2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

Подготовка к школе при посольстве

В мае закончился учебный год у моих немногих подготовишек, которые в сентябре собираются либо в посольскую школу, либо в 1й класс школы в России, и которые еще в прошлом сентябре имели о русском языке очень смутное представление.

Под катом подробный текст. Почитайте его, пожалуйста, если решите в новом году записаться на годовой курс подготовки. Тогда вы будете знать, чего ожидать, а чего я вам пообещать не могу – пока не могу или в принципе.

Внимание! Речь пойдет о самых непростых случаях, когда нам надо за год подготовить к русской школе ребенка с нуля или почти с нуля. Если русский язык на уровне второго родного, то у нас есть возможность все моменты проработать намного глубже и создать такой запас, который позволит в 1м классе справляться с большим объемом домашнего задания и параллельно готовиться к усложнению программы следующего года.

Прелюдия
Обучение в школе при посольстве – особая история. Тем более, если дело касается экстерната и необходимости самостоятельно проходить программу русской школы. Обычно родители планируют квест по получению русского сертификата о среднем образовании заранее и отдают детей в русские школы лет с 3-4. В этом случае у ребенка есть хорошие шансы закончить как минимум младшую школу без особых потерь и нервов.

Ко мне же с самого начала работы большинство учеников приходит по рекомендации «я знаю преподавателя, который занимается по РКИ и работает с самыми начинающими и даже еще не начавшими». Речь идет о шестилетках, которые впервые начали учить русский язык.

В этом случае нам за год приходится пройти огромный путь – от русского с нуля или с 0,5 до русского как родного, который ожидается преподавателями посольской школы. Волшебной палочки у меня нет ни в одном кармане, а без достойных артефактов задача это непосильная. Я не пессимист, это действительно невозможно. Поэтому мы сформулировали ее так – приблизиться к «русскому как родному» насколько это возможно с нашими стартовыми условиями.

Процесс
Программу я начала готовить еще 2 года назад. Занятия проходят с сентября по июль (схема пока еще ни разу не сработала, дети уходят на каникулы раньше) 1 раз в неделю (а вот с этим проблем не было, хотя настроена я была скептически) в формате индивидуальных занятий.


Результат
Несмотря на то, что 2 года подряд нам приходилось закончить учебный год на 2 месяца раньше положенного, мы успевали:
- научиться писать и читать;
- сдать тест на технику чтения в конце: мы всегда соответствуем стандартам для учащихся 1 класса русской школы;
- максимально возможно в нашем случае развить фонематический слух, и я надеюсь, что в будущем с диктантами у детей проблем будет меньше;
- научиться пересказывать по наиболее простой и подходящей для дошкольников методике;
- если падежей на местах вообще нет, то успеваем поставить падежи. НО не всю падежную систему, потому что это не-воз-мож-но при всем моем желании. Зато усваиваем падежи в самых основных и частотных случаях употребления (иногда ошибаемся, куда без этого). На этой базе уже можно что-то строить и развивать.
- если с падежами все было более-менее хорошо, то мы успеваем больше поработать с речью, выстроить полноценные предложения;
- пополнить словарный запас: и активный, и пассивный. Недостаточно для уровня монолингва-дошкольника, но это та базовая лексика, без которой в школе будет совсем тяжело. Опять-таки, чем лучше старт, тем лучше результаты. Все закономерно.
- параллельно с этим процессом взять несколько ключевых тем из тематического планирования по русскому языку за 1 класс.

+ занятия с родителями
Дети получают и еженедельные домашние задания, и стопки текстов для домашнего чтения. Ничего непосильного и времязатратного нет. По окончании обучения с мамами и папами у нас проходят бонусные полчаса инструктажа – какую стратегию обучения выбрать и на чем сосредоточить усилия на протяжении первого и затем второго полугодия. На уже созданной за год базе родителям и ребенку надо много чего построить. Мало подготовить детей – родители тоже в стороне не останутся. В первый класс все равно идти всем вместе-)

В идеале в первом классе ребенок должен обойтись без помощи репетитора по русскому языку и учиться немножко с опережением программы (например, уже в 1 классе начать постепенно заниматься с преподавателем английским по программе 2 класса).

Успешного всем обучения в новом учебном году!
А с осени буду ждать новых приключенцев. У меня для них как раз готовится кое-что новенькое.




Tags: русский как родной, трудности и проблемы, школа "Росинка. Токио", школа при посольстве
Subscribe

  • Интонация в игре

    А как с интонацией у ваших детей и учеников? На конференции по русско-японскому билингвизму был один очень интересный доклад Ганны…

  • Мастерская поэтов и переводчиков

    Я не пропала, у меня просто очередная куча дел. Вот, к примеру, в Токио состоялась очередная конференция по вопросам детского двуязычия, в которой…

  • А в это время в интернете...

    1. Текст выступления логопеда на Третьей конференции по русско-японскому детскому билингвизму 2. Учимся создавать иллюстрацию при помощи слов.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Интонация в игре

    А как с интонацией у ваших детей и учеников? На конференции по русско-японскому билингвизму был один очень интересный доклад Ганны…

  • Мастерская поэтов и переводчиков

    Я не пропала, у меня просто очередная куча дел. Вот, к примеру, в Токио состоялась очередная конференция по вопросам детского двуязычия, в которой…

  • А в это время в интернете...

    1. Текст выступления логопеда на Третьей конференции по русско-японскому детскому билингвизму 2. Учимся создавать иллюстрацию при помощи слов.…