2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Каша во рту: проглатываем и говорим

Каждый раз, когда у меня в очереди миллион дел, мне хочется закрыть ту-ду лист и затеять что-то миллион первое.

Это дело затеялось в двух моих группах, в которых учатся дети 8-11 лет условно с «русским как вторым родным». Последние несколько месяцев у нас проблемы с дикцией, произношением. Дети глотают окончания слов, перестали четко произносить даже те звуки, с которыми не было проблем, с  трудом выговаривают что-то длиннее трех слогов. Во рту – та самая классическая «каша» или, как говорила моя учительница по хоровому пению, «песок».  С интонацией тоже проблемы, особенно при чтении. Я подозреваю здесь какой-то возрастной кризис. А может просто японский язык берет свое.

Обиднее всего то, что ухудшение дикции у нас происходит на фоне хорошего прогресса с фонематическим слухом. Даже дети без русского языка за пределами класса начали прекрасно слышать разницу между звуками и пишут мне отличные диктанты. Вчера 10 ошибок в диктанте ужасно расстроили мальчика, который 3 месяца назад делал больше 30 ошибок.

В связи с этим я собираюсь в следующем месяце провести интенсив-курс по улучшению дикции. Продлить его, в случае необходимости, еще на месяц или вернуться к нему через месяц.

Как мы будем работать:
1. Разминка: гласные и согласные (согласные – по взрослой программе для дикторов)
2. Скороговорки – по 1 в неделю
3. Выразительное чтение текстов. Сначала 3 минуты работаем с текстом, потом дети вытягивают по одной бумажке с заданием прочитать текст каким-то особенным образом.
4. Несколько игр на произношение сложных слов.
5. Упражнение на дыхание, постановку ровного гласного звука.

На уроке это все займет у нас около 30 минут. Плюс домашнее задание.

Я предлагаю всем желающим присоединиться к нам, для чистоты эксперимента и выработки действительно эффективной программы, которую не надо будет подчищать каждый год.

Условия:
1.  Дети с 7-8 лет. Потому что с малышами надо работать по-другому.
2.    Регулярные ответы с комментариями. Раз в неделю я буду присылать план работы плюс материалы для распечатывания. Через неделю я надеюсь получить ваши ответы: что получилось, что нет, что понравилось ребенку, а что нет. Возможно, у вас тоже появятся какие-нибудь идеи. Без фидбека материалов не будет, прошу меня понять правильно.
3.     Ну и, конечно, если у ребенка чистое произношение, хорошая дикция, то лучше заняться чем-то более продуктивным. Разумеется, все эти задания никому не помешают, но мне бы хотелось оценить прогресс. У ребенка с чистой дикцией этот прогресс заметить будет сложнее. Мне так кажется.

Курс бесплатный, перепосты и прочее – по собственному желанию.
Желающие могут отписаться в комментариях. Начнем в феврале, поэтому время – до конца следующей недели. Потом присоединиться уже не получится. Зовите знакомых – возможно, кому-то этот небольшой курс пригодится и поможет. Буду рада продуктивной совместной работе! О результатах обязательно расскажу.

UPD: Запись окончена, спасибо всем участникам! Удачной нам работы.



Tags: виртуальный проект, произношение, развитие речи, русский язык дома, трудности и проблемы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →