2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

История мамы-партизана

Я сегодня к вам с письмом от мамы, которая впервые написала мне год назад. И вот месяц назад она рассказала о том, как они с дочкой провели этот год и каких результатов достигли. Попросила письмо опубликовать, т.к. ей самой подобных историй в свое время очень не хватало.

Для начала немного предыстории. Шестилетняя дочка не разговаривала по-русски вообще. Кое-что понимала, знала несколько букв, активно сопротивлялась уговорам «повтори то, что я сейчас сказала» и «скажи это по-русски». Учебники и любые пособия не принимала, даже самые яркие и красочные. На этом мы вначале потеряли время и деньги: заказали книжки, которые мне казались подходящими, но девочка туда даже заглядывать не хотела. Пришлось сменить стратегию, но об этом лучше расскажет сама мама.

«Год назад я уже почти потеряла надежду на то, что ребенок будет разговаривать по-русски хотя бы на бытовом уровне. У нас ничего не складывалось, никакие советы не помогали. Моя мама очень обижалась на то, что с внучкой можно общаться только через переводчика. Девочка почти с агрессией воспринимала мои попытки чему-то ее научить.

Не буду вдаваться в подробности того, как мы с Дарьей искали решение. Первый вариант с организацией регулярных уроков (хоть и очень интересных) у нас совсем не пошел, и его пришлось отложить. План В заключался в том, чтобы сначала разрушить ту стену, которую мы нагородили за годы неумелых попыток разговорить ребенка.
Я начала разговаривать сама с собой по-русски. Много. Дома и на улице. Вслух составляла список покупок, рассуждала, что приготовить на ужин и т.д. Садилась возле домика Сильваниан фэмили и одна начинала играть, по-русски. Дочка тут же приходила и смотрела, молча двигала фигурки. С кукольным домиком я играла почти каждый день!

Моей задачей было максимально освободить себе 3 месяца и все свободное время заниматься партизанским обучением своего ребенка. Честно скажу, было тяжело. Тяжело постоянно контролировать свою речь. Играть то в одно, то в другое – весело, но тоже отнимает энергию. Дарья в скайпе напоминала: перестаньте напрягаться, ребенок видит, что с мамой что-то не то :) Надо было расслабиться и при этом быть уверенной в своей цели и в том, что все обязательно получится. Это звучит как совет из книги по психологии, но я не знаю, как сформулировать лучше. И я знаю, что одно это изменило многое.

У нас на неделю было по 1 выражению, которое надо было отработать в разных ситуациях: в кукольном домике, в рисунках, пропеть, показать каким-то способом. Начали с элементарного: мне нравится, я хочу, я могу и их отрицательные и вопросительные формы... Плюс каждую неделю была 1 тема; получились тематические недельки, как у мам, которые занимаются с малышами.

Сейчас я уже не вспомню все, что мы делали. Там были занятия с конструкторами, куклами, постоянно играли в находилки (я наклеивала на лист картинки предметов, которые надо было найти, подписывала их, хотя ребенок еще не читал совсем, и мы шли их искать в парк, магазин, в гости к подруге и т.д.). Были квесты, прятки.

Отдельный, очень эффективный и совершенно неожиданный для меня способ – песни. Я придумывала тексты с изучаемым выражением на мелодии к детским песням («В траве сидел кузнечик», английская песня про алфавит и т.д.) Первые 2 песни нам подсказала Дарья, этот способ нам понравился, и вот сейчас, к концу года в песнях мы выучили даже окончания существительных с предлогами («на столе, под столом, перед столом, за столом, в шкафу, на шкафу, под шкафом»…)


Каждый день надо было что-то придумывать, и если за день ребенок сказал по-русски хотя бы несколько слов, если подпел мне песню, то это уже была победа! Когда у меня силы были уже на исходе, я напоминала себе, что это всего на 3 месяца. Иногда у ребенка просыпался интерес, иногда казалось, что у нас регресс, но кривая хоть и скакала вверх-вниз, но постепенно шла в нужном нам направлении.

Через 3 месяца я подготовилась, разложила кучу картинок и карточек, достала набор «Я играю в школу» и предложила дочке поиграть в уроки. Так мы начали учиться читать и писать, прошли 1-ю страницу учебного пособия, которое когда-то дочка даже смотреть не захотела.

К зиме у нас уже наладились регулярные уроки – 1 час на выходных, немного почитать в будни. Это уже уроки, ребенок принял эту ситуацию. Интенсивность моих партизанских уроков стала уже не такая, как в первые 3 месяца, но вот что произошло: я привыкла много играть с ребенком и в игре учить ее новым словам и фразам. Это уже стало привычкой. Недавно мы ездили в гости к моей младшей сестре, и я сама не заметила, как мы с ее сыном, собирая лего, научились складывать и вычитать, а еще выучили названия объемных фигур. Не потому, что я задавалась такой целью, просто как только я сажусь «играть» с ребенком, мой мозг автоматически переключается в режим учителя-партизана.

Надеюсь, что история нашего «зарождающегося билингвизма» вдохновит отчаявшихся мам. Дайте себе 3 месяца на интенсивное погружение в язык, на то, чтобы опробовать все возможные игровые способы для того, чтобы увлечь ребенка. Сейчас я уверена, что любого ребенка можно заинтересовать той или иной игрой, главное пробовать, экспериментировать и – да, постараться расслабиться и убрать с лица пугающее напряженное выражение :) Веселых уроков всем!»


Tags: игры, из первых рук, консультации, трудности и проблемы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments