2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Развитие речи на прогулке по «Городку»

У меня есть один из любимых способов развития речи – работа с крупноформатными красочными виммельбухами. На консультациях я их часто советую и получаю потом потрясающие отчеты о проделанной работе. В классе с ними работать именно в плане развития речи проблематично, а вот дома разглядывание и обсуждение картинок может превратиться в долгое и удивительное приключение, может разговорить самого упрямого молчуна и на полчаса приковать внимание неусидчивого ребенка.

Итак, виммельбухи – это большие книжки-картинки со множеством деталей и персонажей, истории которых развиваются от страницы к странице. Самые известные книги (и мои любимые) – «Городок» Ротраут Бернер:
"Осенняя книга".
"Зимняя книга".
"Весенняя книга"
"Летняя книга".
"Ночная книга".

Что мы можем сделать с их помощью?
1. Как я уже и говорила, развивать речь. Как – расскажу дальше.
2. Пополнять словарный запас, причем очень интенсивно.
3. Учиться придумывать истории. На первом этапе это прослеживание сюжета по каждому персонажу, дальше – придумывание альтернативного финала и т.д.
4. Отрабатывать грамматику. Вот это, пожалуй, одна из немногих форм работы в классе в условиях ограниченного времени. Например, можно отрабатывать падежи. Винительный падеж: «Я вижу полосатого кота, я вижу белую курицу». Родительный падеж: «Здесь нет розового слона» (заранее составляем список предметов и персонажей, которые нужно найти). Предложный падеж: «Книга лежит на кухне, на столе».

Однако, если бы все было с книгой просто, я бы этот пост не писала.
Из тех же отчетов после консультаций стало ясно, что у многих работать с виммельбухами никак не получается, и всё листание картинок начинается и заканчивается на таком монологе: «Это птичка. Птичка летит. А это дядя, дядя стоит». Такого нарратива будет мало даже моей маленькой Алисе.
Недавно я нашла замечательный пост одной мамы малыша, и под каждым словом могу подписаться. Это лучшее руководство по работе с виммельбухами, поэтому я приглашаю вас к первоисточнику. Почитайте его обязательно.

Благодаря этим простым картинкам мы поднимаем множество тем – и устройство общества, и человеческие эмоции, и цикличность, и поэтапное развитие различных процессов. Мы рассказываем обо всем этом и можем без страха использовать множество сложных прилагательных, сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные оборты. Подробная картинка создает идеальный контекст и помогает ребенку вас понять. В посте есть и пример такого маминого рассказа по картинке. Кстати, как выяснилось, автор блога – преподаватель РКИ в вузе. Я совершенно не удивлена-)

А в другом посте у этого же автора есть еще одно упоминание книг.
Я приведу его здесь, чтобы вы не искали его в середине большого обзора игрушек для малышей:

«Главное в этой книге - родитель. Если он просто называет то, что нарисовано в книге (это птица, это мусоровоз...), книга будет прочитана быстро. Мы сразу начали с историй. Я рассказывала Никите об обитателях городка, о том, как они познакомились друг с другом, об их характерах и увлечениях, о том, кого они любят, как они живут, что чувствуют в этот момент. Мы прослеживали разные эволюции: как цветет и тяжелеет от плодов дерево, как рождается ребенок, как влюбляются и женятся люди, как строится дорога и детский садик. Обсуждали плохие и хорошие поступки. Посещали выставки, проникались атмосферой этого чудесного города, где люди любят общаться и веселиться. Мы изучали праздники, профессии, хобби, цвета, считали автомобили, птиц и животных. Мы хохотали там, где это было уместно, переживали за Сюзанну. Вообще Бернер – это целый мир, безграничный, душевный, очень добрый. Сейчас мы много говорим о жизни, наблюдаем за поведением реальных людей, за их эмоциями. Так же гадаем и додумываем, но уже там, за пределами книги. Книга помогает нам и в жизненно важных вопросах, например, если потерялась бусина. Тут я начинаю свое: «а помнишь, у Сюзанны как-то пропала шапка. Сорока подобрала ее и свила в ней гнездо. А в этом доме завела сорочат. Хорошо ведь получилось? И твои вещи никогда не пропадут, они кому-то послужат, кому-то помогут». И наши слезы прекращаются. Читая книгу, я могла нафантазировать все, что захочу, тем языком, на который способна – я использовала деепричастные обороты, выстраивала синонимические ряды. Заданный текст никогда не дает такой свободы речи и мысли. Сейчас я поражаюсь тому, как Никита строит предложения, как точны его грамматические конструкции, какие рассказы он создает!»

Вот такой и должна быть работа с книгой. А пополнение словарного запаса происходит по пути, в бурном течении истории. Вовсе не обязательно тыкать пальцем в каждый предмет и дважды называть его. Больше того, этого делать как раз не нужно.
А если всей это работы не будет, если убрать родителя из-за кулис и оставить ребенка наедине с книжкой, то марионетки так и останутся висеть на крючке, и истории не случится. Будет как вот в этой статье на «Папмамбук»:

"Период от трех до семи – это время, когда ребенок осваивает самостоятельное построение сюжетов в игре. И ему для этого нужны понятные модели – с четко заданной структурой, с началом и концом. Это период, когда он учится действовать по правилам, когда учится выделять главное и второстепенное, отличать живое от неживого, и т.д. А созданный Ротраут Бернер мир не то что не помогает ему в этом, но в некотором смысле даже сбивает с толку. Это не значит, что книги могут как-то неправильно сказаться на развитии ребенка, нет. Это значит, что он, скорее всего, окажется к ним равнодушен. Закроется от них. А при возможности выбора предпочтет им классические «веселые картинки». Иными словами, «Городок» Бернер все-таки адресован подросткам".

Не согласна я с автором статьи. «Городок» адресован и малышам, и дошкольникам. Лет 5 приношу на уроки картинки из виммельбухов, и я не видела еще ни одного равнодушного к ним дошкольника. Но эта аудитория без грамотной помощи родителей почти ничего из книги не возьмет. Поэтому покупайте виммельбухи, открывайте их побыстрее и помогите ребенку создать вокруг картинок живой и развивающийся мир.
Tags: книги, развитие речи, русский язык дома
Subscribe

  • Когда на общение с ребёнком полгода в году

    На курсе «Билингвы-дошкольники» за год побывало много родителей с самыми разными историями. Как правило, на занятия приходят не от скуки, и самая…

  • Читаем "Повести Белкина"

    Уже лето наступило, а я только собралась подводить итоги наших «весенних чтений». Читали мы три «повести Белкина», и с…

  • Главный на Острове

    Всем хорошего дня! Я сегодня пришла не с пустыми руками, у меня с собой новый курс «Главный на Острове». Расскажу, чем будем заниматься,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Когда на общение с ребёнком полгода в году

    На курсе «Билингвы-дошкольники» за год побывало много родителей с самыми разными историями. Как правило, на занятия приходят не от скуки, и самая…

  • Читаем "Повести Белкина"

    Уже лето наступило, а я только собралась подводить итоги наших «весенних чтений». Читали мы три «повести Белкина», и с…

  • Главный на Острове

    Всем хорошего дня! Я сегодня пришла не с пустыми руками, у меня с собой новый курс «Главный на Острове». Расскажу, чем будем заниматься,…