2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

Учимся рассказывать истории за 2 урока

Сразу скажу, что если с речью и фантазированием по-русски у ребенка все в порядке, то пост будет вам, наверное, неинтересен, потому что он о том, как можно научиться рассказывать истории при небольшом словарном запасе на фоне неуверенности в своих силах-)

Я взяла для примера главу «Айболита», но можно использовать любой другой текст с четкой структурой.

Глава 6. Краткий пересказ: однажды в дверь кто-то постучал, и на пороге оказалась Ласточка. Она сказала Айболиту: «Надо срочно ехать в Африку, потому что у обезьян болят животы». Айболит растерялся: у него же нет корабля! Потом он вспомнил, что корабль есть у его друга Робинзона, и начал вместе с некоторыми животными собираться в дорогу.

Рисуем шаблон для комикса, примерно вот такой:

Айболит собирается в Африку

Элементов-подсказок может быть больше, например, «лампочка» в квадратике, который означает идею взять корабль у Робинзона.

1 урок.
Рисуем комикс, заполняем квадратики. Желательно, чтобы дети сами определили, что куда рисовать, т.е. вычленили структуру главы. У нас получилось так:
1. В дверь постучали.
2. На пороге – Ласточка, она говорит: «Надо ехать в Африку!»
3. Почему? Потому что...
4. Проблема: «У меня же нет корабля!»
5. Решение проблемы: берем корабль у Робинзона.
6. Заключение. Едем в Африку.

Домашнее задание: я даю такой же шаблон, в котором надо нарисовать свой комикс по той же схеме. Я никогда не даю на дом творческую работу, вроде сочинения, но здесь задание-конструктор, в который надо вставить свои элементы. Справились все, включая новичков.

Пример: «Однажды вечером в дверь постучали. На пороге стоял Динозавр. Он сказал: «Уходи отсюда!» Почему? «Потому что у меня дом маленький, а я уже большой, я из него вырос!» Айболит думает: «Что же делать? Мне тоже негде жить». И тут он придумал: «Хорошо, только ты поможешь нам построить новый дом». Они построили новый большой дом и стали там жить, а Динозавр пошел жить в старый дом Айболита».

Урок 2.
После того, как дети рассказали свои истории, они кладут перед собой новый чистый шаблон, и я по кругу даю вступления для их историй, которые надо тут же, не записывая, продолжить.

- Однажды утром в дверь Айболита постучили. На пороге была Русалочка...
- Однажды вечером в дверь Айболита постучили. На пороге стоял Буратино...
- Однажды ночью в дверь Айболита постучили. На пороге стоял Бармалей...
- Однажды в полдень в дверь Айболита постучили. На пороге стояли два великана...

Так за несколько минут каждый ребенок в группе на ходу сочинит по 2-3 истории по уже знакомому шаблону. Половина детей начнет уже тогда менять свои шаблоны и перестроит сюжет. Но не это главное. Главное то, что даже самые стеснительные ученики и те, которым не удавалось сформулировать по-русски какой бы то ни было связный текст, почувствуют себя гораздо увереннее и после двух-трех разных шаблонов разных глав начнут без страха фантазировать.


Tags: работа с текстом, развитие речи, школа "Росинка. Токио"
Subscribe

  • Как работать в разноуровневой группе?

    Вы учитель. Приходите в класс на урок, а там вас ждет новая группа. Один ребенок полгода назад переехал из России, второй «понимает, но не…

  • Читаем "Повести Белкина"

    Уже лето наступило, а я только собралась подводить итоги наших «весенних чтений». Читали мы три «повести Белкина», и с…

  • Первые шаги в профессии

    Это пост, который я хотела бы прочитать тогда, когда делала первые шаги в профессии. Я пришла к детям с опытом преподавания РКИ взрослым студентам,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments