.

Я догадывалась, с чем придется столкнуться, поэтому искала окольные пути и оттягивала момент истины годами. И в прошлом году решилась, причем цель эту даже вынесла в свою новогоднюю резолюцию-) Я уже писала по каким кусочкам мы едим этого слона, но решила все же собрать все в один пост.

1. Семейства однокоренных слов.
Первое, что мы сделали – собирали семейства на самые простые корни (-снег-, -вод-, -дом-, -стол-, -рук-). Для детей открылся новый мир! По окончанию одного этого этапа я поняла, что в идеале такую работу надо делать раньше, намного раньше. Начинать лет в 6, еще до понятия «корень». Составлять семейства «снежных слов», «водных слов» и т.д. Особенно если вы планируете обучать ребенка по программе русской общеобразовательной школы.

2. Превращения слова.
Некоторые слова можно проверить, изменив число или поставив в уменьшительно-ласкательную форму. Сюрприз заключался в том, что многие не самые частоупотребляемые формы множественного числа напрочь забылись. В тестах были «окны», «стёклы» и «креслы». Уменьшительно-ласкательные формы ученики не повторялись со временем логопедических пособий для дошкольников. У меня же учатся взрослые десятилетние люди, к чему им «лодочки» и «стульчики»? А вот к чему. Сейчас мы повторяем эти темы с помощью коротких, но регулярных упражнений

3. Превращения частей речи.
А это продолжение пункта второго, только теперь мы не просто меняем форму слова – мы превращаем его в разные части речи: «белизна – белый – белеть», «темнота – тёмный – темнеть – темно», «грусть – грустный – грустить – грустно». Это то, чем мы занимаемся до сих пор и на что тратим очень много учебного времени. Я вижу, что эта работа приносит куда больше, чем многие темы в учебниках. Уже через месяц занятий дети намного увереннее чувствуют себя в этой работе, спокойнее перебирают варианты и легче выбирают наиболее подходящий из придуманных. И это только начало!

Я бы хотела через полгода сказать, что мои ученики свободно жонглируют разными формами одного и того же слова, переходят от одной части речи к другой и выстраивают длинные цепочки однокоренных слов. Мне кажется, это самое важное, что мы можем дать детям перед погружением в русскую орфографию. Я понимаю, что многие начинали читать пост с надеждой на чудодейственные игры и материалы. Я верю в игры и материалы, но мне кажется, что это уже второстепенная работа. Вот после того, как мы прошли курс продвинутых жонглеров, можно поиграть в настольные игры. Ну или параллельно с жонглированием-)

А теперь, собственно, про материалы.
Уйма упражнений есть в этих пособиях:
Коноваленко «Безударные гласные. Рабочая тетрадь».
Зегбарт «Учение без мучения. Безударные гласные».
Во втором пособии есть даже карточки и лото. Выглядит не особенно жизнерадостно, но нам нужен дрилл, и здесь он есть.
Если честно, я ничего больше не искала, мне вполне хватает пока этих пособий.
«Спасти безударную». Самая популярная игра на эту тему. Вообще у Татьяны Барчан все игры хорошие. Жаль только, что не везде их купишь.

Recent Posts from This Journal

  • Школьник начал ошибаться

    У ребенка-школьника вдруг «поплыла» грамматика. Вроде бы все было нормально, но потом он начал ошибаться - в окончаниях, согласованиях…

  • Классическая поэзия: главное и второстепенное

    В прошлом месяце я рассказывала о нашей программе литературного чтения, показала основные направления работы на примере моей части пособий.…

  • Подготовишки: за год до школы

    С сентября в начальной школе для билингвов будет работать группа подготовишек для тех, кто планирует пойти в первый класс через год. Раньше такой…

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
veryfairytale
Jan. 26th, 2016 11:48 am (UTC)
Спасибо за Ваши материалы. Мы вроде начали регулярно заниматься с учительницей по Скайпу, но у нее возникли обстоятельства, и она была вынуждена прекратить занятия. А заниматься надо, дочке уже 8 лет. Кроме меня - некому, а я не учитель, методологией не владею. Есть какие-то идеи, конечно, но чужой опыт очень приветствую.
Хорошая идея обыгрывать корни слов. Я, в принципе, к такой идее сама пришла, правда, не по корням слов, а по группе слов - дни недели, месяцы, 7 цветов радуги. Делаю формальный урок, учим дни недели, порядок, потом в разнобой - что перед понедельником, что после вторника и т.д. Учим стишок про дни недели, потом всю неделю всячески общаемся по поводу дней недели, чтобы тема закрепилась. Ну и с другими группами слов так же.
Теперь попробую с корнями слов. А делать тетрадь с аппликациями - вообще прекрасная идея, дочка будет в восторге.
2lingual
Jan. 27th, 2016 08:44 am (UTC)
Мне кажется, что если сейчас язык на уровне базовой бытовой лексики типа дней недели, то с корнями лучше не торопиться. Для начала надо набрать хороший словарный запас, а потом уже эти слова как-то классифицировать и анализировать. В таком деле лучше не спешить :)
veryfairytale
Jan. 27th, 2016 10:00 am (UTC)
А у Вас есть советы о том, как можно эффективно нарастить словарный запас ?
2lingual
Jan. 27th, 2016 12:30 pm (UTC)
Конечно, советы есть, но это большая тема, которую обычно обсуждаем на консультациях. В формат комментария не уложусь :)
asakura_sama
Jan. 26th, 2016 08:55 pm (UTC)
Да, это именно то, что надо. Огорчает, что все эти игры - превращения как начались, так не заканчиваются пока. Забывается все быстро.
2lingual
Jan. 27th, 2016 08:40 am (UTC)
Забывается вообще всё-( Или у меня сейчас такой период, или действительно нет ни одного навыка, который можно раз отработать и оставить в покое. Я не представляю, как должен выглядеть идеальный учебный план, который поможет охватить все: брать новое, не забывать старое.
Плюс поиск проверочного слова - навык, который у нас был доведен до автоматизма ежедневными уроками русского языка в течение многих лет. Анекдот про английский газон в действии.
asakura_sama
Jan. 27th, 2016 02:33 pm (UTC)
Можно карточку заказывать: стригу грамматические газоны, брею самомнение, подрезаю крылья. Преподаю русский как второй родной.
kinoprogulka
Jan. 27th, 2016 08:00 am (UTC)
Ну значит будем повторять и повторять упражнения на эту тему . С другой стороны, такой навык, как умение определить корень слова и в изучении других языков пригодится. Легче понимаешь этимологию слов и догадываешься о значении.
2lingual
Jan. 27th, 2016 08:49 am (UTC)
Да, согласна! И еще помогает догадываться о значении слова, которое слышишь впервые. Плюс словотворчество. Сплошные плюсы-)
kinoprogulka
Jan. 27th, 2016 08:01 am (UTC)
Просто надо распрощаться с мыслью, что какое-то правило можно пройти во втором классе и уже к нему никогда не возвращаться.
wildrequin
Jan. 27th, 2016 10:53 am (UTC)
Спасибо, я как раз готовила подобный урок в своем классе. Проблема словарного запаса стоит остро и наши дети не могу так просто подобрать слово или выделить лишнее, но я вижу с каким интересом они слушают и как их это удивляет. Узнать что-то новое о незнакомом родном языке, который с годами все менее родной, но для моей дочки желаемый для общения.
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com