?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нашла пару фото с уроков по написанию изложений. Раньше я как-то писала, что изложения у нас по рассказам «Большая книга эмоций».

Работаем так:
1. Читаем 1й текст, тут же пересказываем по цепочке, по одному предложению.
2. Читаем 2й текст, быстрый пересказ.
3. Выбираем текст, который дети хотят писать. Мнения обычно разделяются, так что каждый пишет свое.
4. Убираем бумажки. Дети диктуют мне последовательность событий, я зарисовываю элементарную схему на доске.



Вот вариант для тех детей, у которых с речью проблем больше:



5. Пишем изложение.

В русской школе изложение всегда опирается на план. Вот с планом у нас такая ситуация. Дети умеют его писать, мы натренировались на Айболите и Мюнхаузене. Для них это пустяки. Но свернуть полотно текста в несколько ключевых предложений – это легко, а вот развернуть потом из плана текст уже не получается. Хотя, казалось бы, мы всё уже умеем. Поэтому пока пишем по картинкам, а к плану перейдем позже. Я даже не знаю, насколько в этом у нас сейчас есть необходимость.

Не перестаю удивляться, насколько маленькими должны быть наши шаги. Для того, чтобы подняться на одну крохотную ступеньку вверх, надо отработать новый навык. Для того, чтобы спуститься – еще один. Для того, чтобы написать изложение на полстранички, надо выстроить целую лестницу из самых разных умелок.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
asakura_sama
May. 6th, 2015 07:36 am (UTC)
Вот оно что.
Развернуть из плана- сложно?

Может, и наши рыдания оттуда. План пишется без проблем, детка пересказывает короткий текст без проблем. Потом кладется на стол ручка, на лице рисуется отчаяние и начинается" как писать? Я забыыыла!".
Действительно, в программе сто заданий " напиши план" и ни одного- разверни план...
Предполагается, что это умение приходит само как- то.
Детка сотни пиктограмм развернула, 27! Пикто- книжек.
И это - не оно?

Как звучит рассказ по такой вот опорной схеме- картинке? Не записывали за детьми?
asakura_sama
May. 6th, 2015 10:17 am (UTC)
Японская началка учит совсем по - другому.
Надо ежедневно читать один и тот же рассказ три раза, слушающий отметит громкость, выразительность и правильность чтения.
Фактически, оно нацелено на правильное чтение иероглифов.
В классе надо быть готовым быстро найти слово или словосочетание, которое назовет учитель.
Разученный таким образом текст потом воспроизводится наизусть.
( вы не представляете, как достала всю семью белая лошадь!)

Навык совершенно не подходит к требованиям изложения по- русски.
Вот это " последовательное запоминание наизусть" так же очень мешает рассказу с датами и месяцами.
Дискретно месяцы и дни недели по- русски в голове не существуют, только цепочкой.
И сказать: в марте мы ходили на день рождения к Роберту превращается в: мееее... Сангатцу это сколько? Январь- февраль- март- да! В марте! А что мы делали?
И недайбог, спланировать: 24 го июня в 11 часов у нас будет встреча с ....
Мам, а это когда? Аа, сейчас посчитаю... А что мы там делать должны? А кто это? Ааа, а когда- завтра? Нет? А когда?

С переводом вышибается напрочь привязка ко времени.

2lingual
May. 12th, 2015 11:35 am (UTC)
Надо было сфотографировать тетради!
Но там нормальные, стройные рассказы. Детальные, симпатичные.
Не знаю, почему так. За пиктограммой скрывается вся история, а за словами плана скрываются только слова текста. Мне говорят: "Я не помню, как там написано было". Это когда с планом.
asakura_sama
May. 13th, 2015 06:39 am (UTC)
Очень японская реакция " я не помню как там написано было".
Не ЧТО написано, а КАК.

В этой точке культуры очень мешают друг другу. Я тут в новом году постараюсь побольше усилий приложить.
Подумала: мне нужно пересказ довольно объемного текста своими словами, переработанный, с опорными схемами- картинками, с майндмеппингом.
Туда- сюда, от схемы к тексту и от текста к схеме и изложению.

Вчера за столом забавно было. Муж надулся: ты все время от меня что- то требуешь! Я: юлька, я пристаю к нему или обычно говорю?
Ю: эээ, как тебе сказать. По- русски ты звучишь нормально. А по - японски - цепляешься!
2lingual
May. 13th, 2015 07:11 am (UTC)
Так и получается: при виде картинки дети вспоминают историю, а при виде плана - то, как она была написана, пытаются воспроизвести сам текст. И изложения такие получаются: они дословно переписывают план и как-то его пытаются дополнить деталями. Ерунда выходит. Я даже не уверена, что нам надо с этим работать, пусть будут картинки!

А вы с мужем по-японски разговариваете?
Это то, к чему никак не может привыкнуть свекровь - я к мужу цепляюсь и вообще проявляю неуважение-) Ничего не знаю, я таких нюансов пока не чувствую.
asakura_sama
May. 13th, 2015 08:34 am (UTC)
Забавно, как проявляется языковой менталитет.

Согласна, текстовые планы не нужны, я теперь поняла почему.
Спасибо большое за этот пост.
Будем идти к опорным схемам, майндмеппингу. Схема- рисунок- опорные слова. А не " план".
kozochka
May. 6th, 2015 09:45 am (UTC)
а как дети учатся делать сложные предложения и употреблять всякие предлоги, союзы, вводные слова..?..
у меня обычно все надоедает им, т.к. быстро и примитивно и с жестами они могут что-то передать, а ПРАВИЛЬНО - не хотят учиться.
Когда я прошу мне пересказать книгу или фильм - хором хитро говрят - ПОСМОТРИ САМА)))
polyanka_brir
May. 6th, 2015 12:34 pm (UTC)
А вот как эффективно научить писать план? Помогите! Крик души, просто:).
2lingual
May. 12th, 2015 11:48 am (UTC)
Мы тогда просто читали главу за главой Айболита в прозе и после каждой главы составляли план-)) Как в анекдоте про английский газон: "Надо всего лишь раз в неделю его стричь. И так на протяжении 200 лет".
beresclet
May. 6th, 2015 02:07 pm (UTC)
Спасибо за рассказ. Я изложения с детьми пишу не часто, чаще сочинения или диктанты. А если мы пишем изложения, то даю много опорных слов. Потому что часто даже самые простые слова им непросто писать.
С картинками пока не пробовала. Спасибо за идею (но писали тексты, опираясь на рассказы по картинкам).
veryfairytale
May. 6th, 2015 04:26 pm (UTC)
План для меня в школьных сочинениях всегда был мукой мученической. Я всегда оставляла место в начале, писала сочинение, а потом сочиняла план :)
2lingual
May. 12th, 2015 11:36 am (UTC)
А я тоже писала план уже в самом конце-))
Зато на журфаке позже оценила пользу от составления плана.
asakura_sama
May. 13th, 2015 06:26 am (UTC)
Детям трудно " заглянуть" в результат, у них синтетический тип мышления.
А для плана нужна дедукция.
Поэтому так отчаянно дрессируют на эти планы столько лет.
Но идея с опорными картинками И ключевыми словами мне больше нравится.
( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com