?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История мамы-партизана

Я сегодня к вам с письмом от мамы, которая впервые написала мне год назад. И вот месяц назад она рассказала о том, как они с дочкой провели этот год и каких результатов достигли. Попросила письмо опубликовать, т.к. ей самой подобных историй в свое время очень не хватало.

Для начала немного предыстории. Шестилетняя дочка не разговаривала по-русски вообще. Кое-что понимала, знала несколько букв, активно сопротивлялась уговорам «повтори то, что я сейчас сказала» и «скажи это по-русски». Учебники и любые пособия не принимала, даже самые яркие и красочные. На этом мы вначале потеряли время и деньги: заказали книжки, которые мне казались подходящими, но девочка туда даже заглядывать не хотела. Пришлось сменить стратегию, но об этом лучше расскажет сама мама.

«Год назад я уже почти потеряла надежду на то, что ребенок будет разговаривать по-русски хотя бы на бытовом уровне. У нас ничего не складывалось, никакие советы не помогали. Моя мама очень обижалась на то, что с внучкой можно общаться только через переводчика. Девочка почти с агрессией воспринимала мои попытки чему-то ее научить.

Не буду вдаваться в подробности того, как мы с Дарьей искали решение. Первый вариант с организацией регулярных уроков (хоть и очень интересных) у нас совсем не пошел, и его пришлось отложить. План В заключался в том, чтобы сначала разрушить ту стену, которую мы нагородили за годы неумелых попыток разговорить ребенка.
Я начала разговаривать сама с собой по-русски. Много. Дома и на улице. Вслух составляла список покупок, рассуждала, что приготовить на ужин и т.д. Садилась возле домика Сильваниан фэмили и одна начинала играть, по-русски. Дочка тут же приходила и смотрела, молча двигала фигурки. С кукольным домиком я играла почти каждый день!

Моей задачей было максимально освободить себе 3 месяца и все свободное время заниматься партизанским обучением своего ребенка. Честно скажу, было тяжело. Тяжело постоянно контролировать свою речь. Играть то в одно, то в другое – весело, но тоже отнимает энергию. Дарья в скайпе напоминала: перестаньте напрягаться, ребенок видит, что с мамой что-то не то :) Надо было расслабиться и при этом быть уверенной в своей цели и в том, что все обязательно получится. Это звучит как совет из книги по психологии, но я не знаю, как сформулировать лучше. И я знаю, что одно это изменило многое.

У нас на неделю было по 1 выражению, которое надо было отработать в разных ситуациях: в кукольном домике, в рисунках, пропеть, показать каким-то способом. Начали с элементарного: мне нравится, я хочу, я могу и их отрицательные и вопросительные формы... Плюс каждую неделю была 1 тема; получились тематические недельки, как у мам, которые занимаются с малышами.

Сейчас я уже не вспомню все, что мы делали. Там были занятия с конструкторами, куклами, постоянно играли в находилки (я наклеивала на лист картинки предметов, которые надо было найти, подписывала их, хотя ребенок еще не читал совсем, и мы шли их искать в парк, магазин, в гости к подруге и т.д.). Были квесты, прятки.

Отдельный, очень эффективный и совершенно неожиданный для меня способ – песни. Я придумывала тексты с изучаемым выражением на мелодии к детским песням («В траве сидел кузнечик», английская песня про алфавит и т.д.) Первые 2 песни нам подсказала Дарья, этот способ нам понравился, и вот сейчас, к концу года в песнях мы выучили даже окончания существительных с предлогами («на столе, под столом, перед столом, за столом, в шкафу, на шкафу, под шкафом»…)


Каждый день надо было что-то придумывать, и если за день ребенок сказал по-русски хотя бы несколько слов, если подпел мне песню, то это уже была победа! Когда у меня силы были уже на исходе, я напоминала себе, что это всего на 3 месяца. Иногда у ребенка просыпался интерес, иногда казалось, что у нас регресс, но кривая хоть и скакала вверх-вниз, но постепенно шла в нужном нам направлении.

Через 3 месяца я подготовилась, разложила кучу картинок и карточек, достала набор «Я играю в школу» и предложила дочке поиграть в уроки. Так мы начали учиться читать и писать, прошли 1-ю страницу учебного пособия, которое когда-то дочка даже смотреть не захотела.

К зиме у нас уже наладились регулярные уроки – 1 час на выходных, немного почитать в будни. Это уже уроки, ребенок принял эту ситуацию. Интенсивность моих партизанских уроков стала уже не такая, как в первые 3 месяца, но вот что произошло: я привыкла много играть с ребенком и в игре учить ее новым словам и фразам. Это уже стало привычкой. Недавно мы ездили в гости к моей младшей сестре, и я сама не заметила, как мы с ее сыном, собирая лего, научились складывать и вычитать, а еще выучили названия объемных фигур. Не потому, что я задавалась такой целью, просто как только я сажусь «играть» с ребенком, мой мозг автоматически переключается в режим учителя-партизана.

Надеюсь, что история нашего «зарождающегося билингвизма» вдохновит отчаявшихся мам. Дайте себе 3 месяца на интенсивное погружение в язык, на то, чтобы опробовать все возможные игровые способы для того, чтобы увлечь ребенка. Сейчас я уверена, что любого ребенка можно заинтересовать той или иной игрой, главное пробовать, экспериментировать и – да, постараться расслабиться и убрать с лица пугающее напряженное выражение :) Веселых уроков всем!»


Comments

( 29 comments — Leave a comment )
yapanda
Jun. 11th, 2015 09:01 am (UTC)
Как же полезны такие истории! Спасибо, что публикуете )
2lingual
Jun. 12th, 2015 07:31 am (UTC)
Меня такие истории тоже очень вдохновляют-)
creative_nick
Jun. 11th, 2015 11:02 am (UTC)
ничего себе...
хорошо что получилось
2lingual
Jun. 12th, 2015 07:39 am (UTC)
Я, если честно, тоже сомневалась в успехе мероприятия после провала плана А-)
Ребенка, который хочет учиться, можно научить чему угодно. А когда учебники летят в стену, остаются только такие партизанские методы.
yulanta
Jun. 11th, 2015 11:14 am (UTC)
Спасибо, очень вдохновляюще!
piccoloshi
Jun. 11th, 2015 12:59 pm (UTC)

Это уже не педагогика, а прямо психотерапия!!!! Аплодисменты и вам, и маме!

2lingual
Jun. 12th, 2015 07:27 am (UTC)

Спасибо! Автор письма обязательно прочитает все комментарии.
finty_minty
Jun. 11th, 2015 03:05 pm (UTC)
это замечательный пример))) мама просто потрясающий молодец! Похоже придется и нам перенимать такую тактику((( У меня только 1 вопрос сколько было лет ребенку?
2lingual
Jun. 12th, 2015 07:28 am (UTC)
Попробуйте! Пишите, если будут вопросы.
Девочке было 6, сейчас уже 7.
finty_minty
Jun. 14th, 2015 04:11 am (UTC)
спасибо. Нам пока 4, она пытается что-то говорить по русски. Но у нас никак не получается сформировать полноценные предложения. 2-3 слова максимум. И слова из 3 слогов нам тоже не даются((( мы ходим к логопеду, но он англоязычный.
tupik83
Jun. 11th, 2015 04:55 pm (UTC)
Молодцы! А как получилось, что ребенок отказывался от русского? Какие ошибки нужно избегать на ранней стадии, чтобы не было такой ситуации в 6 лет?
2lingual
Jun. 12th, 2015 07:22 am (UTC)
Я честно скажу, что не знаю, ответа на Ваш вопрос. У каждой семьи своя история, и общие советы работают далеко не всегда. Важна привычка к обучению, последовательная реализация принципа "один родитель - один язык", способы обучения, используемые пособия. Под пособиями я имею в виду не только учебники, но и игровые материалы, те же "Находилки", художественную литературу, детские энциклопедии. Если мама тратит время на то, чтобы подобрать лучшие материалы, чтобы действительно заниматься с ребенком, то шансы на успех будут намного выше.
2lingual
Jun. 12th, 2015 07:27 am (UTC)
Но даже в этом случае речь идет о "шансах", а не о гарантии. В этом основная трудность вашего вопроса-)
tupik83
Jun. 12th, 2015 12:36 pm (UTC)
Спасибо. Было бы интересно посмотреть вашу подборку материалов для самых маленьких (которые только начинают говорить, 2-3 года), если есть.
dinrik
Jun. 11th, 2015 05:11 pm (UTC)
Обалдеть! 90% мам давно бы бросили эту затею! Молодцы!
2lingual
Jun. 12th, 2015 07:40 am (UTC)
Спасибо! Автор письма был к этому близок-) Неоднократно!
(Anonymous)
Jun. 11th, 2015 05:19 pm (UTC)
Последнее время много встречаю семей ,где с русской мамой дети говорят только по-английски ,отмазка одна:" дети не захотели говорить по-русски". Просто снимаю шляпу перед этой мамой и перед Вами Дарья :)))
2lingual
Jun. 12th, 2015 07:41 am (UTC)
Дети действительно часто не хотят говорить по-русски, но у этого "не хотят" очень много причин. И чаще всего - не хотят, потому что не могут. Не могут, потому что...
Этот клубок можно разматывать очень долго.
kachichu
Jun. 11th, 2015 05:23 pm (UTC)
здорово! Как вот только научить себя постоянно говорить? :)

Ася мне на днях сказала, что не хочет говорить по-русски потому что папа не понимает...
2lingual
Jun. 12th, 2015 07:51 am (UTC)
Быть говорящим радио очень тяжело, да-( Я тут со своим младенчиком под вечер страшно устаю, и это она еще не говорит.
Я советовала максимально готовиться, составять каждый день маленький план, что мы делаем и в какой последовательности, потому что на импровизацию сил уже точно не хватит.
kachichu
Jun. 13th, 2015 03:46 am (UTC)
спасибо за подсказку! Я в общем к этому пришла, но не так четко. У нас последнее время "тематические прогулки". Например, сегодня отрабатывали глаголы-звуки - что видим, то и называем - собака что делает? Лает. Кошка что делает? Мяукает. Листья что делают? Шуршат. И т.д.
oxanaborisovna
Jun. 12th, 2015 09:32 pm (UTC)
Здравствуйте! Давно уже читаю ваш блог и очень мне интересно и полезно то, что вы рассказываете. Но вот несколько раз перечитала историю, ситуация до боли знакомая ), но ... При всем моем искреннем уважении к маме и к прилагаемым ею усилиям , чтобы ребенок говорил по-русски,.. а в чем, собственно, подвиг? Ну, то есть, какова мораль и какие выводы должны сделать мы, другие мамы наших не говорящих по-русски детей? Не естественная ли это ситуация (подчеркну слово «естественная»), когда русская мама с рождения ребенка говорит с ним (и сама с собой постоянно и вслух) по-русски, играет, поет песни, читает сказки, включает мультики, и прочая и прочая, т.е. просто мама, но абсолютно русскоговорящая мама, какая такая «партизанщина»? Да, отказывается говорить по-русски, это нормально и вполне понятно, если кроме мамы нет русского окружения, но это вовсе не факт, что не понимает и ничего не знает. Знает! Даже больше , чем нам, мамам, кажется.
Мне кажется очень правильным совет расслабиться! и не третировать постоянно ребенка «ну скажи!». Но это только опираясь на собственный опыт, когда ребенок совершенно в неожиданный для меня момент вдруг что-то выдает по-русски. Даже не всегда понимаю, потому как не ожидаю, но со временем это все чаще и чаще случается, а на постоянные просьбы/требования «скажи по-русски» почти в 90% случаев отказ.
И еще раз - никакого негатива и критикис моей стороны, совсем наоборот, и очень хочется еще подробностей. И .... капля камень точит!:))
2lingual
Jun. 15th, 2015 07:41 am (UTC)
В примере выше - не просто общение, а именно обучение, последовательное и спланированное, только в скрытой форме. У мамы был план, список речевых конструкций, которые надо было отрабатывать в разных формах, потом - падежи. Каждый день, регулярно и без выходных. Это было обучение по методике "русский как иностранный", только в игровой форме. Отсюда и история с "партизанщиной".

Просто общение - это естественно, конечно. Но его не хватало, видимо, раз у ребенка не сложилась в речи грамматическая, падежная структура языка.
hamstertimeout
Oct. 26th, 2016 08:09 pm (UTC)
я сейчас такое партизанское дело проделываю с моей 4х леткой, но можно спросить про список речевых конструкций, где такие есть и как его составить? У меня план 3 слова в день, глагол, существительное и тд, но это не очень хорошо работает в данный момент.
fistik2104
Jun. 12th, 2015 09:33 pm (UTC)
История замечательная, но немного не хватает предыстории. Как так получилось, что до 6 лет ребенок не говорил по-русски при русскоговорящей маме? Мама до этих трех месяцев не говорила и не играла с ней по-русски?
2lingual
Jun. 14th, 2015 12:53 pm (UTC)
К сожалению, такое случается даже в полностью русских семьях, даже тогда, когда родители почти не говорят на языке среды.
Очень распространенная ситуация - ребенок начал говорить сразу на языке среды или речь хорошо складывалась уже в местном детском саду, на языке среды. К русскому отторжение, т.к. ребенок уже говорит на одном языке и другой по какой-то причине осваивать не намерен.
Если бы только общения на русском было достаточно, у меня бы не было столько работы-)
fistik2104
Jun. 14th, 2015 08:38 pm (UTC)
То, что мама стала делать в этой истории - это и есть общение, и его, как вы сами пишете, и оказалось достаточно, чтобы ребенок заговорил. Здесь нет никакого секрета - это простая арифметическая зависимость: чтобы ребенок знал какой-то язык, этот язык должен присутствовать в жизни ребенка. Чем больше язык присутствует, тем "роднее" он будет для ребенка. Если ребенок с полуторамесячного возраста находится в яслях целый день и родителей видит только по вечерам - ну да, тогда можно представить, что он не заговорит на языке родителей. То есть, час в день общаться недостаточно - спору нет. Но если хотя бы половину времени ребенок проводит в русскоязычной среде (даже если эта среда состоит из одной мамы), то он обязательно заговорит по-русски. Это и произошло в вашей истории.
Как правило, отказа ребенка от языка это именно отказ - это происходит, когда ребенок начинает больше времени проводить вне дома, когда общение со сверстниками становится все более важным и т.д. Но в младенческом и дошкольном возрасте все эти дети говорили с родителями по-русски, и они могут худо-бедно говорить по-русски (и тем более - понимать), просто предпочитают язык среды.
2lingual
Jun. 15th, 2015 07:16 am (UTC)
В примере выше - не просто общение, а именно обучение, последовательное и спланированное, только в скрытой форме. У мамы был план, список речевых конструкций, которые надо было отрабатывать в разных формах, потом - падежи. Каждый день, регулярно и без выходных. Это было обучение по методике "русский как иностранный", только в игровой форме.

"если хотя бы половину времени ребенок проводит в русскоязычной среде (даже если эта среда состоит из одной мамы), то он обязательно заговорит по-русски. Это и произошло в вашей истории.
Как правило, отказа ребенка от языка это именно отказ - это происходит, когда ребенок начинает больше времени проводить вне дома, когда общение со сверстниками становится все более важным и т.д. "

В Японии все детские сады работают до обеда, т.е. после обеда ребенок опять с мамой. И при этой я знаю кучу четырехлеток, которые не говорят по-русски, потому что, например, заговорили поздно, уже в 3 года и сразу по-японски, через 2 месяца пребывания в саду. И есть семьи, в которых у детей русский на уровне родного при том, что они в яслях с утра до вечера - при условии, что вечера и выходные родители проводят время с пользой. Вот с одной моей знакомой мамой таких детей я давно хотела сделать пост. Это я к тому, что при совершенно одинаковых условиях (на первых взгляд) результат может быть противоположный. Универсальных рецептов нет, и простая арифметическая зависимость, конечно, имеет место быть, но иногда дает сбои.
dashabruks
Jun. 14th, 2015 01:59 am (UTC)
Доброго вам утра и потрясающего дня!)
( 29 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com